Все эти модели совсем новые, они появились в продаже лишь в конце 2019 года. Что важно, цены не запредельные, хотя аббревиатуру SQ многие почему-то воспринимают как недоступный High End. В последнее время всегда стараюсь привести рекомендованные цены на момент теста, и в данном случае они выглядят так:
Ground Zero GZRC 165.3SQ – 3-полоска, 19 990 рублей
Ground Zero GZRC 165.3SQ-ACT – 3-полоска без кроссов, 16 990 рублей
Ground Zero GZRC 165.2SQ – 2-полоска, 11 990 рублей
Ground Zero GZRK 165SQ – НЧ/СЧ динамики, 5 490 рублей
Ground Zero GZRM 80SQ – СЧ динамики, 7 690 рублей
Ground Zero GZRT 25SQ – твитеры, 4 990 рублей
Выглядит многообещающе. Исторически сложилось, что имя Ground Zero у многих ассоциируется лишь с могучими сабвуферами, а в сегменте SQ – с дорогими компонентами. А вот в обсуждениях доступного SQ чаще фигурируют другие бренды. Зная подход компании, полагаю, серия Radioactive SQ может «навести шороху» и в этом сегменте. Так что, полагаю, к ней есть смысл присмотреться повнимательнее.
Конструкция, предварительное изучение
Итак, для начала НЧ/СЧ динамики Ground Zero GZRK 165SQ. Первая отличительная деталь – алюминиевые диффузоры. Как показала практика, материал многообещающий, но работать с ним умеют далеко не все. Потом на измерениях и прослушивании посмотрим, как это получилось у Ground Zero.
В целом исполнение динамиков без лишней экзотики, но со вкусом. Штампованные корзины брендированы, магниты дополнительно «одеты» в защитные кожухи.
Подводящие выполнены стандартным способом – от терминалов к диффузору и дальше уже к катушке. Тыльной стороны диффузора не касаются даже при его максимальном смещении, звона при работе динамиков не замечено.
Среднечастотники тоже имеют алюминиевые диффузоры. Их номинальный размер 80 мм, это чуть больше стандартного 3-дюймового калибра. Внешний диаметр фланца – 94 мм, диаметр посадочного отверстия – 77 мм.
Корзины – пластиковые. Материал в описании не указан, но жёсткость достаточная, и это главное. Позже, когда крепил динамики в боксы, на свой риск специально попробовал деформировать их, ничего не треснуло.
Моторы – с кольцевыми неодимовыми магнитами. Посадочная глубина динамиков – всего 34 мм.
Вентиляция катушек организована через осевые отверстия и окна под центрирующими шайбами – их можно заметить, если заглянуть снизу.
Небольшое, но порой важное дополнение – простые, но качественные грили в комплекте.
На твитерах точно такая же сетка, как и на других динамиках, так что всё получается в едином стиле. Они идут с кольцами для врезного монтажа, аксессуаров для монтажа на поверхность не предусмотрено (по крайней мере, в 3-полосном комплекте GZRC 165.3SQ ничего такого не обнаружено).
Твитеры имеют купола из прозрачного шёлка в полимерном связующем. С обратной стороны имеется осевое отверстие, закрытое «пушистой» вставкой (акустическая нагрузка). Это неожиданно, обычно открытое акустическое оформление встречается в более дорогих высокочастотниках.
Кроссоверы в 3-полосном и 2-полосном комплектах (Ground Zero GZRC 165.3SQ и GZRC 165.2SQ, соответственно) выполнены в одинаковых корпусах. Поканального подключения (для би-ампинговых или би-вайринговых схем) не предусмотрено. В трёхполосном кроссовере предусмотрен выбор уровня твитера и среднечастотника.
В двухполосном кроссовере тоже есть два джампера, и оба – в канале твитера. Один меняет уровень сигнала («-2 дБ», «0 дБ», «+2 дБ»), а второй обозначен как «Low / High». Как выяснилось, меняет характеристику фильтра в области раздела с НЧ/СЧ полосой.
Измерение параметров
Предупрежу сразу, графиков в этот раз будет много. По каждому из них постараюсь дать только основные комментарии, чтобы не перегрузить статью, но сложить общее представление об акустике. Для начала пройдусь по каждому динамику отдельно.
Измеренные параметры Ground Zero GZRK 165SQ:
- Fs (собственная резонансная частота) – 52 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 14 л
- Qms (механическая добротность) – 3,92
- Qes (электрическая добротность) – 0,68
- Qts (полная добротность) – 0,58
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 15 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 4,6 Тл м
- Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 2,9 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 86,9 дБ
Измеренные параметры Ground Zero GZRM 80SQ:
- Fs (собственная резонансная частота) – 132 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 0,7 л
- Qms (механическая добротность) – 5,55
- Qes (электрическая добротность) – 0,51
- Qts (полная добротность) – 0,46
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 3,5 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 4,0 Тл м
- Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 2,8 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 87,1 дБ
Анализ работы Ground Zero GZRK 165SQ
Если заметили на графике чуть выше, с повышением частоты импеданс не лезет вверх, что косвенно говорит о применении в магнитной системе кольца Фарадея.
Если коротко, оно «компенсирует» индуктивность звуковой катушки, и усилитель на верхних частотах работает с динамиком почти так же, как если бы это был простой резистор. Это уменьшает интермодуляционные искажения, и АЧХ, как правило, уже не имеет резкого спада на верхней границе своего диапазона. Собственно, что и подтвердилось, без фильтрации динамик пытается играть аж выше 10 кГц:
Как и полагается 6,5-дюймовому калибру, направленность начинает чувствоваться только выше 2 кГц. До этой отметки динамик ведёт себя отлично – АЧХ на этом участке ровная, акустическая фаза не ломается. Словом, алюминиевый диффузор работает как надо, даже лучше большинства целлюлозных.
Искажения, к слову, тоже ниже обычного, к 5-процентной отметке даже не пытаются приблизиться.
Анализ работы Ground Zero GZRM 80SQ
Динамик изо всех сил пытается прикинуться широкополосником и дотянуться до самого-самого верха. Но это во многом за счёт применения того же кольца Фарадея, на деле это всё равно среднечастотник, и верхние частоты – не его стихия. В глаза сразу бросается горб в районе 10-11 кГц и в целом «волнистость» АЧХ. Впрочем, эти артефакты можно нивелировать фильтрами, потом сами увидите.
Акустическая фаза слегка «гуляет», но без резких переломов. Не идеально, но и не критично. Особенно, если учесть, что вес всей подвижной системы вместе со звуковой катушкой здесь едва переваливает за 3 грамма.
Искажения, как и у НЧ/СЧ динамика, низкие. До отметки 3% добираются только при снижении частоты до 300 Гц, да и то всё это на весьма приличных уровнях громкости.
Анализ работы Ground Zero GZRT 25SQ
Классика шёлковых излучателей. Ровно, аккуратно. При развороте отдача на самом верху слегка падает, но откровенно «валить верх» твитер не начинает. Так что при выборе способа инсталляции свобода большая. Собственно, это потом подтвердилось и при прослушивании.
Купол ведёт себя более чем пристойно. Едва заметная ступенька фазовой характеристики выше 10 кГц (это как раз изгибный резонанс купола) невелика и не приводит в этом месте к появлению явного провала АЧХ.
Искажения в рабочем диапазоне частот тоже крайне маленькие, но при снижении частоты растут резко. Так что твитер хорош, но при настройке ФВЧ нужно быть аккуратнее.
Граница дозволенного, кстати, хорошо чувствуется при настройке – опускаешь частоту среза, сначала всё нормально, потом буквально один шаг, и твитер начинает резко «грязнить» звук. Настраивать ФВЧ ниже 4,5-5 кГц (при 12 дБ/октава) я бы не стал.
Работа акустических систем с пассивными кроссоверами
Скажу сразу, кроссоверы порадовали. Как трёхполосные, так и двухполосные. А то в последнее время начало складываться ощущение, что половина производителей разучились согласовывать их характеристики с особенностями динамиков и берут просто первые попавшиеся (это так, из опыта работы с предсерийными образцами, потом при случае напишу об этом отдельную статью).
Первым делом снял импедансные кривые. Пока всё нормально, импеданс нигде не просаживается сверх разумного, хотя в трёхполосном варианте подбирается к отметке 2,5 Ом. К слову, обратите внимание, в этом варианте раздел НЧ и СЧ полос достаточно низкий, и фильтры «задевают» резонансный пик НЧ/СЧ динамика (оба графика, если что, в одном масштабе). Фактически, это меняет демпфирование динамика и сказывается на характере баса – когда перейду к звучанию, отмечу это отдельно.
В трёхполосном варианте (Ground Zero GZRC 165.3SQ) мидбасовому звену остаётся совсем узкий частотный диапазон. Уже с 250-300 Гц в дело вступает среднечастотник и работает где-то до 4 кГц. Все артефакты этого динамика на более высоких частотах радикально отсекаются кроссовером, и выше по частоте уже работает твитер.
Обратите внимание, при развороте СЧ динамика даже единственный оставшийся в СЧ полосе горб на 2-3 кГц становится ещё менее заметным. Разумеется, в реальной системе он всё равно может вылезти из-за разного рода переотражений от панели и стекла, но может статься, что эквализация в этом диапазоне и не понадобится.
А вот так в 3-полосном кроссовере работают регулировки. Все АЧХ сняты по оси динамиков.
В двухполосном варианте (Ground Zero GZRC 165.2SQ) частота раздела полос выбрана достаточно высоко. Такое ощущение, что ФВЧ режет даже чуть выше, чем в 3-полосном варианте, что показалось немного странным. Впрочем, НЧ/СЧ динамик легко до него дотягивает, и в данном случае выводы лучше оставить до прослушивания.
Оба джампера в кроссовере меняют характеристики ФВЧ в цепи твитера. Делают это аккуратно, в конкретной инсталляции помогут точнее согласовать полосы между собой в зависимости от взаимного расположения и ориентации излучателей.
Прослушивание 3-полосной системы Ground Zero GZRC 165.3SQ
Первое впечатление – звучание очень энергичное и ясное, абсолютно никакой замыленности и эффекта «накинутого на акустику покрывала». Атака передаётся легко и естественно, струны гитары острые, малый барабан «стреляет» как надо. В целом акустика звучит легко и открыто. Приятно удивило, что при снижении громкости акустика не «дубеет», микродинамика сохраняется на должном уровне.
В исходном состоянии кроссовера (джампер твитера в положении «0 дБ») верхов многовато, но по структуре они хороши. Да и вообще, твитеры для своей цены – мегазачётные, просто по уровню их желательно как-то усмирить.
Положение «+2 дБ» отбросил сразу – его можно рассматривать только когда твитеры засунуты под совсем уж плотные штатные сетки. Перевод джампера в «-2 дБ» делает звучание более сбалансированным, и во многих случаях будет, пожалуй, самым оптимальным. Правда, если «включить аудиофила» и придираться, то в таком положении структура самих ВЧ становится немного скучнее.
Учитывая выявленную особенность, вернул джамперы в положение «0 дБ» и поигрался с направлением твитеров. Интересно, что при развороте субъективно меняется уровень ВЧ, но не их характер. Наиболее естественное звучание получается, если их направить не в сторону слушателей, а, например, друг на друга. К слову, так и СЧ звучат интереснее, так что вырисовывается заманчивый вариант установки – СЧ и ВЧ на стойках с направлением друг на друга или на центр противоположного бокового стекла. Одна из почти забытых олдскульных компоновок.
Джампер «High/Low» в СЧ звене, разумеется, тоже меняет характер звука, но тут обойдусь без конкретики – оптимальный вариант в каждой инсталляции будет свой, его лучше выбирать, как говорится, по месту.
Бас кайфовый, мясной, особенно хорош на ритмичной хаус-музыке или бодром трансе с насыщенным и подвижным НЧ регистром. Лёгкое раздемпфирование НЧ звена кроссовером (напомню о разнице резонансных пиков на графиках импеданса, в трёхполоске получается фактическое увеличение результирующей добротности) конкретно в данном случае пошло на пользу – бас получается не сухой, как это обычно бывает с низкодобротными динамиками, а с лёгкой долей «жирка». Можно даже сказать, неожиданно могучий для 6,5-дюймовогго калибра и чуть ли не сабвуферный. В двухполосном варианте с басом дела обстоят иначе.
Прослушивание 2-полосной системы Ground Zero GZRC 165.2SQ
В целом характер звука тот же, что и в трёхполосном варианте, каких-то неприятных неожиданностей двухполосный кроссовер не преподнёс. Верха при прямой ориентации твитеров выделяются из общей звуковой картинки, но многое решает направление твитеров. Джамперы уровня твитера я бы сразу выставил на «-2 дБ», а дальше настраивал по ситуации. В положении «0 дБ» и «+2 дБ» ВЧ несколько навязчивы, так что эти варианты – для установки под штатные сетки.
Разрешение в СЧ диапазоне по понятным причинам чуть ниже, чем в 3-полоске, но эффекта наброшенного на акустику покрывала не возникает. В целом твитеры неплохо стыкуются с НЧ/СЧ динамиками. Многое зависит от положения джампера Low/High, причём в разных вариантах ориентации твитеров его оптимальное положение каждый раз получается разным. Фактически, это инструмент, который позволяет получить оптимальную стыковку полос в зависимости от взаимного расположения НЧ/СЧ динамиков и твитеров – нужно пробовать подбирать оптимум уже по месту.
Бас уверенный, хотя и не такой «мясной», как в трёхполосном варианте. Если опять же вернуться к графикам импедансов, то в двухполоске резонансный пик практически не затронут кроссовером, и на нижних частотах контроль динамика усилителем практически такой же, как и при его подключении напрямую к усилителю в поканалке. Проще говоря, артикуляция на НЧ лучше, чем в 3-полосном варианте, но бас в целом чуть более сдержан. Эдакая золотая середина – без лишнего «жира», но и не сухой.
Коротко по существу
Акустика оставила крайне приятные впечатления. Своих денег однозначно стоит, и, пожалуй, даже переигрывает свою цену. Разумеется, говорить о характере звучания как о чём-то абсолютном было бы некорректно, результат во многом зависит от инсталляции и настройки. Но потенциал у динамиков большой, это факт.
Считаю, акустику можно смело выбирать в системы с претензиями на качество звука (в том числе и соревновательные системы любительских классов), но когда нет желания вливать средства в более дорогие компоненты.
Плюсы
Гибкость в выборе конфигурации (2 или 3 полосы, пассив или актив)
Низкие искажения у всех излучателей
Редкая фазовая линейность НЧ/СЧ динамиков вплоть до 3 кГц
СЧ динамики уверенно работают уже от 250-300 Гц
Широкая направленность твитеров
Пассивные кроссоверы удачно стыкуют полосы между собой
Минусы
Для естественного звучания ВЧ придётся тщательнее обычного подбирать направленность твитеров и параметры кроссоверов
https://carmus.ru/content/397
Status. Alpine Status. Большой тест 12-канального усилителя со встроенным 14-канальным аудиопроцессором Alpine HDP-D90 (серия Alpine Status)