Ко мне в лабораторию попали четыре модели, которые вышли в продажу относительно недавно. Две из них принадлежат к серии М, это самая начальная серия в модельном ряду Audio System.
Audio System M10 EVO (3790 рублей),
Audio System M12 EVO (4810 рублей).
Ещё две модели – из серии R, она в модельном ряду стоит на ступеньку выше. Эти сабвуферы другие по своей конструкции, цены на них тоже чуть выше, хотя и в пределах разумного.
Audio System R10 EVO (6550 рублей),
Audio System R12 EVO (7490 рублей).
Динамики в каждой из серий явно спроектированы для своих задач, а вот под какие именно требования они подходят – это и предстояло выяснить.
Audio System M10 EVO и M12 EVO
Серия М – практически сабвуферная классика. Лаконично, всё по делу, ничего лишнего.
Диффузоры изготовлены из прессованной целлюлозы. Центральные колпачки в большинстве сабов – выпуклые «шишки», но у этих динамиков они слегка вогнутые.
Из-за полуматового полимерного покрытия с лицевой стороны диффузоры выглядят как полипропиленовые, но обратная сторона выдаёт их материал.
Штампованные корзины заглушены неидеально, хотя повода придраться к особой звонкости, в общем-то, тоже не дают. В моторах используются кольцевые магниты диаметром 134 мм. Торцевые шайбы слегка выпуклые, что позволило увеличить механический ход – довести динамик до стука катушкой практически нереально (хотя, при желании можно сломать даже сами знаете что).
Терминалы подключения – пружинные. Подводящие закреплены на центрирующей шайбе.
Звуковые катушки имеют диаметр 2 дюйма. Разумно, потому как такой размер позволяет добиться достаточной чувствительности без необходимости применять более сильные магниты. Отсюда и доступная цена на серию M.
Для сведения, при прочих равных цена на сабвуферы в основном определяется как раз моторами. И тут важно сохранить баланс. Например, многие стараются увеличить звуковые катушки, пытаясь при этом вписаться в жёсткие ценовые рамки. Оно и понятно, такие сабы в глазах потенциальных покупателей выглядят круче, ведь их можно использовать с более мощными усилителями. С другой стороны, чем больше катушка, тем больше общая площадь магнитного зазора, и тем сильнее нужен магнит, чтобы сохранить параметры в нужных пределах.
Желание же сделать катушки больше, но удешевить всё по максимуму порой выходит за рамки разумных компромиссов, и такие сабы начинают напоминать автомобили с моторами от мопедов – выглядят круто, но только до тех пор, пока не попытаются поехать. Так что уж лучше шустрый скутер, чем такой вот дохлый автомобиль. Словом, 2 дюйма в бюджетных сабах – самое то.
Audio System R10 EVO и R12 EVO
Динамики серии R выглядят брутальнее, и они заметно тяжелее. Они тоже построены на штампованных корзинах, но в данном случае переход на литьё никаких заметных преимуществ не принёс бы, а цена бы подросла.
Покрытие лицевой стороны диффузоров имеет выраженный рельеф. По идее, так обычно делают для демпфирования механических напряжений, распространяющихся в материале конуса. Но в данном случае диффузоры сложно назвать тонкими и лёгкими, так что тут это покрытие, скорее, декоративно-защитное.
Материал диффузора – прессованная целлюлоза. Место склейки диффузора и подвеса дополнительно прошито нитками, прострочка с обратной стороны залита фиксирующим составом.
Терминалы подключения кабелей и подводящие реализованы так же, как и в серии M.
В моторах серии R используются уже не одинарные, а двойные магниты, диаметры магнитов тоже больше. В Audio System R10 EVO – 156 мм, а в Audio System R12 EVO – 170 мм.
В 10-дюймовом динамике используется 2,5-дюймовая звуковая катушка, а в 12-дюймовом – 3 дюймовая, так что эту серию можно смело использовать с более мощными усилителями. Хватит ли магнитов, чтобы обеспечить моторам достаточную силу – покажут измерения.
И, кстати, обращу внимание ещё на одну деталь – соотношение рабочей длины звуковой катушки (т. е. той её части, что находится в магнитном зазоре) к общей длине намотки. С одной стороны, то, насколько намотка выходит сверху и снизу из магнитного зазора, определяет запас хода динамика. С другой стороны, часть намотки, которая находится вне зазора, при работе является ненужным «балластом», лишним сопротивлением в цепи усилитель-динамик, а это ухудшает контроль динамика усилителем.
Вернитесь к аналогичной фотографии динамика серии М и сравните толщину верхних шайб магнитопроводов. В данном случае именно она определяет высоту магнитного зазора и, соответственно, рабочую часть звуковой катушки.
В серии М толщина верхней шайбы магнитопровода чуть меньше, а общая длина катушки позволяет ей перемещаться в пределах 15 мм в каждую сторону, не выходя из зазора (величина Xmax). В серии R шайбы магнитопроводов толще, но и намотки у катушек длиннее. Соотношение рабочей длины катушки к её общей длине примерно то же, значит и контроль динамика усилителем не ухудшился. Но Xmax вырос до 21 и 25 мм для R10 EVO и R12 EVO, соответственно.
Измерение параметров
Описание приводит довольно подробный список параметров. Не скажу, что попадание в заявку получилось идеальным, но концепция, в принципе, сохранена. Чувствительность приводится в описании в единицах дБ/2,83 м/1 м, поэтому такая сильная разница с измеренными значениями (дБ/1 Вт/1 м) пусть вас не смущает.
Заявленные / фактические параметры Audio System M10 EVO:
- Fs (собственная резонансная частота) – 36 Гц / 38 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 25,3 л / 22,6 л
- Qms (механическая добротность) – 4,47 / 4,62
- Qes (электрическая добротность) – 0,49 / 0,52
- Qts (полная добротность) – 0,45 / 0,49
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 112 г / 109 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 13,5 Тл м / 12,9 Тл м
- Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,6 Ом / 3,6 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 90,9 дБ / 86,2 дБ
Заявленные / фактические параметры Audio System M12 EVO:
- Fs (собственная резонансная частота) – 33 Гц / 35 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 58,7 л / 56,1 л
- Qms (механическая добротность) – 4,01 / 4,48
- Qes (электрическая добротность) – 0,49 / 0,52
- Qts (полная добротность) – 0,43 / 0,49
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 120 г / 125 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 13,2 Тл м / 13,2 Тл м
- Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,4 Ом / 3,5 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 91,1 дБ / 88,5 дБ
Заявленные / фактические параметры Audio System R10 EVO:
- Fs (собственная резонансная частота) – 35 Гц / 35 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 24,5 л / 20,8 л
- Qms (механическая добротность) – 5,30 / 6,50
- Qes (электрическая добротность) – 0,56 / 0,52
- Qts (полная добротность) – 0,52 / 0,48
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 122 г / 138 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 14,1* Тл м / 21,2 Тл м
- Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 6,9 Ом / 6,4 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 89,9 дБ / 84,0 дБ
* - с большой вероятностью, опечатка в описании, потому как при таких параметрах для последовательного включения катушек BL должен быть выше.
Заявленные / фактические параметры Audio System R12 EVO:
- Fs (собственная резонансная частота) – 35 Гц / 35 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 19,9 л / 27,3 л
- Qms (механическая добротность) – 6,09 / 5,46
- Qes (электрическая добротность) – 0,58 / 0,63
- Qts (полная добротность) – 0,53 / 0,56
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 242 г / 249 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 25,0 Тл м / 22,2 Тл м
- Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 6,7 Ом / 6,6 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 89,9 дБ / 84,2 дБ
Расчёт корпусов
Для всех моделей серий M и R описания рекомендуют два типа акустического оформления – ЗЯ или ФИ. Интересно, что фазоинверторные оформления для обеих серий предлагаются одинаковые – 32 литра для 10-дюймовых динамиков и 50 литров для 12-дюймовых. Порты же и вовсе во всех четырёх случаях предлагается использовать одинаковые – круглые трубы диаметром 9 см и длиной 20 см. Разумеется, в корпусах разного объёма такой порт окажется настроенным на разую частоту (прикинул значения при расчётах, отметил на графиках). Вот что получается, если смоделировать предложенные корпуса, исходя из заявленных параметров:
Допускаю, что у составителей описания были свои резоны, но для всех моделей за исключением R10 EVO закрытые ящики я бы предложил компактнее. Хотя по фактическим параметрам всё получается не так однозначно. Корпуса для 10-дюймовых сабов действительно можно делать сильно компактнее, в остальном оптимальные объёмы и настройки портов колеблются плюс-минус около предложенных в описании.
Обратите внимание, для Audio System R12 EVO я привёл два варианта ФИ – меняя длину порта, можно менять частоту пиковой отдачи саба. Удлиняя его, можно при желании легко добраться даже до инфрабаса. Учитывая приличный ход диффузоров, «качать негров» для него – вообще не вопрос, это он может легко.
Коротко по сути
В целом расклад получается таким. Серия М – нормальные бюджетные сабвуферы, которые имеют относительно высокую чувствительность. Это бас для систем «на каждый день» и способность работы вместе с усилителями, выдающими на 4-омную нагрузку от 200-250 Вт и выше (моноблоки начального уровня или обычные усилители с возможностью мостового включения каналов). Иными словами, они выдадут максимум баса при минимальных затратах – что обычно и требуется от недорогого сабвуфера.
Серия R, по большому счёту, тоже предназначена для систем «на каждый день», но с гораздо более мощными моноблоками. У них ниже чувствительность, но за счёт увеличенных катушек заметно выше запас мощности. Словом, это сабы для тех, кто время от времени любит «навалить волюмэ», сделать вибромассаж ливера и испытать на прочность сварные швы своего автомобиля. Без фанатизма и погони за высокими «резами», но всё же достаточно громко.
Что касается оформления, то для обеих серий в ЗЯ получается более ровный и точный бас, а ФИ позволяет ценой потери точности увеличить отдачу и поиграться с характером баса, меняя длину порта. Последнее особенно касается серии R.
Плюсы
Серия М хорошо работает с усилителями умеренной мощности
Серия R способна работать с мощными усилителями
10-дюймовые модели хорошо работают в компактных корпусах
Относительно большие ходы диффузоров
Использование ФИ даёт приличный прирост отдачи
Минусы
Реальные параметры «плавают» относительно заявленных
https://carmus.ru/content/396
Status. Alpine Status. Большой тест 12-канального усилителя со встроенным 14-канальным аудиопроцессором Alpine HDP-D90 (серия Alpine Status)