Серия NS – одна из верхних в линейке бренда, хотя цены за эту акустику далеки от «хайэндных высот». На момент теста для модели Nakamichi NS-S6525 на официальном сайте указана цена 15900 рублей.
За эти деньги предлагается двухполосный «активный» комплект, состоящий из твитеров и НЧ/СЧ динамиков. Пассивных кроссоверов в комплекте нет, но их в ближайшее время можно будет купить отдельно. А ещё примерно через месяц в серии NS ожидаются 3-дюймовые СЧ динамики (они будут продаваться отдельно), которыми можно будет дополнить этот комплект и построить уже трёхполоску.
Изучение конструкции, первое впечатление
Первые впечатления акустика оставила приятные, исполнение добротное. Динамики собраны аккуратно, никаких следов клея или какой-то неопрятности. Есть ощущение, что держишь в руках более дорогую вещь.
НЧ/СЧ динамики собраны на литых корзинах с «зернистым» покрытием. Такое же покрытие, кстати, нанесено и на магниты.
Винтовые клеммы выполнены компактно и утоплены в само «тело» корзин.
Диффузоры – прессованная целлюлоза с шероховатым покрытием на лицевой стороне. Сами конусы имеют едва заметную криволинейность образующих. Колпачка как такового нет, центральный элемент с рельефным логотипом жёстко закреплен на керне.
Жёсткость подвесной системы, как и полагается, задаётся в основном центрирующей шайбой. Верхний подвес относительно мягкий.
Твитеры идут в чернёных алюминиевых корпусах. Их глубина составляет 3 см от посадочной плоскости, внешний диаметр фланца – 5,8 см. Излучающие 25-миллиметровые куполы выполнены из шёлка с пропиткой.
В комплекте идут изящные корпуса для установки на поверхность. Или же их при желании можно использовать при изготовлении подиумов.
Защитные грили для НЧ/СЧ динамиков тоже входят в комплект.
Измерение электромеханических параметров
Описание акустики не слишком богато на параметры, поэтому буду ориентироваться на собственные измерения.
Измеренные параметры Nakamichi NS-S6525:
- Fs (собственная резонансная частота) – 46 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 16,0 л
- Qms (механическая добротность) – 7,0
- Qes (электрическая добротность) – 0,45
- Qts (полная добротность) – 0,42
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 18 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 5,8 Тл м
- Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 2,9 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 87,5 дБ
НЧ/СЧ динамики не самые лёгкие – параметр Mms составил аж 18 грамм. Но подвесы при этом относительно мягкие. Эти два фактора обусловили необычно низкую резонансную частоту, редкую для 6,5-дюймового калибра. Но мотор достаточно сильный. Электрическая добротность (а вслед за ней и полная) получились непривычно низкими. Это намекает в том числе и на возможность корпусной установки.
Пробую моделировать. Вариант ЗЯ получается хоть и компактным (литров 7 уже достаточно), но отдача на НЧ будет невысокой, большого смысла в нём нет. Если же получится набрать литров 10-11 объёма, то лучше попробовать фазоинверторное оформление. В этом случае, кстати, даже сабвуфер может не понадобиться.
Анализ работы НЧ/СЧ динамиков
Измерения АЧХ проводил, как всегда, в просторном корпусе, поэтому из-за невысокой добротности АЧХ имеет плавный спад внизу. Но практика показывает, что дверная установка низкодобротных динамиков имеет свои преимущества, и в конкретной инсталляции такого спада по факту может и не быть.
АЧХ ведёт себя очень спокойно вплоть до 1,5 кГц, где наблюдается небольшой «перелом». Он же есть и на графике акустической фазы – похоже на следы распространяющихся в диффузоре механических напряжений от катушки к краям и обратно. Правда, не слишком сильных, чтобы считать их каким-то особым криминалом.
Уровень искажений низкий во всём диапазоне. В области СЧ третья гармоника подтягивается по уровню ко второй, но в целом всё выглядит прилично.
Предварительный вывод такой – НЧ/СЧ динамики вполне можно использовать в двухполосных системах, и это, кстати, подтвердило дальнейшее прослушивание. Но они неохотно забираются вверх и не любят высоких частот раздела с твитерами. Так что настраивать стык полос нужно очень аккуратно. А ещё лучше – добавлять среднечастотное звено, благо, вскоре в серии NS должны выйти СЧ динамики.
Анализ работы твитеров
Вот тут нужны кое-какие предварительные пояснения. Сделать хорошие шёлковые высокочастотники – задача не из простых. К примеру, использование толстого купола позволяет добиться ровной АЧХ, но во многих случаях приводит к тусклости звучания и потере микродинамики.
Твитеры с тонкими и лёгкими куполами чаще всего звучат легче и воздушнее, обладают лучшей микродинамикой, но в таких куполах сильнее проявляются резонансные изгибные колебания – звуковая катушка толкает купол, а он начинает «идти волной». Как следствие, на этих частотах появляются провалы, а фаза излучаемой волны делает «ступеньку».
Собственно, твитеры из комплекта NS-S6525 – типичный представитель «лёгких» шёлковых высокочастотников. Как потом показало прослушивание, они звучат очень легко и красиво, но на их АЧХ есть провал в области 15-16 кГц с последующим восстановлением отдачи на более высоких частотах. Соответственно, фаза в этом месте тоже делает ту самую «ступеньку». Похожий артефакт есть и в области 2,5-3 кГц, но там это не так важно, поскольку остаётся за пределами рабочего диапазона твитера.
Если не опускать частоту ФВЧ слишком низко, то по искажениям – полный порядок. Их уровень подходит к критической для высокочастотников отметке 1% уже к 3 кГц, причём третья гармоника начинает играть главенствующую роль – опять же это следствие чрезвычайной «нежности» купола. Так что 4,5-5 кГц – это разумный минимум при настройке ФВЧ (для определённости – с крутизной 12 дБ/октава). Ниже этой границы отпускать твитер не нужно.
Подытожить все измерения можно так – акустика многообещающая, но не терпит небрежного отношения к установке и настройке. Так что нужно не только мерить, но и пробовать в деле и слушать.
Стыковка полос, прослушивание
Как и ожидалось, акустика чутко реагирует на сведение полос. В конечном итоге остановился на варианте с небольшим разносом частот. НЧ/СЧ полоса ограничивается сверху ФНЧ 3 кГц с крутизной 12 дБ/октава. При подрезке твитеров пробовал ФВЧ с крутизной 12 и 24 дБ/октава, многое зависело от ориентации твитеров, но частота настройки в любом случае получалась что-то около ожидаемых 4-4,5 кГц.
Так что эти значения можно взять в качестве отправной точки, ну а там уже действовать по ситуации – всё зависит от конкретной инсталляции, в каждом автомобиле будет по-своему. Разноса частот опасаться не нужно, за счёт небольшого подъёма АЧХ на верхней границе рабочего диапазона НЧ/СЧ динамик «дотягивает» до твитера и стыкуется с ним практически бесшовно.
Первое, что сразу привлекло внимание – шикарнейший бас. Он глубокий, но абсолютно без «жира». Бас-бочка на роке чёткая, но без жёсткости, с неожиданной для 6,5 дюймов глубиной, бас «дышащий». Контрабас в джазовых композициях прорабатывается очень подробно, без гудения. Динамики отлично контролируются усилителем – удар, и диффузор встаёт.
СЧ в целом ровные, но тут обойдусь без конкретики – всё зависит от сведения полос. ВЧ лёгкие, передаются с хорошей микродинамикой, послезвучия не теряются. Несмотря на формальный провал АЧХ в области 15-16 кГц, в звуке есть «воздух». Но откуда он берётся при такой АЧХ я уже рассказывал чуть выше, тут всё закономерно.
Коротко по делу
Должен констатировать – акустика очень многообещающая и заметно переигрывает свою цену. Но нужно серьёзно отнестись к сведению полос, она чутко реагирует на ошибки. Если срастить НЧ/СЧ и ВЧ полосы правильно, получите классное звучание с шикарным, неожиданно глубоким и артикулированным басом, достоверной атакой и лёгким звучанием на ВЧ.
Важный момент – акустика однозначно требует мощного усилителя. Динамики ни разу не лёгкие, так что им нужна соответствующая «силовая поддержка». При использовании в системе «процеуся» можно подумать об отведении на НЧ/СЧ звено двух пар каналов в мостовых включениях.
И ещё один важный момент – НЧ/СЧ динамикам нужна бескомпромиссная подготовка дверей. Иначе всё будет ходить ходуном, получится гул, и все басовые способности динамиков пойдут «коту под хвост». Ну а для аудиоманьяков можно рассмотреть и вариант с корпусной установкой, тогда, может, и сабвуфер даже не понадобится.
Плюсы
Высокое качество изготовления
Редкие басовые возможности
НЧ/СЧ динамики можно использовать для корпусной установки
Лёгкое звучание на ВЧ с хорошей микродинамикой
Минусы
Не прощают ошибок при настройке раздела полос
При традиционной установке требуют бескомпромиссной подготовки дверей
https://carmus.ru/content/405
Status. Alpine Status. Большой тест 12-канального усилителя со встроенным 14-канальным аудиопроцессором Alpine HDP-D90 (серия Alpine Status)