Цены у них весьма приятные, сегодня это особенно актуально. На момент теста 4-канальник Nakamichi NKMD60.4 и моноблок Nakamichi NA-MD1 стоят по 6990 рублей, это даже чуть дешевле, чем уже упомянутые Audio System.
Кстати, про 1-канальный усилитель я намеренно не говорю «сабвуферный», хотя на работу в полную полосу он вроде как не рассчитан. Есть для него один интересный вариант применения, приберегу его на самый конец статьи.
Конструкция
Оба усилителя выполнены в почти одинаковых корпусах, отличия только в длинах – у 4-канальника она всего 15,3 см, а у моноблока – 17,3 см. И это уже с разъёмами и ушками крепления. Ширина корпусов – всего 10,5 см, а высота – 4,5 см.
Все регулировки и входные RCA-разъёмы уместились на одном торце корпуса, хоть и довольно плотно. Больше того, у усилителей есть «сквозные» линейные выходы – можно зачесть в плюсы.
Высокоуровневые входы тоже есть, они расположены с другой стороны, в тех же разъёмах, что и выходы. Это удобно, при подключении по высокому уровню можно использовать штатную проводку, не распуская штатные жгуты на большую длину.
Все «хвосты» подключения, разумеется, идут в комплекте.
В комплекте к моноблоку идёт внешний проводной регулятор уровня, он дополняет регулятор чувствительности на корпусе.
В самом начале была мысль, что своей начинкой Nakamichi могут оказаться похожими на Audio System компактной серии М, но даже беглого взгляда оказалось достаточно, чтобы понять – эти усилители совершенно другие.
Компоновка плотная, все силовые теплонагруженные элементы расположены с нижней стороны платы, а сама плата прижата в этих местах к корпусу металлическими планками.
В моноблоке в качестве драйвера D-класса трудится проверенный IRS2092S. В принципе, он легко работает и с широкополосным сигналом, так что в басовом моноблоке его возможностей уж точно хватит с запасом. Выходные ключи расположены снизу, к ним без полного разбора усилителя не добраться.
А вот в 4-канальнике, к сожалению, ни силовые ключи, ни драйвер подсмотреть не удалось. Поскольку усилитель нужно было вернуть в исходном состоянии, не стал его раскидывать.
Измерение параметров и характеристик Nakamichi NKMD60.4
Для начала оценю работу кроссоверной части. В каждой паре каналов можно включить ФВЧ или ФНЧ и настроить на частоту от 50 до 250 Гц. По крайней мере, так указано на самих регуляторах. На деле из-за «плавающей» добротности всё не так однозначно (особенно для ФВЧ), но в целом фильтры свою работу выполняют.
Теперь к анализу усилительной части. На вход подаю 1 кГц, меняю уровень сигнала и смотрю, что получается на выходе. Интересно, что при повышении уровня спектр выходного сигнала становится чище. На малом сигнале на выходе появляются небольшие артефакты в области ВЧ. На удивление, в звучании это не воспринимается как грязь, а, скорее, как лёгкое приукрашивание сигнала, эдакое искусственное ощущение детальности. Впрочем, на звучании остановлюсь чуть позже.
Для оценки собственных интермодуляционных искажений усилителя подаю на вход двухтональные сигналы. На ВЧ всё практически идеально (что даже непривычно для бюджетного D-класса), а вот на НЧ и СЧ получается «шумновато». По большому счёту, это придирки, в среднем уровень шумов не превышает отметки -90 дБВ.
В целом характер распределения гармоник более-менее ровный по всему диапазону. Разве что на ВЧ третья гармоника становится выше второй, но в тонально более значимой области СЧ главенствует вторая, хоть и с очень незначительным перевесом.
Наверху фаза сигнала чуть убегает, но несущественно. Внизу усилитель ведёт себя так, будто в нём имеется сабсоник, настроенный на очень низкую частоту, возможно, это просто проявление каких-то разделительных ёмкостей. В целом, ничего критичного.
Интересно, что при обычной громкости (когда средний уровень мощности составляет единицы Ватт) искажения крайне низки – в пределах сотых долей процента. На малых уровнях сигнала график задирается вверх, но поскольку комплекс Audiomatica Clio измеряет не просто КГИ, а КГИ + шум, то это, похоже, не рост гармонических искажений, а проявление тех самых артефактов на ВЧ на малом уровне сигнала (взгляните на спектрограммы чуть выше).
- Коэффициент гармонических искажений (4 Ом, P=0,1Pmax) < 0,02%
- Коэффициент гармонических искажений (2 Ом, P=0,1Pmax) < 0,07%
- Номинальная выходная мощность на 4 Ом (THD=1%) – 65 Вт
- Номинальная выходная мощность на 2 Ом (THD=1%) – 79 Вт
- Максимальная выходная мощность на 4 Ом (THD=10%) – 74 Вт
- Максимальная выходная мощность на 2 Ом (THD=10%) – 101 Вт
Измерение параметров и характеристик Nakamichi NA-MD1
У моноблока фильтр нижних частот неотключаемый. Диапазон его настройки заявлен тот же, что и у 4-канальника (50-250 Гц), но фильтры работают более корректно, добротность не плавает. Разве что верхняя граница ближе к 300 Гц, а не к 250 Гц, но это несущественно.
Дистанционный регулятор уровня работает очень корректно – меняет уровень сигнала примерно в диапазоне 12-13 дБ.
Теперь анализ усилительной части. С одноканальником немного проще, диапазон ему отведён узкий, поэтому снял лишь пару спектрограмм. Формально спектр не слишком чистый, но видали и хуже (видели бы вы, какая жуть у иных бюджетных моноблоков творится). Зато фоновый шум очень низкий, а на ВЧ не появляется никаких артефактов, характерных для обычных сабвуферных одноканальников.
Характер гармонических искажений тоже довольно ровный по спектру. В самом-самом низу усилителю работается потяжелее, но флекс этим малышом никто устраивать не собирается, так что нормально.
Уровень искажений средний для басовых моноблоков. А вот силовой запас приятно удивил – на 2-омную нагрузку малыш выдаёт больше 350 Вт. Но обратите внимание, ограничение сигнала наступает резко, и что-то мне подсказывает, что причина не в блоке питания, а в потерях на сопротивлении фишек, через которые подводится питание.
- Коэффициент гармонических искажений (4 Ом, P=0,1Pmax) < 0,1%
- Коэффициент гармонических искажений (2 Ом, P=0,1Pmax) < 0,2%
- Номинальная выходная мощность на 4 Ом (THD=1%) – 249 Вт
- Номинальная выходная мощность на 2 Ом (THD=1%) – 354 Вт
- Максимальная выходная мощность на 4 Ом (THD=10%) – 281 Вт
- Максимальная выходная мощность на 2 Ом (THD=10%) – 368 Вт
Звучание Nakamichi NKMD60.4
Понятное дело, основное внимание сосредоточил на четырёхканальнике. Это недорогой усилитель, такие обычно не приобретаются для утончённых экзерсисов, а потому предложил ему музыку попроще – в основном ритмичную электронику и лёгкий инструментал.
И знаете, был немного удивлён. Чаще всего бюджетные усилители звучат скучно и как-то «затёрто», а тут звучание на удивление бодрое. Я бы сказал, что в целом Nakamichi звучит открыто. В тонкие детали не лезет, но звук не становится «тёмным», грубым или жёстким. Серединка чуть приукрашена, но на слух ложится легко и неутомительно. При этом не теряет в основательности, как это часто бывает у компактных усилителей. Бас без брутальной могучести, но на ритмичной электронике достаточно уверенный. Верха передаются простовато, но это если придираться. Главное, что не грубо, не жёстко и не колюче, что, кстати, совсем не свойственно недорогому D-классу.
Возможности применения Nakamichi NA-MD1
А теперь вернусь к тому, с чего начал – моноблок можно называть басовым, но его не обязательно пускать лишь на сабвуфер. Да, его можно смело использовать с любым 2-омным чувствительным сабом с лёгкой подвижкой, 350 Вт для этого вполне достаточно. Но есть ещё один интересный вариант – пару таких одноканальников можно использовать в мидбасовом звене 3-полосных систем. Судя по всему, частотный диапазон сверху тут ограничивает только ФНЧ на входе, а сама IRS2092S работает в обычном «широкополосном» режиме, поскольку особой грязи в звуке при высокой настройке ФНЧ не добавляется.
Вырисовывается отличный вариант усилительного звена при апгрейде систем в BMW или «мерсах» – там «подседельным» и «подножным» динамикам как раз отводится диапазон не выше 300 Гц (по факту, у моноблоков верхняя граница вышла именно такая). Берём два моноблока, ставим по моноблоку на каждый динамик, и даже на 4 Ом получаем два канала по 250 Вт. А на фронтальное СЧ/ВЧ-звено и тыл берём 4-канальник. В итоге получаем очень компактное, но мощное усилительное звено. Бинго!
Коротко по делу
В который раз убеждаюсь, что сегодня даже бюджетный D-класс очень сильно подтянулся по звучанию, и в младшем ценовом сегменте, пожалуй, имеет даже больше преимуществ, чем традиционный АВ-класс. И если раньше у таких усилителей в плюсах были лишь КПД, размеры и удобство установки, то сейчас они и по звучанию не разочаровывают.
В общем, когда нужно что-то компактное и приличное, но денег совсем в обрез, Nakamichi можно смело рассматривать как хороший рабочий вариант.
Плюсы
Доступные цены
Компактность
Высокий КПД
Честно заявленная мощность
Есть высокоуровневые входы
Есть дополнительные линейные выходы
Минусы
Неидеальные фильтры у 4-канальника
https://carmus.ru/content/416
Status. Alpine Status. Большой тест 12-канального усилителя со встроенным 14-канальным аудиопроцессором Alpine HDP-D90 (серия Alpine Status)