Сделать сабвуфер плоским – половина дела. Мало придать плоскому диффузору жёсткость – что само по себе непросто, нужно ещё добиться того, чтобы у диффузора не было возможности совершать какие-либо движения, кроме как вдоль оси динамика. И тут начинаются технологические хитрости и патентованные конструкции, цель которых – обеспечить оптимальный компромисс между габаритами, акустическими характеристиками и стоимостью. Это к тому, что «плоских» сабвуферов и так не слишком много, а действительно заслуживающих внимания экземпляров – единицы.
Рассмотрим конструктивные решения, применённые в сабвуфере Pioneer TS-A2500LS4 – они того стоят.
Монтажная глубина десятидюймового сабвуфера на уровне приличного шестидюймового динамика
Подвес шириной 20 мм удачно имитирует фактуру кожи, на фланце 6 отверстий диаметром 5 мм, спереди накладывается декоративное пластиковое кольцо, дополнительно фиксирующее подвес. Толстостенный диффузор в виде перевёрнутой тарелки выполнен из полипропилена и производит впечатление монолита, но на самом деле центральная часть вклеивается после сборки головки, её поверхность имитирует токарную обработку
Магнитная система вентилируемая, снаружи закрыта пластиковым кожухом. Стальная штампованная корзина тарельчатой формы неплохо демпфирована
Никелированные нажимные клеммы смонтированы на фланце
Сдвоенная центрирующая шайба большого диаметра текстильная с пропиткой. Шайба снабжена собственным фланцем, выводы звуковой катушки подшиты к шайбе и закреплены на фланце. Это упрощает сборку головки и улучшает стабильность параметров при серийном производстве
Особенности конструкции лучше изучить на разрезе.
С тыльной стороны «тарелка» переходит в коническую траверсу из полипропилена с рёбрами жёсткости, к ней прикреплена звуковая катушка диаметром 2 дюйма с каркасом из каптона и однослойной намоткой. Магнитопровод цельный с проточкой в задней шайбе и отверстием вентиляции, центральный керн выходит за пределы зазора
Камера-интраскоп позволила разглядеть детали траверсы: рёбра жёсткости и косынки-контрфорсы на изгибах. На втором снимке – вентиляционные отверстия в траверсе
ИЗМЕРЕНИЯ
Судя по острому и высокому пику Z-характеристики у сабвуфера должна быть довольно высокая механическая добротность
Параметры Тиля-Смолла в инструкции приведены, совпадение с измеренными хорошее. Добротности оказались чуть ниже, а частота резонанса – чуть выше:
Заявка | Факт | |
Мощность номинальная/максимальная | 300/1200 | - |
RE, Ом | 3,7 | 3,6 |
FS, Гц | 38 | 40 |
dBSPL, дБ/Вт/м | 85 | 83,9 |
VAS, л | 17,9 | 19 |
QTS | 0,83 | 0,72 |
QMS | 10,93 | 8,51 |
QES | 0,9 | 0,79 |
MMS, г | 153 | 125,8 |
B*l, Т*м | 12,3 | 12,0 |
Рассчитанная и измеренная чувствительность при подводимой мощности 1 Вт в пределах погрешности измерений совпадают с данными производителя. Благодаря технологическим ухищрениям линейность плоского сабвуфера приемлемая, вклад обеих гармоник в области 40-120 Гц примерно одинаков
МОДЕЛИРОВАНИЕ АКУСТИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ
Производитель рекомендует использовать ЗЯ объёмом от 9,9 до 19,8 л и ФИ объёмом от 14,2 до 19,8 л (ох уж эта дюймовая система, уж на объём гранёного стакана можно было округлить). На упаковочной коробке приведены эскизы закрытого корпуса или фазоинвертора объёмом 17 л. Вот с них и начнём.
Слегка горбато, особенно в ФИ. Зато долбит от души, а заглушив порт, можно слушать даже джаз
Фазоинвертор в рекомендованных объёмах – вариации только что рассмотренного трансформера, и результат аналогичный: долбит нормально
Десятилитровый ЗЯ делают не от хорошей жизни, лучше выбирать объём побольше…
Теперь посмотрим, что получится по результатам наших измерений:
Раз уж решили не экономить – оптимальным будет объём 25-30 л. Если совсем тесно – можно даже 12 л, но никак не меньше. Или наоборот, можно установить динамик free air в заднюю полку, добротность позволяет
Если увеличить объём корпуса, можно снизить частоту настройки порта – причём длина трубы будет разумной. Даже в двадцати литрах можно получить не «долбёжную», а вполне музыкальную АЧХ. Если же не останавливаться на достигнутом, то и инфразвук не за горами…
Наиболее удачным при таких характеристиках головки оказывается трансформер объёмом 25 л. Не самый компактный вариант, зато музыкальный
МЁД & ДЁГОТЬ
Плоская сабвуферная головка – это хорошо, это востребовано, это – тренд, и это – простор для компоновочных решений. Тем более хорошо, когда такая головка (а это случается не всегда) требует для себя небольшого объёма акустического оформления. Ещё более ценно то, что можно сделать сабвуфер-трансформер, одним движением руки превращающийся из закрытого ящика в фазоинвертор и обратно. Можно вообще обойтись без корпуса и установить динамик в заднюю полку, но в таком варианте нужно обязательно ограничить инфранизкие частоты. Одним словом, универсальный сабвуфер. Безусловно, есть и недостаток – куда же без него. Искажения несколько повышены по сравнению с динамиками классической компоновки – но существенными они становятся лишь при звуковом давлении за сотню децибел.
Можем рекомендовать сабвуфер для систем, где ставится задача наиболее рационального использования пространства.
Цена вопроса: 8 490 руб.
Источник: журнал Автозвук, 03/2020. Николай Нестеров
Status. Alpine Status. Большой тест 12-канального усилителя со встроенным 14-канальным аудиопроцессором Alpine HDP-D90 (серия Alpine Status)