«Оцифрованный» MINI выполнен в том же корпусе, что и «обычный». Он компактен, размеры составляют всего 18,3 х 14,5 х 5 см. Ну и плюс разъёмы с одной стороны ещё чуть добавят. Для скрытой установки – самое то.
В плане инсталла у усилителя есть большой плюс – разъёмные терминалы «силы» и «акустики». Удобней оконечить провода фишками отдельно от усилителя, чем пытаться подлезть к винтикам на корпусе, когда он уже установлен.
В тесноте, да не в обиде – принцип компоновки разъёмов. Как и полагается, есть оптический вход и, на всякий случай, оптический выход для расширения системы. Какой сигнал на него пускать – определяется в программе управления. Сигнал на него идёт даже если усилитель подключен по аналогу или же используется Wi-Fi стриминг.
Кстати, про аудиостриминг со смартфона. Тут, конечно, многое зависит от самого смартфона, и в iPhone с этим полегче, а вот в Android придётся покопаться с подходящими приложениями. Как-то в своё время заморачивался с этим и экспериментировал, и для себя остановился на BubbleUPnP (оно есть в Google Play Market). Юзабилити у приложения среднее, придётся поразбираться в настройках, но зато можно выгнать на процессор поток «битперфект» и получить аудиофильско-эстетическое удовольствие.
Ну и раз есть оптика и bit perfect по Wi-Fi, должен быть и пульт. Здесь он уже входит в комплект. Это точно такой же энкодер, что и в Eton Stealth 7.1 DSP, с которым уже доводилось иметь дело.
Аналоговый вход 4-канальный, выполнен в двух вариантах на выбор – линейном и высокоуровневом.
Тут же рядышком – фишка линейных выходов каналов 6-8 для подключения к встроенному процессору других усилителей. Все «хвосты», разумеется, идут в комплекте.
При высокоуровневом подключении можно выбрать один из способов запуска усилителя – по сигналу Remote, по постоянной составляющей на входе или по наличию сигнала.
Под крышкой на верхней стороне корпуса, там, где у «обычного» Eton MINI 150.4 регулировки фильтров, у MINI 150.4 DSP лишь пара «крутилок» входной чувствительности (несмотря на наличие цифровой регулировки, аналоговая никогда не помешает), кнопка сброса и переключения пресетов без пульта (тоже полезная штука) и разъём подключения измерительного микрофона.
Подразумевается, что микрофон можно будет использовать при настройке системы, управляющий софт это позволяет. Но насчёт самого микрофона описание делает pokerface и отсылает за подробностями к дилеру, и даже на сайте eton-gmbh.com на этот счёт негусто.
Внутри – всё тот же старый добрый Eton MINI 150.4, все различия свелись к замене платы линейных аналоговых регулировок на плату DSP.
Усилитель построен на хорошо известном чипе IRS2093S, который при правильной обвязке (а не с тем барахлом, что в основном продают на AliExpress) способен на приличное звучание. До силовых ключей, правда, добраться не удалось, они расположены с нижней стороны платы и прижаты к корпусу.
Блок питания скомпонован плотно, хотя габариты трансформатора обещают неплохие силовые возможности. Собственно, измерения это потом подтвердят – усилитель не из слабых.
Процессор собран на связке чипов Asahi Kasei. «Математика» возложена на AKM7738, за преобразование аналога в цифру отвечают AK5558. В цифро-аналоговом преобразовании участвуют AK4458 и AK4117. То есть, тот же набор, что и у уже упомянутого Stealth 7.1 DSP, хотя плата скомпонована иначе.
Настройка процессора
На самой настройке подробно останавливаться не стану, тут тоже всё как у Eton Stealth 7.1 DSP с некоторыми мелкими отличиями. Управление через приложение для смартфона, сам смартфон подключается к процессору по Wi-Fi, т. е. никаких проводов не нужно. Каждый усилитель имеет своей пароль для подключения, который можно узнать по QR-коду на тыльной стороне корпуса.
Хорошо, что этот же QR-код есть и на коробке, иначе при первой настройке пришлось бы чертыхаться, снова откручивать усилитель и лезть под него с камерой смартфона.
Коротко пробегусь по возможностям. На главный экран выведены громкость и уровень сабвуфера. Пульт остаётся активным, текущий уровень громкости отображается корректно. Из приложения выбирается источник – аналоговый вход, цифровой или стриминг по Wi-Fi. Здесь же задаётся, с каких входов пойдёт сигнал на оптический выход.
Маршрутизация каналов задаётся, мягко говоря, нетривиально. Хоть я уже и имел дело с этим приложением, какое-то время пришлось снова привыкать. По умолчанию каналы встроенного усилителя определены на фронт, каналы 5-6 – на тыл, а каналы 7-8 – это результат суммирования «L+R» для сабвуфера и центрального канала. Здесь же определяется, на какой выход с какого входа пойдёт сигнал и в каких пропорциях.
Настройки следующие: задержки до 20 мс (это почти 7 метров) с шагом 0,02 мс, фильтры с фиксированной баттервортовской характеристикой и два поканальных параметрических эквалайзера: CH EQ1 привязан к выходным каналам (10 полос), IN EQ – к входным (21 полоса).
Если кто не понял фишку, процессор позволяет отдельно корректировать АЧХ входного сигнала (кстати, не только аналогового, но и цифрового), не затрагивая общих настроек. Чтобы наглядно увидеть, в какую сторону что крутить, во вкладке RTA можно проконтролировать АЧХ входного сигнала – указать на каком входе её нужно смотреть и запустить на источнике трек с розовым шумом. Полученные результаты как раз и используются для настройки IN EQ.
Ну и тут же отмечу возможность программного выбора типа фильтра ЦАП. Что это такое и для чего нужно, я уже рассказывал раньше, сейчас повторяться не стану, просто напомню сей факт.
В общем, процессор хоть и со своими «тараканами» в эргономике, но по части возможностей весьма интересный. Теперь смотрим, что Eton умеет в деле.
Измерение параметров и характеристик
В этой части я оценивал в основном возможности усилителя, нежели процессора. Хотя усилитель подключался к комплексу по аналогу, так что сигнал в любом случае проходил всю цепочку АЦП-процессор-ЦАП-усилитель.
Итак, на сверхмалом уровне сигнал чистый, лишних гармоник нет, и это очень хорошо. И, кстати, немного нетипично для D-класса этой ценовой категории.
С интермодуляционными искажениями тоже без лишней грязи в сигнале – лишь пара-тройка гармоник, не больше того. Никаких диких «заборов» и «расчёсок». Ну и кто там ещё сомневается в возможностях современного D-класса с правильной обвязкой чипов?
Вторая и третья гармоника практически одного порядка во всём диапазоне частот. Общий уровень искажений как всегда, на НЧ чуть выше, но на СЧ и ВЧ падает до неприличия низко.
Измерение мощности, как всегда, провёл на частоте 1 кГц, как того требуют стандарты. И снова непривычно низкий уровень искажений, причём как на 4-омной, так и на 2-омной нагрузке. При определении КГИ того гляди в нулях запутаешься.
И обратите внимание, при переходе на 2-омную нагрузку сигнал начинает ограничиваться чуть ли не при вдвое большей мощности. Правда, на любой нагрузке это происходит довольно резко, так что до предела усилитель лучше не доводить. Вот как его возможности выражаются в цифрах:
- Коэффициент гармонических искажений (4 Ом, P=0,1Pmax) < 0,005%
- Коэффициент гармонических искажений (2 Ом, P=0,1Pmax) < 0,005%
- Номинальная выходная мощность на 4 Ом (THD=1%) – 98 Вт
- Номинальная выходная мощность на 2 Ом (THD=1%) – 186 Вт
- Максимальная выходная мощность на 4 Ом (THD=10%) – 110 Вт
- Максимальная выходная мощность на 2 Ом (THD=10%) – 201 Вт
Звучание
Если описать звучание одним словом, то я бы назвал его бодрым – Eton звучит легко и прозрачно наверху и при этом основательно, не «сбрасывая вес» внизу. С хорошим силовым запасом, без зажатости, динамично и как-то «просторно» что ли.
Характер звука чуть прохладный, но ещё не колкий. Свистяще-шипящие звуки в вокале на грани, хотя от основной музыкальной картинки не отлетают, звучание сохраняет целостность. «Скорострельность» хорошая. Усилитель как бы подчёркивает атаку инструментов, что особенно наглядно прослеживается, например, на акустической гитаре – тот же заезженный Hotel California аж за душу берёт.
Возможно, такая подача придётся не по душе любителям нарочито тёплого и томного звучания, покрытого дорогой винтажной пылью. С другой стороны, ничто не мешает скорректировать характер системы подбором остальных компонентов тракта, и в первую очередь акустики. «Замылить» звук всегда можно, а вот если бы усилитель был вялый, можно сколь угодно теребить систему перебором компонентов, сделать звук «вставляющим» всё равно не получилось бы.
Бас без «жира», но сухим я бы его тоже не назвал. Уверенный, с хорошей артикуляцией. Контрабас собранный, не становится резиновым и уж тем более не расплывается гудящей волной. Контроль не теряется даже при повышении громкости – сказывается в том числе и силовой запас блока питания.
По звуковой сцене без особых вопросов, звуковые образы фокусируются чётко. Ещё не совсем голографично, но близко к тому. В целом пространство строится уверенно и вопросов не вызывает. Послезвучия инструментов и реверберации сохраняются долго, что во многом тоже определяет ощущение объёма.
Коротко по делу
Буду краток, Eton MINI 150.4 DSP понравился. Во-первых, своим бодрым звучанием – с хорошей макро- и микродинамикой, жанровой универсальностью, обилием мелких деталей в «живой» инструментальной музыке и в то же время без потери энергетики, когда нужно «жарить» метал. Не говоря уж о музыке попроще.
Во-вторых, своей формулой «8+4», которая даёт свободу при компоновке системы. Несмотря на то, что собственные каналы 1-4 могут и внизу, и вверху, ничто не мешает повесить на «свободные» каналы 5-8 другие усилители с нужным характером звучания (скажем, АВ-класса, если уж религия не позволяет использовать D-класс). Благо, сам процессор и ЦАП тут неслабые.
Плюсы
Приличный силовой запас
Неприлично низкие искажения
Стабильная работа на 2-омную нагрузку
Настройка со смартфона или планшета
Аудиостриминг по Wi-Fi с возможностью сохранения bit perfect
Возможность деэквализации входного сигнала
Минусы
«Своеобразная» эргономика приложения
Переключать источники можно только из приложения
При настройке кроссовера нельзя выбирать тип фильтров
https://carmus.ru/content/442
Status. Alpine Status. Большой тест 12-канального усилителя со встроенным 14-канальным аудиопроцессором Alpine HDP-D90 (серия Alpine Status)