Поначалу планировалось, что результаты изучения SV 200L войдут в предыдущую статью по новым среднечастотникам SPL Show. Но они оказались настолько нетипичными, что было решено рассказать о них отдельно. По заведённой традиции сразу указываю ценовой уровень – на момент теста цена за пару Hertz SV 200L составляет 13200 рублей. На самом деле не так уж и дорого для их возможностей.
Конструкция
Динамики относительно тяжёлые – каждый весит по 2,3 кг. Впрочем, видали и тяжелее.
Посадочные размеры укладываются в стандарты 8-дюймового калибра. Монтажная глубина – 82 мм. Немало, но тоже терпимо.
Моторы крупные – диаметр ферритовых колец 120 мм. Есть осевое отверстие, так что при установке позади динамика нужно оставить хотя бы пару сантиметров.
Конструкция диффузоров и верхних подвесов намекает на работу динамиков с повышенным ходом. Верхний подвес резиновый. Диффузор выполнен из непрессованной целлюлозы – почти как в сабвуферах.
Впрочем, ход, как известно, определяется не столько подвесами, сколько мотором. Окон под центрирующей шайбой нет, поэтому рассмотреть катушку не представляется возможным, но описание обещает 4,5 мм в каждую сторону. То есть, peak-to-peak целых 9 мм без потери контроля. При этом диаметр звуковой катушки – 50 мм, мощность может перевариваться нехилая.
Измерение параметров и анализ работы динамиков
По параметрам динамики тоже необычные, но очень интересные. Действительно, нечто среднее между «эстрадой», классическими НЧ динамиками и даже сабвуферами.
Заявленные / фактические параметры Hertz SV 200L:
- Fs (собственная резонансная частота) – 44 Гц / 43 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 29 л / 27 л
- Qms (механическая добротность) – 3,32 / 5,77
- Qes (электрическая добротность) – 0,36 / 0,37
- Qts (полная добротность) – 0,33 / 0,35
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 31,5 г / 32,2 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 8,6 Тл м / 8,8 Тл м
- Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,3 Ом / 3,3 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 94,5 дБ* / 89,5 дБ
Во-первых, подвижная система чуть больше 30 грамм – это слишком тяжело для среднечастотника, но легко для сабвуфера. Для мидбасового диапазона – в самый раз.
Второе. Мотор для такой подвижки достаточно силён, чтобы чувствительность не провалилась. Разумеется, она не дотягивает до громких среднечастотников, но для басового динамика почти 90 дБ (речь об опорной чувствительности) – это не шутки
Третье. Подвес относительно мягкий (Vas под три десятка литров), так что динамик будет заметно «чувствовать» установку в дверь. А если предполагается установить несколько динамиков, это скорректирует параметры ещё сильнее. Впрочем, добротность (Qts) и резонансная частота (Fs) здесь низкие, так что переживать нет причин, параметры останутся в пределах разумного.
Примечательно, что SV 200L умеют работать не только внизу, но и на средних частотах, хотя в двухполоску при таких тяжёлых подвижках их сложно рекомендовать безоговорочно. Разве что с твитерами, умеющими играть от 2-3 кГц, но это уже из области настоящих концертных излучателей, а не автомобильных свистелок. Как бы то ни было, до этих частот динамики дотягивают.
С фазовой линейностью, на удивление, всё хорошо. Резонансы эффективно подавлены, это видно по графику акустической фазы – он без резких перепадов. Даже при переходе из поршневого режима в модальный динамик не начинает биться в истерике. Словом, имеем хорошо задемпфированный диффузор, в котором не возникает призвуков, и удачные подвесы, лишенные собственных резонансов. Не последнюю роль сыграл и фирменный профиль V-Cone. По этой части однозначно зачёт.
А вот, кстати, наглядно о способности динамика контролироваться усилителем. Обратите внимание, с понижением частоты искажения не повышаются.
Проба в деле
Для полноты картины поэкспериментировал – организовал поканалку (в качестве СЧ/ВЧ звена определил свои домашние полочники PSB). Выводы получились следующими.
Во-первых, как и предположил при измерениях, это динамики для трёхполосной акустики, и на СЧ им работать тяжёловато. При совсем уж острой необходимости до пары килогерц дотянуть могут, но к выбору твитеров придётся отнестись ответственно, какие попало не подойдут.
Во-вторых, с дохлым усилителем к Hertz SV 200L можно даже не подходить. Даже учитывая высокую чувствительность (по меркам НЧ динамиков, конечно же), для нормальной работы им нужно никак не меньше пары сотен Ватт. Тяжёлую подвижку нужно уметь не просто толкать, но и контролировать.
В-третьих, динамики имеют огромный запас энергетики. Они не начинают бултыхать своими диффузорами даже при значительном повышении громкости и способны переваривать большую мощность. Прибавляешь громкость, а они не просто не упираются в свои пределы, но и ещё просят.
Как их готовить?
Очевидно, потенциал у Hertz SV 200L огромен, но его ещё нужно как-то реализовать. Воткнуть динамики в двери и ограничиться парой листов «вибры» – пустая затея. Оформление им нужно готовить почти по-сабвуферному, каменно жёсткое.
И да, я не просто так вначале упомянул, что динамики можно использовать в SQ. Поскольку эта тема мне ближе, при изучении параметров начал вырисовываться один интересный вариант – система без традиционного саба, но с фронтальным басом.
Для этого нужно постараться организовать в дверях или под сиденьями фазоинверторные корпуса по 14 литров чистого объёма с портами на 46 Гц (для ориентира, диаметр – 6 см, длина – 24 см). При весе подвижки едва за 30 грамм (что по сабвуферным меркам вообще пушинка) должен получиться отличный фактурный бас, да ещё и с нижней границей в салоне автомобиля всего 35 Гц (по уровню -3 дБ). И это уже с учётом утечек и потерь в салоне.
Не удержался, по-быстрому «запилил» коробку и скрутил из картона с ПВА круглый порт. Фото не привожу, это был одноразовый тестовый вариант. Предположение во многом подтвердилось. Преклонять колено перед «негробасом» (как это делают крупные сабы) такое НЧ звено не собирается, но на нормальной музыке это и не нужно. Зато рокешник жарит очень бодро – бас-бочка толкает в грудь как на концерте, а бас-гитара вообще в грудной клетке что-то там вибрировать заставляет. «Мяса», мягко говоря, достаточно.
При этом такое НЧ звено умеет играть вверх несравнимо с любым сабвуфером, и стыковать его со среднечастотниками можно в районе 250-350 Гц (можно и выше, но я бы не стал). То есть, в СЧ звено подойдут почти любые 4-дюймовые динамики и, пожалуй, даже некоторые 3-дюймовые.
Коротко по делу
Hertz SV 200L – настоящий мидбасовый динамик с ломовым запасом мощности. Причём при необходимости может залезть как в сабвуферную область, так и в среднечастотную, так что в настройках не капризен. И не смотрите, что формально он относится к громкой серии SPL Show. Если понятна физика работы динамика, его с успехом можно использовать и в SQ.
Установка в двери – да, но это почти сабвуфер, так что двери нужно готовить соответствующим образом. Установка в заднюю полку в качестве сабвуферного звена – тоже да. Глубина баса достаточная для большинства жанров, контроль отличный. Установка в корпуса – снова да, в том числе и в фазоинверторные. Но к объёму и настройке порта очень чувствительны, так что к делу нужно отнестись ответственно. Если не промахнуться, можно получить неожиданно глубокий для 8-дюймового калибра, артикулированный и разборчивый бас.
И не забыть про соответствующий усилитель. Эти динамики хоть и забираются в СЧ диапазон, конструктивно ближе к сабвуферам, а потому к нежностям не склонны, и предлагать им меньше пары сотен Ватт будет неуважением к их возможностям.
Плюсы
Способны выдерживать большую мощность
Одни из немногих настоящих мидбасовых динамиков для «эстрады»
Можно использовать как нестандартное НЧ звено в SQ системах
Минусы
Высокие требования к оформлению, куда попало их не воткнёшь
https://carmus.ru/content/431
Status. Alpine Status. Большой тест 12-канального усилителя со встроенным 14-канальным аудиопроцессором Alpine HDP-D90 (серия Alpine Status)