Как и ранее, визитная карточка всех компонентов серии – сэндвич-диффузор из стеклопластика с наполнителем из льняных волокон. Изменения с первого взгляда незаметные, но существенные: подвес диффузора с инерционным демпфером TMD и прогрессивный профиль центрирующей шайбы. Обновлённые твитеры получили жёсткий «М»-образный купол из алюминиево-магниевого сплава.
В состав обновленной серии входят пять комплектов компонентной акустики (PS130FE, PS165FE, PS165FSE, PS165FXE, PS165F3E), один коаксиальный (PC165FE) и четыре сабвуфера (P20FE, P20FSE, P25FE, P25FSE). Буква E в обозначении всех компонентов серии указывает на серию EVO, а буква S – на уменьшенную монтажную глубину (Slim). Абсолютной новинкой стал плоский восьмидюймовый сабвуфер P20FSE с минимальными требованиями к объёму акустического оформления. Остальные сабвуферы также способны работать в очень компактных корпусах, обеспечивая при этом серьезное звуковое давление и впечетляющую энергетику.
Но сегодня объектом нашего пристального внимания будет трёхполосный компонентный комплект FLAX EVO PS 165 F3E с серийным номером A1BZ0F000304.
Диффузорные излучатели одного комплекта несут одинаковый номер, это гарантия подлинности
МИДБАС
Жёсткий на изгиб диффузор из композитного сэндвича FLAX – два слоя тонкой стеклоткани с прослойкой из льняных волокон снабжён мягким текстильным колпачком диаметром 45 мм. Подвес шириной 14 мм с инерционным демпфером TMD обеспечивает большой ход и хороший импульсный отклик, «трепыхания» диффузора сведены к минимуму. В комплект, кстати, входит решётка классической конструкции.
На отфрезерованном участке фланца выгравирована надпись MADE IN FRANCE, на диаметрально противоположном участке – фирменный логотип. Ввиду немалого веса динамика для крепления необходимо использовать только болты, для удобства крепления вместо отверстий сделаны секторные прорези шириной 4 мм
Диффузородержатель литой тонкостенный, с антирезонансным покрытием, спиц теперь стало четыре. Магнитопровод вентилируемый, задний щит в виде «грибка»
Размеры головки стандартные. Звуковая катушка диаметром 32 мм, выводы свободные, их длина выбрана с запасом. Клеммы-лопаточки шириной 2,5 и 5 мм заформованы в пластиковую обойму
СРЕДНЕЧАСТОТНИК
Диффузор той же конструкции, что и у мидбаса, но, разумеется, меньшей толщины и диаметра. В центре мягкий текстильный колпачок с пропиткой, его диаметр 25 мм (как и звуковой катушки). Подвес шириной 7 мм, тоже с лазерной идентификацией. Крепёжные отверстия под винты «впотай», в комплекте миниатюрная решётка классической конструкции
Конструкция дфииузородержателя немного упрощена по сравнению с предшественником: спиц стало четыре, вместо утопленных винтовых клемм – «лопаточки» в пластиковой обойме. Неодимовая магнитная система скрыта внутри диффузородержателя
Головка весьма компактная, как и в предыдущей версии
ТВИТЕР
Легкосъёмная сетка удерживается на месте полем рассеяния неодимовой магнитной системы. Благодаря выбранному профилю купола дисперсия широкая даже без фазовыравнивающих элементов. Жёсткость купола обеспечивается сразу по двум направлениям – профилем и материалом (магниевые сплавы, как известно, уступают в жёсткости лишь бериллию)
Монтажная глубина минимальная, можно даже делать установку «стелс»
КРОССОВЕР
В эпоху звуковых процессоров и многоканального усиления пассивный кроссовер уже становится анахронизмом. Но в комплекте он есть, и обойти его вниманием было бы несправедливо – разработчики старались изо всех сил.
Габариты корпуса прежние – 132 х 97 х 45 мм Частоты раздела по описанию 300 Гц и 3,5 кГц. Для доступа к переключателям уровня СЧ и ВЧ нужно выкручивать винты, крепящие крышку корпуса – к счастью, всего два. Полярность включения всех динамиков заявлена одинаковой, но на практике полярность подключения СЧ стоит уточнить «по месту»
ФНЧ мидбаса – второго порядка с компенсацией индуктивности. Полосовой фильтр СЧ – несимметричный, ФВЧ второго порядка + ФНЧ первого, с аттенюатором (0 и -3 дБ). ФВЧ пищалки третьего порядка, также с аттенюатором (0 и -3 дБ). Все фильтры классические, без хитростей
ИЗМЕРЕНИЯ
Как обычно, сначала Z-характеристики и параметры Тиля-Смола с комментариями.
Теперь импеданс всех излучателей одинаковый – 4 Ом. Это снимает ряд вопросов
НЧ | СЧ | ВЧ | |
RE, Ом | 3,6 | 3,6 | 3,6 |
FS, Гц | 59,6 | 205,5 | 1525 |
VAS, л | 15,8 | 0,42 | - |
QTS | 0,67 | 0,91 | 3,20 |
QMS | 5,57 | 2,19 | 12,66 |
QES 0,76 | 1,57 | 4,28 | |
B*l, Тл*м | 4,93 | 2,72 | - |
dBSPL, 1Вт/1м | 88,4 | 85,7 | - |
MMS, г | 13,7 | 2,5 | - |
У среднечастотника скромный эквивалентный объём, при легчайшем диффузоре (всего 2,5 г) частота резонанса по сравнению с предшественником закономерно подросла. И вырастет ещё, если установочный объём будет менее литра. Так что при установке в минимальный объём (например, в стойки) частоту раздела придётся выбирать порядка 800 Гц, и переходить к активному делению полос. К тому же чувствительность среднечастотника почти на 3 дБ ниже, чем у мидбаса, поэтому при работе с пассивным кроссовером согласование уровней будет неполным. Впрочем, это беда практически всех трёхполосных комплектов, безотносительно происхождения, – они полностью раскрываются только в «поканалке».
Вплоть до 1,5 кГц АЧХ динамика стабильна, диаграмма направленности широкая – даже под экстремальным углом в 60 градусов. Так что частоту раздела с СЧ можно делать любой в диапазоне до 1-1,5 кГц, но крутизну лучше выбирать повыше – чтобы подавить в зародыше непредсказуемое поведение АЧХ выше 2 кГц…
Направленность излучения среднечастотника проявляется на частотах выше 3 кГц. Но и в основном диапазоне отклонение от оси излучения увеличивает неравномерность АЧХ. Поэтому лучше ориентировать ось излучения на слушателей, это позволит к тому же поднять частоту раздела с пищалкой
У пищалки ориентация влияет в основном на уровень выше 5 кГц, неравномерность АЧХ при этом не выходит за рамки приличий
Для иллюстрации того, как работает система в целом, мы в этот раз не стали снимать суммарную АЧХ, она в трёхполосной системе сильно зависит от взаимного положения излучателей и уровней сигнала – это вопрос настройки.
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
В этот раз рояля в кустах шестиканального усилителя под рукой не оказалось, пришлось собрать комплект со штатным кроссовером. Даже в таком варианте звучание акустики подкупало детальностью и собранностью звуковой картины. Тональный баланс с немного «проваленной» серединой и акцентированными высокими частотами оказался весьма удачным для классического хард-рока и блюза, звучание джаза тоже было гармоничным. Но всё же такой вариант – для «ленивой» инсталляции, если результат не интересует. Полностью раскрыть потенциал этой великолепной акустики можно и нужно только в поканальном включении. В крайнем случае – в 2,5 полосы, но пищалку придётся «давить» минимум на 6 дБ.
МЕД & ДЁГОТЬ
Трёхполосная новинка — это комбинация из трёх первоклассных по всем (всем, без единого исключения) показателям полосных излучателей. Но будьте готовы к тому, что великолепный потенциал этой акустики раскроется только в правильно настроенной процессорной системе. И это – полная гарантия выдающегося звучания. Или даже путь в чемпионы.
Цена вопроса: 46 500 руб
Источник: журнал Автозвук, 08/2020. Автор: Валерий КИМ
Status. Alpine Status. Большой тест 12-канального усилителя со встроенным 14-канальным аудиопроцессором Alpine HDP-D90 (серия Alpine Status)