Сразу для определённости – цена за пару BLAM LFR 50 на момент теста составляет 15990 рублей. Оно, конечно, не AliExpress, но до безумного High End далеко. Хотя по своим свойствам, как выяснилось, ближе ко второму.
Модель принадлежит к серии Live, она ровно в середине модельного ряда – между начальными Express и Relax и старшими Signature и Multix. В этом году серия серьёзно обновилась, появилось много интересных моделей (кое-что из новинок уже бывало в лаборатории). BLAM LFR 50 позиционируется в серии Live в двух вариантах. Во-первых, как самодостаточный широкополосник, легко дотягивающий до самого верха (и даже выше). Во-вторых, как СЧ звено в поканалке, расширяющее двухполосные системы до трёхполосных (речь о BLAM 165LSQ ACT, BLAM L165A ACT, BLAM L165S ACT, BLAM L165P ACT и 8-дюймовых BLAM L200 ACT).
Первое внешнее изучение
Динамики поставляются с несъёмными сетками. Причём вклеены крепко, поддевать и выковыривать их не рискнул. Потом при измерениях параметров грузики пришлось аккуратно подклеивать к тыльным сторонам диффузоров, иначе никак.
Посадочная высота динамика – 32 мм, посадочный диаметр – 57 мм, внешний диаметр крепёжного фланца – 74 мм.
Корзины литые металлические, что у маленьких динамиков встречается нечасто – обычно или стальная штамповка, или пластик. Ничего не имею против них, но литьё в любом случае вне конкуренции. Резонансы? Перекосы? Трещины? Не, не слышал.
Диффузоры – алюминиевые. Попробовал сфокусироваться на них через сетку, чтобы было лучше видно. Подвесы – тонкие резиновые, с плавным профилем.
С обратной стороны фактура алюминиевого диффузора видна лучше. Приятная и полезная деталь – уплотнитель на нижней стороне фланца.
Осевой канал в керне и большие окна под центрирующей шайбой исключают эффект компрессии, воздух свободно проходит через магнитную систему. Больших ходов тут всё равно нет, но из-за зажатости могут образовываться резонансы воздушной массы, а они обычно дают нежелательные окрасы на средних и верхних частотах. Тем более, когда подвижка лёгкая, всё это проявляется довольно сильно. Так что «свободное дыхание» важно не только для «насосов», но и для маленьких динамиков.
Обратите внимание на высоту верхней шайбы магнитопровода – она непривычно толстая, обычно в маленьких динамиках она сильно тоньше. И это очень хорошо: чем больше высота магнитного зазора, тем большее количество катушки работает, тем правильней динамик повторяет подаваемый на него электрический сигнал. Конечно, это сильно упрощённо, но суть, думаю, понятна.
Через окна в корзине немного видна намотка катушки, выходящая из зазора. Описание обещает ход диффузора по 2 мм в каждую сторону – приличный такой запас.
Измерения и анализ работы динамиков
В целом измеренные параметры хорошо повторили заявку, на деле динамик оказался лишь чуточку мягче обещанного. Разве что чувствительность в описании заявлена, как всегда, не опорная, а при каких-то своих условиях измерения (я такие обычно называю «коммерческими»), но это в данном случае не особо важно.
Заявленные / фактические параметры BLAM LFR 50:
- Fs (собственная резонансная частота) – 129 Гц / 120 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 0,25 л / 0,34 л
- Qms (механическая добротность) – 3,15 / 3,56
- Qes (электрическая добротность) – 0,53 / 0,46
- Qts (полная добротность) – 0,45 / 0,41
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 2,26 г / 2,12 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 3,71 Тл м / 3,61
- Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 4,0 Ом / 3,9 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 92 дБ* / 83,3 дБ
Описание обещает АЧХ, выходящую далеко за 20 кГц, причём даже с подъёмом к 30 кГц. Спецификация High Resolution Audio требует, чтобы диапазон эффективной работы простирался до 40 кГц, и здесь, похоже, это требование выполняется. Картинка из описания:
Мой Audiomatica Clio видит лишь немногим выше 20 кГц, но в этой области измеренная АЧХ неплохо повторила заявленную. С учётом масштабов, разумеется.
С самого низа рабочего диапазона и до 7-8 кГц никаких критичных резонансов в диффузоре и подвесах. А ведь у большинства широкополосников (да и не только) на АЧХ без слёз не взглянуть. С повышением частоты начинаются колебания, но для 50-мм конусного излучателя это неизбежность – начало модального режима, когда длина волны становится сопоставимой с размерами диффузора (интерференцию, как ни крути, никуда не денешь). Главное, что поведение динамика в этом диапазоне оказалось предсказуемым.
По графикам искажений я бы обратил внимание вот на какой момент. Смотрите, с понижением частоты искажения не растут, как это часто бывает, а сохраняются в разумных пределах. Понятно, что отпускать 2-дюймовые динамики вниз по частоте никто не собирается, но это показатель, во-первых, что динамик хорошо контролируется усилителем, и во-вторых, что он даёт свободу в настройке раздела с НЧ/СЧ звеном.
А что на слух?
После измерений звучание динамиков оценивалось сначала в лаборатории (для корректности организовал им поканалку, ставил в корпуса объёмами около 2 литров), а потом какое-то время ещё и в автомобиле (на скорую руку распечатал на 3D-принтере чашки объёмами около 150 мл). Благо, у меня своя система построена на широкополосниках, так что проблем со второй частью эксперимента не возникло. Общие выводы получились следующими.
Звучание крайне непривычное для широкополосников – прозрачное, лёгкое и без типичной для многих вялости на самом верху. Несмотря на алюминиевый диффузор, характерного холодного и колючего окраса в звуке нет. Да, атака отрабатывается чётко, когда нужно – остро, и в целом есть понимание, что диффузор не бумажный и не пластиковый. Но такое звучание воспринимается как-то естественно, слух не утомляется.
Небольшой и очень плавный подъём в диапазоне 2-7 кГц, который видно на АЧХ, на слух воспринимается как лёгкое «усиление» ясности звучания, но, на удивление, без назойливой яркости. Поэтому работать эквалайзером в этой области, как мне кажется, большой необходимости нет. Максимум – пригасить сигнал на пару децибел на частоте 4 кГц в очень широкой полосе, не более того. Хотя, я бы и этого делать не стал, ясность в данном случае делает звучание каким-то увлекательным что ли.
К провалам на АЧХ наш слух физиологически более лоялен, поэтому небольшой «овражек» в области 10 кГц абсолютно не мешает. Больше того, он избавляет звучание от свистливости и сипилявости, присущей некоторым широкополосникам с металлическими диффузорами. Возможно, это одна из причин, почему субъективно в звучании LFR 50 нет откровенного «металлического» окраса, но есть лёгкость, присущая Hi-Res излучателям.
Ещё один вывод касается, в общем-то, любых небольших широкополосников. Калибр 2 дюйма сам по себе имеет ограничения, и нужно понимать, что низкая частота раздела для такого размера не всегда оптимальна. Небольшие динамики излучают широко, в реальной инсталляции получается немало отражений, которые могут подпортить результат. Если только отражения не используются намеренно, например, при установке в штатные места в панели с направлением вверх. Что же касается конкретно BLAM LFR 50, то я бы назвал для них нижней возможной границей – 350-400 Гц, а нижней разумной (исходя из калибра) – 700-800 Гц.
Коротко по делу
Одни из немногих широкоплосников, которые действительно понравились. Открытое, свежее, незамыленное звучание, легко забираются вверх. Красиво и подробно звучат на живой инструментальной музыке, не тускнеют и не устраивают свалку из звуков на яростном роке.
Если выбирать в этом бюджете между раздельным СЧ/ВЧ звеном и широкополосниками, то во втором случае меньше шансов напортачить с настройкой, а значит, результат во многих случаях будет лучше. В общем, если «ширики» – ваш формат, и BLAM LFR 50 вписываются в ценовые рамки системы, рассматривать их можно смело. Ну и, разумеется, желательно включать голову при настройке раздела с НЧ/СЧ: динамики хоть и позволяют вольности в обращении с собой, но физику никто не отменял.
Плюсы
Добротное исполнение, крепкая литая корзина
Легко работают на ВЧ, супертвитеры с ними не нужны
Дают свободу при настройке раздела с НЧ/СЧ звеном
Универсальны, можно направлять в салон или на отражение от стекла
Минусы
Несъёмные сетки – это хорошо, но не всегда
https://carmus.ru/content/468
Status. Alpine Status. Большой тест 12-канального усилителя со встроенным 14-канальным аудиопроцессором Alpine HDP-D90 (серия Alpine Status)