Сразу для ориентира, цена на JL Audio CP108LG-W3v3 на момент теста составляет 36800 рублей. Недёшево, но, во-первых, саб построен на очень достойном динамике JL Audio 8W3v3, цена которого на текущий момент – 22850 рублей. А во-вторых, корпус тут тоже не «от балды» взят, и глупо его оценивать только по себестоимости материала. Не стану говорить за всех производителей, но в случае с JL Audio лично у меня есть чёткое понимание, за что предлагается заплатить.
Во-первых, тут мы имеем дело не просто с динамиком, вкрученным в первый попавшийся коробок (чего уж там, этим грешат многие производители), а получаем цельное и полностью готовое решение. На измерениях всё сами увидите, пока лишь скажу, что корпус спроектирован точно под особенности конкретного излучателя. Причём речь не только о параметрах Тиля-Смолла, но и о резонансах и потоках воздуха внутри корпуса. Собственно, JL Audio как раз и славятся тем, что учитывают подобные вещи.
Во-вторых, сам корпус сделан тоже прилично – он абсолютно глухой, ни капли гулкости, а это залог правильной работы саба. Ширпотреб за 5000 рублей из рыхлого ДСП с воткнутой канализационной трубой рядом можно даже не ставить.
В-третьих, в сабвуфере уже использован гриль для динамика JL Audio SGRU-8. А он, на минуточку, отдельно тоже 1850 рублей стоит.
Ну и, в-четвёртых, это ещё немного статусности. Да, с точки зрения цены штука спорная, но «Built In USA», согласитесь, в некоторых случаях тоже стоит денег. Хотя, учитывая предыдущие пункты, уже совсем немного.
Первое знакомство, конструкция
Предисловие немного затянулось, перехожу к изучению. Всё же как в JL Audio любят сложные названия. Модель CP108LG-W3v3 расшифровывается как Black Carpet Ported Enclosure with 1 x 8" W3v3 Subwoofer Low-Profile with Grille. О как.
Серия не просто так называется MicroSub, сабвуфер и правда компактный – всего 47,3 х 28 см, а высота корпуса – 13 см. Для понимания, на фото рядом с сабом – далеко не самый крупный смартфон Samsung A50.
Первое ощущение после доставания из упаковки – очень качественный карпет с коротким жёстким ворсом. Приятная мелочь – вышивка на передней части.
Акустическое оформление – фазоинвертор. Щелевой порт имеет расширение на выходе и, как показало потом прослушивание, призвуков практически не даёт даже на приличных ходах диффузора. Карпет, кстати, есть и внутри порта, и это, судя по всему, сделано неспроста: щелевой порт сам по себе чуть сильнее демпфирует резонанс воздушной массы, чем круглая труба, а карпет несколько усиливает этот эффект. При измерениях будет видно, как это всё работает.
Внутри корпуса порт тоже имеет расширение. Более того, на его входе получается некое подобие резонансной камеры. По понятным причинам фотографию этой части сделать невозможно, так что вот вам картинка в разрезе с официального сайта:
Терминалы подключения простые, но вопросов не вызвали. По крайней мере, создалось впечатление, что пластик здесь не такой хрупкий, как в «чашках», которые продаются отдельно.
Про динамик я уже упоминал – это 8-дюймовый 4-омный JL Audio 8W3v3, скрытый под грилем SGRU-8.
Разумеется, не упустил возможность заглянуть внутрь и оценить вживую качество изготовления корпуса.
Корпус сделан из МДФ, причём, что удивило, далеко не самого толстого – около 10 мм. Однако при этом корпус очень глухой, и на простукивание гулкостью не отзывается.
Очередное подтверждение, что распорки – вещь просто необходимая. Только они дают нужную жёсткость, а не 100500 килограмм «вибры», как думают многие.
Помнится, на одной из конференций Чернов Аудио Стив Турисси рассказывал о том, как делаются корпуса сабвуферов JL Audio. Не поленился, нашёл в YouTube сборку конкретно модели JL Audio CP108LG-W3v3 (кстати, на видео как раз Стив). Согласитесь, технологично.
Сам динамик абсолютно тот же JL Audio 8W3v3-4, что идёт в открытую продажу отдельно. Обратил на это внимание, потому что многие используют в корпусных сабах динамики в более простом исполнении.
Не стану останавливаться на нём в деталях, скажу лишь, что в 8-дюймовой модели сохранены все патентованные фичи, присущие остальным сабам серии W3 – хитрые кольца сопряжения конуса, центрирующей шайбы и каркаса катушки, способ подведения гибких проводников к катушке Engineered Lead-Wire System, система вентиляции Elevated Frame Cooling и прочие крутые штуки.
Кстати, хоть динамик и не плоский, но в его магнитной системе отсутствует осевой канал. Именно это позволило сделать корпус таким неглубоким – динамик почти упирается в заднюю стенку. С обычной магнитной системой пришлось бы добавить к глубине как минимум пару сантиметров.
Измерение параметров и анализ работы динамика и сабвуфера в сборе
Раз уж вынул динамик из корпуса, решил изучить его отдельно. Хотя, чего уж там, мог бы просто заглянуть в описание – совпадение получилось каким-то совсем уж неприличным. Вот вам и наглядно о стабильности и культуре производства.
Заявленные/фактические параметры JL Audio 8W3v3-4:
- Fs (собственная резонансная частота) – 35 Гц / 36 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 15 л / 14 л
- Qms (механическая добротность) – 7,07 / 7,60
- Qes (электрическая добротность) – 0,51 / 0,47
- Qts (полная добротность) – 0,47 / 0,45
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – н. д. / 83 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – н. д. / 12,2 Тл м
- Re (сопротивление постоянному току) – 3,8 Ом / 3,8 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 83,2 дБ / 83,2 дБ
А вот этого ни одно описание обычно не указывает – анализ акустической фазы динамика. В сабвуферной области частот никаких резонансов нет и в помине. С повышением частоты прослеживается полипропиленовая сущность жёстких составных диффузоров, но уже далеко за пределами рабочего диапазона.
По собственным искажениям динамика – никаких вопросов. А меж тем следующая характеристика снята при весьма значительных ходах диффузора – около 15 мм от края до края (при «одностороннем» Xmax 10 мм). Вот оно, главное отличие сабвуферов JL Audio от большинства на рынке – сохранение характера баса и отсутствие призвуков даже на больших ходах. За что, собственно, многие их так и любят, и почему они при прочих (почти) равных оказываются дороже.
Всё, возвращаю динамик в корпус, смотрю теперь, как работает сабвуфер в сборе. Порт, судя по всему, настроен близко к Fs самого динамика, даже чуть ниже – всё как по учебнику. Но обратите внимание, провал на импедансной кривой не такой узкий, как чаще всего получается с классическими круглыми портами.
Это проявление пониженной добротности порта. Иными словами, резонирующая масса воздуха внутри порта оказывается слегка задемпфирована, за счёт чего порт не дудит в узком диапазоне около частоты настройки, а работает в более широкой полосе (это плохо для SPL-систем, но очень хорошо для «музыкальных» систем). Плюс, опять же, влияние конфигурации входной части, о которой я упоминал при разборе конструкции. Наглядно это хорошо видно на графиках акустического излучения:
Единственное, что немного смутило поначалу – небольшой выброс около 200 Гц в излучении порта, явно имеющий резонансную природу. Однако он появляется, если на саб подать широкополосный сигнал (чего в здравом уме никто делать не будет), и, как показало «живое» прослушивание, на деле никаких существенных призвуков слух не фиксирует.
Проба в деле
Пока багажник в переделке, а на руках на момент теста был весьма достойный моноблок JL Audio RD500/1 (отчёт о его изучении я как раз недавно делал), попробовал покататься несколько дней с этой связкой и оценить работу сабвуфера. И вот какие выводы удалось сделать.
Первое. Лучше всего возможности JL Audio CP108LG-W3v3 раскроются в хэтчбеке, универсале, кроссовере, т. е. когда салон и багажник – это один объём. В седане с этим сложнее, но можно постараться найти положение саба, когда багажник будет влиять минимально. У меня это получилось, когда я расположил саб в самой глубине багажника как можно ближе к окну «лыжницы».
Второе. Интересные результаты получаются, если ставить саб динамиком вниз, в пол, создавая ему тем самым акустическую нагрузку. Правда, в комплекте никаких ножек не предусмотрено, но если этот вариант понравится (в каждом авто всё может оказаться индивидуально), сделать опору для корпуса уже не так сложно.
Третье. Крепить корпус на кузове нужно как можно жёстче. Если он будет болтаться по багажнику, нормального баса не ждите. Проверить это очень просто – попробовать положить на сабвуфер что-нибудь тяжёлое, чтобы прижать его. Разница очень заметна.
Звучание. Коротко по делу
Сабвуфер звучит глубже, чем ожидаешь от этого калибра. Пусть не как 12-дюймов, но сопоставимо с хорошей «десяткой». Характер баса не аудиофильский, я бы назвал его «американистым» – увесистый, сочный, особенно на электронной музыке. Если без придирок, рок тоже отрабатывается, откровенных хвостов при удачной установке и правильной настройке можно избежать. Но бас по своей структуре получается каким-то вязким – на такой музыке и для этого динамика, скорей всего, ЗЯ оказался бы предпочтительнее. Но если честно, это уже придираюсь – зачётный саб, и на большинстве жанров отрабатывает достойно.
Посоветовал бы я такой сабвуфер? Как всегда, зависит от исходных требований. Если нужно получить максимум баса при минимальном занимаемом объёме, и при этом, что важно, получить не гудящую колотушку, а вменяемую артикуляцию и разборчивость, то да, эта корпусная модель будет хорошим выбором. Под такие требования потенциал динамика 8W3v3 раскрывается хорошо, все технические компромиссы разумны. Умеют в JL делать сабы, чего уж там.
Плюсы
Готовое решение, корпус учитывает особенности динамика
Сочетание компактности и басовитости
Глухой корпус, никакой гулкости
Качественные материалы, качественная сборка
Минусы
Корпусной сабвуфер в средней ценовой категории – штука непривычная
https://carmus.ru/content/521
Status. Alpine Status. Большой тест 12-канального усилителя со встроенным 14-канальным аудиопроцессором Alpine HDP-D90 (серия Alpine Status)