На момент теста в официальном онлайн-магазине цена BLAM LSP 25 составляет 19990 рублей. Как и остальные сабвуферы, эту модель Ги Бонневилль позиционирует для SQ-систем. С таким расчётом и буду его оценивать.
К слову, в линейке есть ещё 8-дюймовая модель BLAM LSP 20, на неё тоже можно обратить внимание (насколько знаю, его цена 14990 рулей). Чуть позже сами увидите – «десятка» отлично работает в корпусе объёмом всего 15 литров, и при этом даёт приятное «мясо». «Восьмёрка» построена по аналогичной концепции, а значит, от неё можно ожидать интересный бас в корпусе совсем смешных размеров.
Первое изучение конструкции
Собран динамик на стальной штампованной корзине. Вообще, насколько могу видеть, Ги выбирает комплектующие для своих динамиков по принципу рациональности. Литьё сделало бы сабвуфер дороже, а особых технических плюсов не принесло бы: мотор на двух 140-миллиметровых ферритовых кольцах не самый громоздкий.
Диффузор выполнен из полипропилена, подвес – полиуретан.
Как позже показали измерения, подвижка здесь не самая лёгкая для 10-дюймового калибра. Впрочем, и не запредельно тяжёлая – по нынешним временам параметр Mms лишь немногим выше среднего.
Катушка охлаждается через окна в корзине под центрирующей шайбой и осевой канал в керне магнитной системы.
Подводящие выполнены традиционными косичками, длина и точки крепления подобраны удачно, при больших ходах диффузора звона не предвидится. Нажимные терминалы развёрнуты так, чтобы кабели подходили к ним сбоку. Удобно.
Размер звуковой катушки – 60 мм, всё же европейцы больше тяготеют к метрической системе. Кому привычней американская, получается что-то около 2,36 дюймов.
Высота намотки, судя по описанию, – 32,6 мм. Рабочая часть катушки определяется высотой магнитного зазора, а тот, в свою очередь, толщиной верхней шайбой магнитопровода. Здесь она составляет 8 мм. Получается, что линейный ход диффузора – по 12,3 мм в каждую сторону.
Измерение параметров и анализ работы динамика
Один из немногих случаев для BLAM, когда измеренные параметры разошлись с заявленными. Сама концепция динамика сохранена, просто такое ощущение, что в описании приведены параметры недостаточно размятого экземпляра. И ещё обращу внимание на один момент – в описании приведены параметры при параллельном соединении обмоток, я же измеряю при последовательном. Базовые параметры от этого не меняются (Qts, Vas, Fs), а вот разница между значениями силового фактора BL определяются именно этим. Так что на него не обращайте внимания, с силой мотора тут полный порядок.
Заявленные / фактические параметры BLAM LSP 25:
- Fs (собственная резонансная частота) – 38 Гц / 32 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 16 л / 21 л
- Qms (механическая добротность) – 7,20 / 7,46
- Qes (электрическая добротность) – 0,56 / 0,47
- Qts (полная добротность) – 0,52 / 0,44
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 166 г / 159 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 8,89* Тл м / 16,1** Тл м
- Re (сопротивление постоянному току) – 1,1* Ом / 3,9** Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 84,0 дБ / 83,8 дБ
* - при параллельном соединении обмоток
** - при последовательном соединении обмоток
Впрочем, параметры – это далеко не всё, что характеризует работу динамика. В последнее время снимаю собственную АЧХ в ближнем поле и фазовую характеристику, причём не только в рабочей полосе частот. Как показывает практика, у сабвуферов много интересного творится и на более высоких частотах, что может сильно влиять на «окрашенность» баса.
По измеренному графику можно сделать, как минимум, два вывода. Во-первых, с повышением частоты отдача спадает. Это важно, некоторые сабвуферные динамики «тянут» собственную АЧХ порой до нескольких килогерц, и это приходится учитывать при настройке системы (примеры таких «высокоиграющих» сабвуферов легко найти в недавнем сравнительном тесте).
Во-вторых, на графике фазы всегда наглядно прослеживаются резонансы в подвижной системе (а они есть у всех динамиков). В данном случае имеем небольшие возмущения около 400 Гц и 2 кГц. На 100% утверждать не берусь, но похоже, что в первом случае – лёгкий, хорошо задемпфированный резонанс центрирующей шайбы, во втором – проявление «полипропиленовой» сущности диффузора и воздействий верхнего подвеса на края диффузора.
В данном случае эти небольшие артефакты нам не страшны: из-за собственного спада отдачи с повышением частоты эти резонансы при работе сабвуфера особо возбуждаться не будут. Собственно, прослушивание это только подтвердило – бас довольно чистый, без лишнего окраса, но об этом скажу чуть позже.
Идём дальше – искажения. По этой части BLAM LSP 25 выглядит очень даже неплохо. Рост искажений начинается ниже 50 Гц, но более-менее значимых уровней они достигают только на самом инфрабасе, где звук как таковой уже перестаёт существовать, а музыки и вовсе давно нет.
Описание предлагает для BLAM LSP 25 три вида корпусов – ЗЯ объёмами 15, 25 и 45 литров. Для начала посмотрю, что имеет ввиду производитель, рассчитаю по параметрам в описании:
Насчёт 15-литрового корпуса – никаких возражений, а вот 25 и уж тем более 45 литров – это, на мой взгляд, перебор. Это и по расчётам понятно, и когда пробовал саб в деле, подтвердилось – в большом корпусе бас получается каким-то рыхлым, затянутым.
По фактическим параметрам ЗЯ тоже получается небольшой. А ещё можно попробовать ФИ – в 20 литрах с портом на 40 Гц получится залихватский подъём отдачи и эдакий «акустический бас-буст». Последний вариант можно иметь ввиду, если предполагается использовать на саб усилитель небольшой мощности – и корпус небольшой, и порт чуть длиннее «трубчатой» упаковки от чипсов Pringles, а прирост в громкости приличный. Правда, ценой разборчивости, но тут уж физику не обмануть.
Конечно, дело вкуса и поставленных задач, но лично я бы предпочёл вариант ЗЯ – он самый универсальный. Можно смело делать корпус в районе 12-15 литров, получится приятный, плотный, чёткий бас, которого обычно ждут от хорошего 10-дюймового саба.
Проба в деле
Некоторые впечатления от саба я уже упоминал, сейчас подытожу. Сначала оценивал саб в лаборатории, используя старые проверенные методики ещё со времён «бумажного» Car&Music. А потом – уже в машине, с учётом некоторых выявленных особенностей. В обоих случаях использовал оформление ЗЯ, объём корпуса подгонял по ходу дела. Общие впечатления следующие.
Во-первых, динамик действительно не любит больших корпусов, 15 литров – это для него разумный максимум. Бас получается плотным, собранным, без лишнего затягивания басовых нот. Понятно, что сравнивать с 15-дюймовыми монстрами по глубине не нужно, но информативный басовый диапазон прорабатывается уверенно с должным «мясом».
В большом корпусе появляется впечатление массивности и глубины, но я бы назвал его ложным – не с плотностью и упругостью, а за счёт рыхлости и какой-то раздутости что ли. Подобное можно получить и от более дешёвых сабов, так что такие корпуса – не наш вариант.
Второй момент – настройка. Тот факт, что динамик не лезет играть в СЧ область, можно назвать плюсом. Бас чистый, сабвуфер не тянет одеяло на себя, локализации удаётся избежать даже при невысокой крутизне ФНЧ. В целом, сабвуферное звено настраивается легко. По крайней мере, у меня проблем не возникло.
Но замечу, что тут многое зависит от положения саба в багажнике. Скажем, при экспериментах у себя в седане самый вкусный и слитный бас я смог получить, направляя саб динамиком вперёд, в подлокотник заднего сиденья. Если же ставить его, например, в крыло, то тут как повезёт, потому что в работу включается объём самого багажника и получается эдакий «недобандпасс». Это, разумеется, лишь в седанах, в каких-нибудь хэтчбеках и кроссоверах с этим проще.
Коротко по делу
Хороший сабвуфер, который умеет работать в очень компактном корпусе объёмом не больше 15 литров. Сработается с моноблоками, выдающими 400-600 Вт на 4 Ом. Не пытается изобразить из себя гигантскую бас-машину, но для своего размера басит неожиданно прилично и позволяет получить мясной, плотный бас, без размазни. По громкости у каждого своя «норма», но как по мне, запас достаточный, поддать жару на каком-нибудь рокешнике – легко. Если не требуется ставить SPL-рекорды, то в одиночку прокачает не только небольшой автомобиль, но и кроссовер. А с парой таких сабов (благо, много объёма им не нужно) получится вообще круть.
Плюсы
Способен работать в компактных корпусах
Низкие искажения, отсутствие значимых резонансов
Сабвуферное звено легко настраивать
Минусы
Немного странные рекомендации по объёмам оформления
https://carmus.ru/content/494
Status. Alpine Status. Большой тест 12-канального усилителя со встроенным 14-канальным аудиопроцессором Alpine HDP-D90 (серия Alpine Status)