В серии Hertz HMP две модели – 4-канальник HMP 4D и моноблок HMP 1D. Цена у обоих одинаковая, на момент теста каждый из них стоит по 25800 рублей.
Первое знакомство, конструктивные особенности
Оба усилителя выполнены в корпусах одинаковых размеров – 22 х 10 х 4,3 см. Все входы и выходы выполнены в виде «хвостов», провода заходят в корпус через герметичные муфты. В условиях стеснённого пространства (неважно, в автомобиле, под сиденьем мотоцикла или в рундуке катера) такое решение во многих случаях удобнее, нежели традиционные терминалы на самом корпусе.
Компоновка, впрочем, стандартная: силовые выходы – с одной стороны, линейные – с другой.
Все регулировки скрыты под съемными пластинами. Опять же, в целях герметичности.
По части регулировок отмечу две особенности. Во-первых, плавная настройка только у гейнов, а частоты фильтров выбираются переключателями из нескольких фиксированных положений.
Во-вторых, RCA-входы здесь могут играть роль линейных или высокоуровневых – во втором случае, судя по описанию, усилители могут принимать сигнал до 20 Вольт. Приличный диапазон, с запасом.
В комплекте к моноблоку HMP 1D идёт регулятор уровня. Длина шнура, который заходит в самом регулятор – около 3 метров, но дополнительно имеется 4-метровый удлинитель. Получается удобнее, чем один длиннющий кабель.
Усилители имеют герметичное исполнение – всё только через мягкие прокладки. Как и полагается, платы имеют конформное покрытие (дополнительный защитный лак).
В 4-канальнике Hertz HMP 4D практически всю площадь основной платы занял блок питания.
Усилительные части вынесены на две субплаты – на каждой по паре каналов.
В усилителе использованы силовые чипы, прижатые непосредственно к корпусу через термопрокладку. До самих чипов добраться не удалось, но очень похоже на «филипсовские» семейства TDA89XX.
Линейная часть разнесена на два «этажа». Замечены операционники TL072 и TL074 – отмечаю этот факт на тот случай, если у кого вдруг «твикалка зачешется».
Моноблок Hertz HMP 1D скомпонован попросторней. Здесь уже не силовые чипы, а более привычная схема с драйверами и силовыми выходными ключами. Достоверно сказать, как сделана драйверная часть, не представляется возможным: часть элементов расположены с нижней стороны платы.
Линейная часть здесь тоже разнесена на два «этажа».
Измерение параметров и характеристик Hertz HMP 4D
Начну с входной части. Пары каналов неравнозначны – в каналах Front можно включить только ФВЧ, а в каналах Rear – на выбор ФВЧ или ФНЧ. Частоты настройки соответствуют заявленным, добротности почти не зависят от частоты настройки. Ну разве что для ФНЧ переход от плоской части АЧХ к наклонной выглядит уж слишком плавным. Впрочем, вряд ли нужно относить это к недостаткам.
Спектры на малом и повышенном уровнях сигнала относительно чистые, фоновый шум во втором случае немного приподнимается, но всё равно остаётся на достаточно низком уровне.
Интермодуляционные искажения умеренные на НЧ и СЧ и немного повышаются на ВЧ. Кстати, такие спектры больше характерны для АВ-класса, у D-класса спектры обычно пожёстче. Выглядит многообещающе.
Распределение гармонических искажений по спектру относительно равномерное, без резких перепадов, как это иногда бывает. И обратите внимание – переход с 4-омной нагрузки на 2-омную усилитель на нижних частотах вообще не чувствует. Особенно актуально для систем, работающих на открытое пространство (в тех же яхтах, к примеру): параллельное подключение по паре динамиков к каждому каналу в них не редкость.
На фазовой характеристике тоже сюрприз – обычно на НЧ график плавно загибается вверх (влияние «проходных» конденсаторов, работающих как фильтры первого порядка). А у Hertz HMP 4D внизу вплоть до 10 Гц никаких намёков на изменение фазы. Вообще, способности усилителя в НЧ диапазоне ещё придётся припомнить, по этой части он оказался весьма интересен.
А ещё обратите внимание на АЧХ – при переходе на 2-омную нагрузку появляется заметный завал на ВЧ. Считать это недостатком не стану: импеданс любой акустики определяется в основном мидбасовым звеном, а твитеры имеют более высокий импеданс. Так что в жизни даже с 2-омной акустикой никакого завала не будет.
Мощностные параметры по нынешним временам умеренные. Но, во-первых, заявке соответствуют, а во-вторых, здесь тот самый случай, когда способность контролировать нагрузку важнее формальных циферок. Убедиться в этом удалось на прослушивании.
Мощностные параметры Hertz HMP 4D (измерение на 1 кГц):
- Работа на 4 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 57 Вт
- Работа на 4 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 69 Вт
- Работа на 4 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,04%
- Работа на 2 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 68 Вт
- Работа на 2 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 86 Вт
- Работа на 2 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,14%
Измерение параметров и характеристик Hertz HMP 1D
У моноблока можно отключить фильтры, и тогда его можно использовать не только как сабвуферный, но и в мощном мидбасовом звене (красный график – усилитель распущен в «полную» полосу). По части самих фильтров – никаких вопросов, полное соответствие заявке.
В спектрах выходного сигнала никакой особой грязи не наблюдается, обычно у басовых моноблоков D-класса с этим бывают проблемы. Так что по этой части зачёт.
Ниже 100 Гц усилитель ведёт себя примерно одинаково на 4-омную и 2-омную нагрузку. Впрочем, и выше по частоте меняется лишь распределение гармоник внутри спектра, общий же уровень искажений повышается незначительно.
Фаза выходного сигнала одинакова на 4 и 2 Ом, это говорит о том, что спад АЧХ – не результат работы выходных фильтров, а принудительное ограничение спектра, скорей всего, на входе. Выходные же фильтры настроены где-то гораздо выше по частоте.
При измерении силовых способностей усилителя немного усложнил задачу – снял график зависимости КГИ от выходной мощности не на 100 Гц, как предусматривает стандарт, а на 60 Гц: это как-то ближе к жизни.
Мощностные параметры Hertz HMP 1D (измерение на 60 Гц):
- Работа на 4 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 146 Вт
- Работа на 4 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 193 Вт
- Работа на 4 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,07%
- Работа на 2 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 254 Вт
- Работа на 2 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 295 Вт
- Работа на 2 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,16%
А что по звуку? Впечатления от Hertz HMP 4D
Первое, что сразу обращает внимание – ясное, драйвовое звучание, с чётким очерчиванием каждого звука и хорошей передачей атаки. Общая подача ближе к прохладно-нейтральной – без томной теплоты, но не колкая. Серединка весомая, вокал насыщенный. Верх достаточно достоверный, на роке медные тарелки ударной установки сохраняют свой вес и при этом почти не теряют послезвучий.
Неожиданно энергично подаётся бас, как будто у усилителя запас мощности как минимум в два раза выше. Вот вам и повод вспомнить особенности работы в НЧ диапазоне, выявленные при измерениях. И лишнее подтверждение, что контроль во многих случаях важнее мощностных параметров. Мидбас плотный, вибрирующий. Совсем на суббасе усилителю трудновато, но нужно и совесть иметь, этот диапазон – задача сабвуферного звена.
Под какие музыкальные вкусы подойдёт лучше всего?
По ходу прослушивания сложилось впечатление, что Hertz HMP 4D – усилитель не для вылавливания из воздуха эфемерных музыкальных флюидов. Его фишка – чёткое и драйвовое звучание. Уверенно чувствует себя на современном роке и метале, когда важна динамика и умение быстро отстреливать звуки, но не колоть ими в уши. По крайней мере, последние альбомы Manowar (кстати, с достаточно «тяжёлым» звучанием) дались Hertz без особого напряга и сваливания звуков в кучу.
Лёгкий инструментальный джаз усилителю тоже не противопоказан. Brian Culbertson или Blank & Jones не заставляют слух цепляться к отдельным звукам, звуковая картинка рисуется цельно и комфортно: на малой громкости звучание сохраняет ясность, при повышении – не появляется желания убавить.
Эмоционально звучит качественная электроника. В такой музыке основная «вкусность» на мидбасе, а HMP 4D как раз показал приличный контроль в этом диапазоне. Так что практически всё от мелодичного deep house до жёсткого trance как-то тоже незаметно вовлекает в музыку.
Коротко по делу
Как по мне, Hertz HMP 4D и HMP 1D – хорошие, добротные усилители «для жизни». Когда от аудиосистемы не требуется копание в звуках и вылавливание «пятой скрипки в восьмом ряду», а нужно драйвовое, эмоциональное звучание, при этом с такой подачей, которая не вызовет желание через пять минут убавить громкость.
А ещё эти усилители универсальны. В каталоге Hertz они отнесены в категорию Marine / Power Sport, но ничто не мешает установить их и в автомобиле. Тем более, габариты позволяют разместить их, скажем, под сиденьями, а тут влагозащищённое исполнение как раз будет нелишним. И да, не забудьте про возможность использовать HMP 1D не только для сабвуфера, но и пустить пару на могучее мидбасовое звено.
Плюсы
Компактные, влагозащищённое исполнение
Могут принимать входной сигнал до 20 В
Наличие фильтра-сабсоника у моноблока HMP 1D
Пару HMP 1D можно использовать в мощном мидбасовом звене
Понравится ценителям драйвового, ясного, но не резкого звучания
Минусы
В этот раз обошлось без существенных недостатков
https://carmus.ru/content/551
Status. Alpine Status. Большой тест 12-канального усилителя со встроенным 14-канальным аудиопроцессором Alpine HDP-D90 (серия Alpine Status)