Ну и сразу для информации. Особо ленивые могут рассмотреть готовый корпусной активный саб с этим же динамиком – это модель Kicx Q300BPA. А этот тест – для тех, кто хочет раскрыть возможности динамика полнее, готов сделать корпус самостоятельно и использовать отдельный усилитель.
Как обычно, коротко пробегусь по конструкции, потом перейду к параметрам, проанализирую некоторые особенности динамика, смоделирую варианты оформления, попробую саб в деле и поделюсь впечатлениями.
Первое знакомство, конструктивные особенности
Динамик собран на штампованной стальной корзине. Интересная особенность – вместо привычных клеммных терминалов – уже подпаянные провода. Длина «хвостов» – что-то около 45-50 см
Корзина как бы обхватывает мотор снаружи. Основная проблема большинства плоских сабов – недостаточный запас механического хода, в неудачных конструкциях катушка рано начинает биться о нижнюю шайбу магнитопровода. Здесь диффузор спокойно продавливается на пару сантиметров (т. е. 4 сантиметра от края до края – нормально так, с запасом), а дальше его ход ограничивает подкладка из вспененного материала – её можно рассмотреть на фото. В общем, за катушку можно не переживать.
Монтажная глубина динамика – всего 8 см. Плюс пару сантиметров нужно оставить до задней стенки, чтобы не зажать вентиляционный канал магнитной системы.
Диффузор – составной, с цельной лицевой частью из полипропилена. На глянцевой поверхности нанесён матовый логотип Sound Civilization – выглядит весьма стильно.
Сложная форма с ребром по окружности придаёт ему конструктивную жёсткость. Как потом покажут измерения, характерные резонансы удалось погасить успешно.
Диффузор соединяется с центрирующей шайбой через цилиндрический элемент. При этом магнитная система оказывается целиком внутри него. В глубине всей этой конструкции можно рассмотреть 1,7-дюймовый каркас звуковой катушки.
Подводящие от катушки поднимаются к тыльной стороне диффузора, выходят на внешнюю сторону соединительного цилиндрического элемента…
…спускаются к центрирующей шайбе, прошиты через неё…
…и потом уже уходят к контактной площадке.
Вообще, в конструкции прослеживается тонкая игра на грани допустимого. Магнитная система должна быть предельно компактной, так что большие катушки исключаются. И в то же время 1,7-дюймовый калибр позволяет спокойно работать с любыми двухканальниками или недорогими моноблоками. Рационально.
Измерение параметров и анализ работы
Динамик имеет две обмотки по 4 Ом. Сразу отвечу на возможный вопрос – при последовательном (8 Ом) и параллельном (2 Ом) включении катушек все три базовых параметра Тиля-Смолла (Fs, Vas, Qts) остаются без изменений: гибкость подвесов не меняется, количество витков в зазоре остаётся тем же, подвижка тоже не становится тяжелее или легче. Строго говоря, мизерная разница всё же есть, но она обусловлена в основном взаимодействием с усилителем, сопоставима с метрологическими погрешностями и принципиально ничего не меняет.
Измеренные параметры Kicx QD12:
- Fs (собственная резонансная частота) – 26 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 43 л
- Qms (механическая добротность) – 7,59
- Qes (электрическая добротность) – 0,58
- Qts (полная добротность) – 0,53
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 283 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 11,9 Тл м / 23,9 Тл м*
- Re (сопротивление постоянному току) – 1,9 Ом / 7,7 Ом*
- dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 83,2 дБ
* - при параллельном / последовательном включениях катушек
Итак, что имеем. Подвижка относительно тяжёлая (видали и тяжелее, но всё же). Причина понятна – конструкция сложная, многоэлементная, это вам не простецкий конус с катушкой. Подвесы достаточно мягкие. Эти два фактора дали непривычно низкую резонансную частоту. И сделано это, похоже, намеренно – при зажимании в тесный корпус (а для плоских сабов это их основное применение) сабвуфер сохраняет способность играть достаточно низко. Собственно, что от такого динамика и требуется. В жертву принесена чувствительность, но если рассматривать все параметры в совокупности, то размен получается разумный.
Теперь немного анализа работы динамика. В сабвуферной области – без вопросов. Небольшие резонансы выше по частоте – на 200 и 450 Гц (их и на графике импеданса, кстати, хорошо видно) – это, с большой вероятностью, проделки подвесов, но в данном случае они особо ни на что не влияют. На звучание мог бы повлиять «полипропиленовый окрас» диффузора, но в данном случае диффузор оказался хорошо зедемпфированным и никаких значимых призвуков не даёт.
К графикам искажений – никаких претензий. На умеренной громкости (ход диффузора в пределах 3-4 мм) их уровень не превышает 1 процента, а рост начинается только ниже 30 Гц. Нормально.
При повышении громкости (ход диффузора peak-to-peak доходил до 1 см) искажения уже выше, причём ожидаемо за счёт «несимметричной» второй гармоники, но критичных уровней тоже ещё не переходят.
Расчёт акустического оформления и проба в деле
Фазоинверторное оформление этому динамику не подходит по двум причинам. Во-первых, корпус получается больше, чем ЗЯ, и тогда какой был смысл вообще выбирать плоский динамик. Во-вторых, сабы с тяжёлыми подвижками и мягкими подвесами очень легко пустить в неконтролируемую болтанку, а в ФИ оформлении риск допустить такую ситуацию достаточно велик. В общем, ставим динамик в ЗЯ и не паримся.
В самом начале я упомянул активный саб Kicx Q300BPA – в нём как раз используется этот динамик. Там корпус имеет внутренний объём что-то около 20-22 литров. На первый взгляд, тесновато для 12-дюймового калибра. Но результирующая добротность получается около 0,86, саб не теряет в отдаче, так что решение имеет право на существование.
Тем не менее, я бы слегка увеличил объём корпуса. Но не слишком сильно, чтобы воздушная подушка удерживала динамик от чрезмерного превышения хода. До 25-27 литров он будет работать вполне уверенно, и для 12 дюймов это по-прежнему очень компактно.
А что по звуку?
В деле саб показал себя очень неожиданно. В 25 литровом ЗЯ бас получился тугим, плотным. Может, не слишком аудиофильским, но точно не вялым и не размазанным. На ритмичной электронике – вообще то что нужно. Басовые удары воспринимаются тактильными толчками в грудь уже на средней громкости. Ветры этот саб не гоняет, но «мяса» даёт много. Запас громкости для «гражданского» применения – с запасом.
Какой усилитель использовать
Специально вынес ответ на этот вопрос отдельно, поскольку многие упускают его из вида и вспоминают, когда всё уже куплено, и «что-то пошло не так». Первым делом, помним, что у Kicx QD12 двойная катушка с импедансом 4+4 Ом. Что из этого следует?
Во-первых, можно выбрать двухканальник, и тогда каждая обмотка подключается к своему каналу. В этом случае лучше выбрать усилитель, выдающий в каждый канал по 100-150 Вт номинальной (RMS) мощности на 4 Ом. Соединять обмотки – не самая лучшая затея, т. к. в этом случае саб придётся подключать к каналам мостом. При этом на 8 Ом усилитель не выдаст достаточно мощности, а на 2 Ом бюджетные усилители, как правило, нормально не работают.
Во-вторых, можно выбрать 1-канальный усилитель. Ну или моноблок, если вам так привычней называть. Вот тут обмотки уже можно (и нужно) соединить. Я бы выбрал параллельное соединение – получится 2 Ом. Главное – не перепутать полярность – синий с синим, белый с белым. Саб сработается с моделями, выдающими на 2 Ом порядка 300-500 Вт. Это могут практически все даже недорогие моноблоки. К слову, в том же упомянутом активном Kicx Q300BPA используется встраиваемый усилитель Sound Civilization 350D, как раз выдающий на 2 Ом (согласно заявке) 350 Вт – этого вполне хватает.
Коротко по делу
Недорогой и толково выполненный саб, действительно ориентированный на работу в тесных корпусах. Больше того, именно в компактном объёме динамик чувствует себя лучше всего – чрезмерный простор будет ему даже вреден. И, буду откровенен, в некоторых моментах Kicx QD12 оказался даже интересней иных «полноразмерных» моделей сопоставимой цены. В общем, достойный вариант при ограниченности места и небольшом бюджете.
Плюсы
Весьма умеренная цена
Способность работать в компактных объёмах
Плоская конструкция с монтажной глубиной всего 8 см
Не требует дорогих и мощных моноблоков
Минусы
Для своих задач и цены значимых минусов не обнаружено
https://carmus.ru/content/591
Status. Alpine Status. Большой тест 12-канального усилителя со встроенным 14-канальным аудиопроцессором Alpine HDP-D90 (серия Alpine Status)