На момент теста цена Hertz DBA 200.3 составляет 21000 рублей. Если учесть размеры и потенциал этого саба, а ещё – простоту его установки (чего там ставить-то, это ж активный саб – уже готовое басовое звено), то получается умеренно.
Первое знакомство, конструктивные особенности
Внешнее исполнение оставило приятные впечатления. Плотный качественный карпет, не какой-нибудь «его ворсейшество» старый валенок деда Никодима. Такой обычно «ходит» достаточно долго. Конечно, если багажник не забрасывать картошкой с лопаты прямо из земли. Маленькая приятность – вышитый логотип на верхней стороне.
Максимальные размеры корпуса с учётом слегка выпуклых грилей – 29,5 х 26,5 х 33 см. Классическая «односторонняя трапеция» с усилителем на задней стенке. Резиновые «ножки» – никакие на самом деле не ножки, а упоры, предотвращающие плотный прижим усилителя к заднему сиденью и заодно защищающие клеммную колодку.
Всё подключается как раз через неё – и питание, и сигнал (высокоуровневый или линейный), и провод Remote. Ещё один провод ведает автоматическим включением по наличию сигнала на высокоуровневых входах (это когда нет привычного Remote) – если замкнуть его на массу, система автовключения обходится.
Из регулировок – гейн, ФНЧ, переключатель полярности сигнала. В общем-то, всё, что нужно. Сабсоник, как потом выяснилось, тоже есть, но фиксированный. А регулировать его тут и не нужно: он уже выставлен как надо конкретно под этот саб.
Динамик только один – он расположен на фронтальной стенке. Размер – 8 дюймов.
А вот пассивных излучателей – целых два, и расположены они на боковых стенках:
Многие называют их пассивными радиаторами по аналогии с англоязычным passive radiator. По правде говоря, когда-то я тоже их так называл, но более опытные люди поправили. Так что не радиаторы, а излучатели – и точка. Зачем они нужны? И вот тут начинается самое интересное.
Первым делом, вспомним, как работает фазоинвертор (если не знаете, сейчас расскажу). Динамик сжимает-разжимает воздух в корпусе. Если в этот корпус вставить трубу и назвать её портом (потому что если не назвать, то не заработает, ага), то все эти внутренние сжатия-разрежения будут бередить воздух и внутри него тоже. А поскольку этот воздух внутри порта имеет какую-то определённую массу, то он на некоторой частоте будет резонировать – сам сжиматься-разжиматься. Это, кстати, и есть частота настройки порта.
Так вот, самое интересное в этом процессе, что на «выхлопе» порта фаза этих сжатий-разрежений на резонансной частоте оказывается перевёрнутой (или инвертированной). Отсюда, кстати, и название – фазоинвертор. Инвертирует. Фазу. Иными словами, порт начинает создавать колебания синхронно с динамиком, помогать ему. Отсюда и увеличение отдачи в этом небольшом диапазоне вблизи резонансной частоты.
В чём главная проблема «фазика»? Его размеры. Чтобы заставить воздух внутри порта резонировать на нужной частоте, порт должен иметь определённые пропорции – соотношение сечения и длины. При этом для маленьких корпусов всё особенно сложно – чем меньше объём, тем длиннее приходится делать порт. Но слишком длинный занимает много места, а для слишком короткого придётся сечение уменьшать, иначе настройка изменится, и есть риск получить фыр-фыр вместо баса. А кому нужен саб с такими метеоризмами?
И так, ваш выход, товарищ пассивный излучатель. Меняем воздушную массу внутри порта на массу вполне себе невоздушную, а в виде, например, плоской мембраны на гибком подвесе как у динамика, и нехило так экономим место. Эта мембрана тоже будет иметь свою резонансную частоту и работать так же, как и порт (ну, почти тот же, но не будем сейчас лезть в дебри).
Частоту настройки такой мембраны можно менять несколькими способами. Проще всего – обычным подбором её массы. В Hertz DBA 200.3 в качестве мембран, кстати, используются круглые «блины», оставшиеся от вырезания отверстий в стенках – не пропадать же добру.
А самое главное преимущество пассивного излучателя в отличие от того же фазоинвертора – это площадь излучения. Если большой порт сделать затруднительно (а в компактных корпусах – и тем более), то такую вот мембрану на гибком подвесе – хоть какого размера. В нашем случае – вообще вдвое больше площади самого динамика.
А ведь чем больше площадь излучающей поверхности (неважно, динамика, порта или мембраны), тем меньше нужен ход для достижения того же звукового давления. А значит – и меньше искажений. А уж если расшевелить всё это хозяйство, то и давление будет – «маманегорюй». Вот и получается, что при всей несерьёзности внешнего вида тот же малыш Hertz даёт неожиданно могучий, волосошевелительный и печёнкопробивающий бас.
Ну вот, с принципами пассивного излучателя вроде разобрались (надеюсь), теперь пару слов о начинке. Вот так выглядят излучатели изнутри. В качестве мембран – «шайбы» из того же МДФ, что и сам корпус.
А это – сам динамик. Он не из тех, что можно купить отдельно, а, судя по отсутствию маркировки, разработан конкретно для этого саба. Потом сниму его параметры для интереса.
А вот это – усилитель. Описание заявляет 110 Вт номинальной мощности на 4 Ом, хотя сам динамик ближе к 3-омному, так что на деле он выдаст неискажённой мощности чуть больше. Гигантских показателей тут и не нужно: помним про отдачу оформления.
Фильтровая часть герметично закрыта кожухом, вход проводов залит компаундом.
Измерение параметров и характеристик
Как и обещал, снял параметры динамика после традиционной разминки. На удивление обнаружил в описании подробный перечень параметров для динамика. На моей памяти это вообще первый корпусной саб со столь подробными характеристиками. Совпадение, кстати, хорошее, но у Hertz с этим никогда проблем и не было. Разве что чувствительность всегда указывают без уточнения условий измерения.
Заявленные/фактические параметры НЧ динамика Hertz DBA 200.3:
- Fs (собственная резонансная частота) – 54 Гц / 53 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 12 л / 11 л
- Qms (механическая добротность) – 6,88 / 5,63
- Qes (электрическая добротность) – 0,42 / 0,47
- Qts (полная добротность) – 0,40 / 0,43
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 49 г / 52 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 10,6 Тл м / 9,7 Тл м
- Re (сопротивление постоянному току) – 2,9 Ом / 2,7 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 93,0 дБ / 87,1 дБ
Если коротко – практически хрестоматийный динамик для фазоинверторного оформления. Или для пассивного излучателя, как в нашем случае. Моделировать работу саба в программе не стал: всё равно перед нами уже готовый продукт. Посмотрел, что получилось на деле.
Возвращаю динамик в корпус, снимаю импедансную кривую уже в оформлении. График, как и ожидалось, приобрёл двугорбый вид. «Впадина» между горбами – это частота настройки пассивных излучателей. Выбрана как по учебнику – рядышком с резонансом самого динамика Fs.
А вот так выглядит АЧХ саба. Дополнительное подтверждение, что мембраны пассивных излучателей настроены на одну частоту. Пик их отдачи приходится чуть ниже 50 Гц, а выше основной вклад в излечение вносит уже сам динамик.
И да, обратите внимание на довольно крутой спад внизу – встроенный сабсоник радикально режет малоинформативный диапазон ниже 35-37 Гц. В результате сабвуфер сохраняет «мясистость» звучания – не теряется в самом информативном басовом диапазоне, и при этом имеет приличный запас неискажённой громкости. Хотели на инфрабасе ветры пускать? Тогда вам, простите, нужны конструкции покрупнее, а тут ориентир на нормальную музыку.
Проба в деле
Унёс саб в машину, подцепил на скорую руку к своей системе. На процессоре распустил сабовый канал в полную полосу, чтобы использовать только фильтры встроенного усилителя. Настроить стык с фронтальными динамиками труда не составило, крутилка частоты ФНЧ в конечном итоге встала где-то между 1/4 и 2/3 хода. Правда, у меня фронтальные динамики неплохо забираются вниз, так что для чистоты эксперимента пришлось их подрезать примерно на 70 Гц 12 дБ/октава, чтобы отдать сабвуферу диапазон пошире.
В принципе, я был готов к несоответствию размеров и отдачи малыша Hertz, но wow-эффект всё же получился. По максимальной громкости саб оказался примерно сопоставим с моим Morel Primo в ЗЯ, работающим от усилителя, выдающего около 600 Вт номинальной мощности. Ну разве что при значительном увеличении громкости начинает «тянуть» басовые ноты, но для «гражданского» применения – в любом случае с запасом.
Характер баса, конечно, сильно зависит от стыковки с основной акустикой, хотя в итоге саб всё же больше тяготеет к ритмичной электронике. Скажем, на быстром роке НЧ диапазон воспринимается хоть и массивно, но как бы «густовато», а вот когда включаешь что-нибудь вроде Space Food, Metronome или Phaxe, то басовые удары очень круто пробивают в грудь. На несложном инструментале, в принципе, тоже никаких вопросов – приятная такая басовая поддержка, к тому же такую музыку обычно на ломовой громкости и не слушают, и саб вообще работает в «расслабленном» режиме.
И да, в ходе «полевых испытаний» выяснился интересный нюанс. Сабвуфер не очень тяжёлый, и при попытке увеличить громкость пытался неслабо так вибрировать. Крупным сабам избежать этого помогает собственный вес, а вот малыша Hertz нужно фиксировать особенно тщательно и как можно крепче.
Немного размышлений по итогам теста
В своё время Эмидио Ваньони, ведущий специалист Elettromedia (светлая ему память), задумывал этот необычный саб как часть модельного ряда Hertz Dieci – простая установка и максимальная эффективность.
Насчёт простой установки вроде бы понятно – он компактный, несёт в себе усилитель, всё сводится к прокладке проводов питания и подключению к источнику хоть по линейному, хоть по высокоуровневому входу. Если что, даже сигнал Remote необязателен.
А вот насчёт эффективности Hertz DBA 200.3 действительно оказался нетривиальным: при столь малых затратах на установку и минимальном занимаемом пространстве он имеет отдачу как у более крупных и мощных сабов. Попытка обмануть физику? Скорее, грамотное использование её законов.
При этом не сказать, что саб получился откровенно жанрово-ориентированным. При умелой настройке он пусть и не претендует на звание аудиофильского, но достаточно универсален в музыкальном плане. С другой стороны, сам факт, что он заставляет сравнивать себя с более дорогими решениями, тоже говорит о многом. В общем, определённо заслуживает уважения.
Плюсы
Неожиданно серьёзная отдача при несерьёзных размерах
Запас громкости для «гражданских» систем даже с запасом
Простая установка и несложное подключение
Минусы
Требует тщательности в выборе места установки и креплении
https://carmus.ru/content/596
Status. Alpine Status. Большой тест 12-канального усилителя со встроенным 14-канальным аудиопроцессором Alpine HDP-D90 (серия Alpine Status)