И да, сразу для ориентира – по данным официального сайта на момент теста цена за пару SWAT REV-80Pro v.2 составляет 7690 рублей.
Первое знакомство, конструктивные особенности
Сразу отмечу – диффузоры тут крупнее, чем у обычных 8-дюймовых динамиков. Если смотреть эффективный диаметр (примерно по средней линии верхнего подвеса), то у большинства он колеблется в пределах 16-17 мм, а тут – 17,5 см.
Для 8-дюймового калибра жёсткость диффузоров часто становится проблемой, но здесь всё вроде выглядит прилично. Материал плотный, на изгиб диффузоры даже какие-то упругие что ли – целлюлозная пульпа явно с упрочняющими добавками. Плюс криволинейная образующая конусов добавляет жёсткости.
С обратной стороны можно проследить волокнистую структуру, но подробностей на этот счёт описание не даёт.
Корзины – стальные штампованные, сложной формы. Заглушены хорошо, не резонируют, с жёсткостью всё в порядке.
Моторы достаточно крупные – на 128-миллиметровых ферритовых кольцах высотой 20 мм. Вес каждого динамика – около 3 кг.
Посадочная глубина – 86 мм. И, кстати, обратите внимание – диаметр установочного отверстия – 188 мм. Это тут чуть больше, чем у стандартных 8-дюймовых динамиков (для измерений даже пришлось экстренно печатать на 3D-принтере новые переходные кольца).
Геометрию намотки 1,5-дюймовой звуковой катушки навскидку не определить, но производитель дал такие данные: высота намотки – 10,5 мм, высота магнитного зазора – 8 мм. Т. е. динамик имеет ход в 2,5 мм peak-to-peak без выхода катушки из зазора.
Для эстрады получается очень даже неплохо: около 80% звуковой катушки находится в зазоре, что обещает хорошую контролируемость динамика усилителем, и в то же время есть некоторая свобода хода, которая обещает способность залезать в мидбасовый диапазон. Тут вообще получается интересно, на измерениях остановлюсь на этом подробней.
Измерение параметров и анализ работы
Судя по графику импеданса, в моторе явно присутствует кольцо Фарадея (короткозамкнутый виток): с ростом частоты график почти не лезет вверх. Фактически, кольцо компенсирует индуктивность звуковой катушки, на СЧ и ВЧ усилитель работает с таким динамиком почти как с обычной резистивной нагрузкой, за счёт чего снижаются интермодуляционные искажения в этих диапазонах. Недостаток кольца Фарадея – оно «съедает» силу мотора, повышается электрическая добротность, а вместе с ней – и полная. В общем, вот как это выглядит в цифрах у SWAT:
Измеренные параметры SWAT REV-80Pro v.2:
- Fs (собственная резонансная частота) – 101 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 14 л
- Qms (механическая добротность) – 6,02
- Qes (электрическая добротность) – 1,04
- Qts (полная добротность) – 0,88
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 14,3 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 5,2 Тл м
- Re (сопротивление постоянному току) – 3,1 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 93,4 дБ
«Побочное» действие того же кольца Фарадея – повышение отдачи на верхнем краю СЧ-диапазона и в ВЧ диапазоне, так что АЧХ с ростом частоты тоже идёт вверх. Но делает это плавно, без резких скачков, что говорит об удачно реализованном диффузоре – при «ломке» конуса или «звоне» самого материала неизбежно возникали бы сильные пляски АЧХ.
Единственная более-менее значимая неравномерность АЧХ – в области 400 Гц. Судя по ступеньке фазовой характеристики, предположу, что его причина – в резонансе центрирующей шайбы. Ступенька, впрочем, относительно плавная, так что критичной эту особенность не назову.
Картинка искажений выглядит, на первый взгляд, нетипично для динамиков с добротностью выше 0,7 – обычно с понижением частоты искажения начинают резко расти. Здесь этого не наблюдается. Казалось бы, почему? На самом деле всё закономерно.
Смотрите, чем в основном вызвана высокая добротность? В большинстве случаев – изначально слабыми моторами, которые на резонансной частоте и ниже не могут удержать подвижную систему и отпускают её «в свободный полёт». Это и приводит к росту искажений.
Здесь же высокая Qts – результат работы кольца Фарадея. При этом я не просто так обращал внимание на геометрию намотки катушки – её львиная доля находится в зазоре и работает, а не болтается вне зазора. Отсюда – хороший контроль и нетипично низкие искажения с понижением частоты.
Причём мотор всё же допускает линейный ход в 2,5 мм (для «эстрады» это даже больше, чем обычно), и пока динамик его не достигает, искажения растут медленно. Например, вот этот график снят уже при среднем уровне звукового давления далеко за 110 дБ (микрофон на расстоянии примерно 0,5 м). А это, скажу я вам, довольно громко.
А что по звуку? Проба в деле
Собственно, уши подтвердили измерения – динамики звучат неожиданно чисто вплоть до приличных уровней громкости. Пытаются забраться вверх по частоте, причём за счёт жёстких, но лишённых звонкости диффузоров делают это без грязи. Так что первый вывод – крупных твитеров им не нужно.
В верхнем СЧ диапазоне никакой крикливости, но оно и так было понятно: АЧХ плавная, без резких скачков. Нижний СЧ диапазон немного облегчён – тут, полагаю, основной причиной стал лёгкий провал в области 400 Гц. Зато в мидбасовом диапазоне динамики оказались терпеливыми – хорошо держат удар, не отпуская диффузор бултыхаться.
А что, если…
Конечно, основная область применения этих динамиков – это SQL системы. Пожалуй, именно так, потому что «эстрадой» нынче называют любую громкую кричалку, и далеко не все из них можно называть SQL.
Но я бы предложил ещё один вариант – домашняя акустика. ФНЧ первого порядка сделает АЧХ горизонтальной в области СЧ, при этом выше 3,5-4 кГц будет начинаться плавный спад, и срастить эти динамики с твитерами будет несложно. А снизу можно «подтянуть» отдачу фазоинверторным оформлением. Получится чувствительная акустика, которую можно использовать даже с усилителями небольшой мощности вплоть до ламповых однотактников.
Коротко по делу
Одни из тех динамиков, которые можно смело закладывать в SQL системы, в том числе соревновательные. Они берут не крикливостью и стремлением поразить ломовой отдачей, презирая всякую музыкальность, а как раз наоборот – отсутствием крикливости и тонально достаточно ровным звучанием. При этом отдача-то, на минуточку, тоже неслабая: опорная чувствительность (реальная, а не та, которую обычно указывают на коробках) зашкаливает за 93 дБ/м/Вт, а это немало.
В общем, понравилось, что динамики умеют звучать чисто, хорошо контролируются усилителем и не начинают преждевременно «упираться» с повышением громкости. Конечно, разумные пределы есть у всего, но если задаться целью построить правильную SQL-систему (в том числе соревновательную), SWAT REV-80Pro второй генерации однозначно стоят рассмотрения.
Плюсы
Аккуратная сборка – никаких остатков клея и кривых элементов
Звучат неожиданно ровно для эстрады, без звенящей крикливости
Забираются вверх по частоте, не требуют крупных твитеров
Хорошо контролируются усилителем даже с повышением громкости
Низкие искажения на НЧ, «терпеливый» мидбасовый диапазон
Минусы
Установочный размер чуть больше стандарта для 8-дюймового калибра
https://carmus.ru/content/583
Status. Alpine Status. Большой тест 12-канального усилителя со встроенным 14-канальным аудиопроцессором Alpine HDP-D90 (серия Alpine Status)