Сегодня в лаборатории два новых саба от Magnum серии Basic – это MBW 1022 (10 дюймов) и MBW 1222 (12 дюймов), вышедшие в продажу вот буквально на днях. Как оказалось, вполне удачные, так что было решено сделать по ним полноценный отчёт. И весьма доступные: цены на момент теста – 4990 рублей за 10-дюймовую модель, и 5490 рублей – за 12-дюймовую.
Первое знакомство, конструктивные особенности
Первое, что привлекает внимание – это подвесы с радиальными рёбрами. Решение не новое – при движении диффузора такой подвес лучше удерживает его от боковых смещений. Здесь, конечно, не насосы для ветродуев, а вполне «гражданские» сабы, но… почему бы и нет?
Центральные колпаки – пластиковые, не мягкие, но немного податливые при нажатии. Потом оценю, какой вклад они вносят в звучание – это будет хорошо видно на измерениях.
Сами конусы диффузоров – из привычной для сабвуферных динамиков непрессованной целлюлозы.
Собраны динамики на стальных штампованных корзинах. Не хлипкие, не звонкие – нормально.
В целом конструкцию можно считать традиционной, так что разглядывать сабы не стану, лучше сосредоточусь на особенностях магнитных систем.
Размеры моторов – средние, в этой цене чаще встречаются помельче. Диаметр ферритовых колец – 15,5 см. И это при том, что производитель не стал гнаться за огромным диаметром катушек – они тут 2-дюймовые. Считаю, весьма рациональное решение.
Поясню. По сравнению с мотором на таком же магните, но с более крупной катушкой при прочих равных можно добиться более высокой «концентрации» поля в магнитном зазоре. Или сделать сам зазор более высоким, чем увеличить рабочее число витков катушки. В любом случае сочетание относительно крупного магнита и катушки умеренного диаметра должно хорошо сказаться на контроле динамика усилителем.
Параметры намотки в описании к сабу не указаны, так что попробовал оценить геометрию визуально. Обмотка выходит из зазора примерно на 10 мм, высота верхней шайбы магнитопровода (в данном случае она равна высоте зазора) – 7 мм. Получается, что в зазоре находится примерно 26% катушки. Компромисс между достаточностью линейного хода и контролируемостью динамика усилителем.
Ну и теперь о том, как сработал такой подход, и что из этого получилось.
Измерение параметров и анализ работы динамиков
Подвижные системы далеко не самые тяжёлые, что можно только приветствовать. Центрирующие шайбы не то чтобы очень мягкие, но и не тугие, так что резонансная частота не задралась вверх, а осталась в оптимальных пределах. В циферках и картинках это выглядит так:
Измеренные параметры Magnum MBW 1022 (10 дюймов):
- Fs (собственная резонансная частота) – 36 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 21 л
- Qms (механическая добротность) – 7,00
- Qes (электрическая добротность) – 0,62
- Qts (полная добротность) – 0,57
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 126 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 13,7 Тл м*
- Re (сопротивление постоянному току) – 4,3 Ом*
- dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 84,1 дБ
Измеренные параметры Magnum MBW 1222 (12 дюймов):
- Fs (собственная резонансная частота) – 33 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 44 л
- Qms (механическая добротность) – 7,60
- Qes (электрическая добротность) – 0,72
- Qts (полная добротность) – 0,65
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 171 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 14,2 Тл м*
- Re (сопротивление постоянному току) – 4,3 Ом*
- dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 85,7 дБ
* - измерения при последовательном включении катушек
Теперь копну чуть глубже. Фазовая характеристика может многое сказать о поведении динамика за пределами сабвуферного диапазона. Если мы ограничиваем сигнал на саб, это ещё не значит, что выше своего диапазона он ничего не выдаёт. Ненужные призвуки могут запросто испортить бас, поэтому всегда желательно смотреть, что происходит с динамиком в широкой полосе.
Что имеем. В центрирующих шайбах особо значимых резонансов не наблюдается в обоих динамиках. В 10-дюймовом чуть сильнее проявляет себя пластиковый колпак, но в основном из-за того, что он занимает львиную долю излучающей площади. В 12-дюймовом с этим делом – вообще порядок. Предварительный вывод обнадёживает – ни с тем, ни в другим динамиком каких-то заметных призвуков можно не бояться.
По искажениям оба динамика практически одинаковы. И это при том, что характеристики снимались далеко не на самых слабых уровнях – при снижении частоты диффузор ходил до полутора сантиметров peak-to-peak.
Искажения при снижении частоты растут плавно, не лавинообразно, что говорит о хорошей контролируемости динамиков усилителем. В рабочем диапазоне видали искажения и пониже, но на НЧ это не так важно, и в целом всё выглядит прилично.
Расчёт акустического оформления и проба в деле
Динамики лояльны к оформлению. Это не значит, что их можно ставить куда угодно, и они будут играть одинаково в любом корпусе. Но поиграться с корпусами, чтобы получить нужный характер баса, они действительно позволяют.
Magnum MBW 1022 (10 дюймов). Самый универсальный вариант корпуса для этого динамика (и заодно самый выигрышный для качества баса) – это закрытый ящик. Можно спокойно выгораживать от 18 до 25 литров, динамику будет уютно, бас получится разборчивым и достаточно собранным. Хороший вариант в стелсы без необходимости вымерять объём с точностью до литра – сколько наберётся, столько и будет нормально.
Если нужно, чтобы «саб машина шатал», делайте ФИ, чистый объём и размеры порта я привёл на графике. Правда, придётся пожертвовать артикуляцией и разборчивостью и смириться с затягиванием басовых нот. Зато такой корпус запросто принесёт плюсом 6-8 децибел относительно ЗЯ. Просто расставьте приоритеты для себя (если что, я за первый вариант с качественным басом).
Magnum MBW 1222 (12 дюймов). «Двенашка» схожа по концепции с «десяткой» и тоже лояльна к объёмам ЗЯ – от стандартного для этого калибра 35-литрового корпуса и вплоть до Free Air. Центрирующая шайба неплохо ограничивает механический ход, диффузор разбалтываться не будет. Хотя для Free Air обязателен сабсоник, иначе весь пар устремится в инфраниз, усилитель будет терять контроль над динамиком, и все преимущества этого оформления будут сведены к нулю.
В фазоинверторном корпусе можно получить прирост звукового давления, но опять же ценой разборчивости баса. Совсем этот вариант не исключаю, но его лучше оставить непривередливым любителям «дворового музона». Короче, тут я снова за ЗЯ.
Проба в деле и итоги теста
Попробовал оба саба в своей машине, установив динамики в тестовых корпусах. Подключал к усилителю АВ-класса с выходной мощностью около 600 Вт на 4 Ом. В принципе, все предположения и расчёты подтвердились, и вот как это выглядело. Вернее, звучало.
Magnum MBW 1022, закрытый ящик 22 литра. Вкусный такой, плотный бас. С заметным жирком, но неожиданно собранный, без затягивания и размазни. Как и предполагал, это самый универсальный вариант – от бодрого клубного «умц-тымц» до нахрапистого рокешника. Нормально так старается отбить почки при наваливании громкости. Пускать ветры – это не его, но в глубину забирается всё равно прилично для десятки.
Magnum MBW 1222, закрытый ящик 35 литров. Бас пожирнее, характерный для высокодобротного саба. Вальяжный и обволакивающий, но без откровенных басовых хвостов. Чтобы состыковать с фронтальной акустикой, пришлось повозиться чуть дольше, но, в общем, тоже без проблем. На жёстком рокешнике «двенашка», конечно, проигрывает «десятке», но на ритмичном house или trance бас получается массивней, сочней – самое то, что надо. Да и Снупи Дог, прищурившись и густо попыхивая, тоже одобряет.
В общем, если хотите плотного, сочного и упругого баса, выбирайте 10-дюймовый Magnum MBW 1022. А для «более мягкого баса», кто бы что ни понимал под этим термином, в самый раз будет 12-дюймовый Magnum MBW 1222.
Плюсы
Цена не заставляет грустить над кошельком
Хорошо работают с усилителями умеренной мощности
Общая сбалансированность параметров и характеристик
Лояльность к объёмам ЗЯ
Минусы
В ФИ громче, но ценой качества баса (хотя это просто физика)
https://carmus.ru/content/598
Status. Alpine Status. Большой тест 12-канального усилителя со встроенным 14-канальным аудиопроцессором Alpine HDP-D90 (серия Alpine Status)