Кому не терпится получить ответ на этот вопрос – сразу листайте к концу статьи. Ну а тем, кто хочет понять, почему нужно настраивать именно так – давайте разбираться последовательно. И для начала о том, на каких компонентах вообще предлагается построить систему, и почему именно на них.
Головное устройство
Предложено Aura AMH-88DSP. Тут вопросов нет – это недорогой процессорный аппарат, который позволяет разрулить 2-полосный поканальный фронт и сабвуфер. В нашем случае как раз подходит под поставленные задачи. К тому же им можно управлять через приложение на смартфоне, стоя на некотором расстоянии от машины (то что надо для «эстрады»).
Обратите внимание, если бюджет ограничен ну совсем уж жёстко, можно на первых порах подключить акустику прямо ко встроенному усилителю ГУ, а отдельный усилитель для фронта докупить уже потом.
Усилители
В нашем случае планируется поканальное подключение фронтальной акустики, а это значит, что на фронт нужен 4-канальник. Плюс моноблок на сабвуфер. Чтобы уместиться в минимальный бюджет, предложена младшая серия Fireball, смотрим, какие в ней есть модели.
Младший 4-канальник Aura Fireball-455 с заявленной мощностью 4х55 Вт на 4 Ом (и 4х75 Вт на 2 Ом). Его можно выбрать, если планируется минимальный состав системы – одна пара среднечастотников (или две пары параллельно) плюс одна пара твитеров.
Средняя модель Aura Fireball-475 имеет заявленную мощность 4х75 Вт на 4 Ом (и 4х95 Вт на 2 Ом). Её можно выбрать, например, для фронта на двух парах СЧ динамиков (параллельно) и одной паре твитеров.
Старший усилитель в серии Aura Fireball-495 с заявленной мощностью 4х95 Вт на 4 Ом (и 4х140 Вт на 2 Ом) логично выбрать для работы на большой массив акустики. Например, из четырёх пар СЧ динамиков (последовательно-параллельно) и двух пар твитеров (последовательно). Такую систему не обязательно строить сразу, усилитель можно взять и «на вырост». У меня в руках оказался именно он, но всё нижесказанное актуально для любого из трёх усилителей.
Моноблок в серии только один – это Aura Fireball-800 с заявкой 210, 400 и 600 Вт на 4, 2 и 1 Ом, соответственно. Его достаточно для систем начального уровня (как раз как в нашем случае), когда в сабвуферном звене не планируется использовать откровенно тяжеловесные динамики.
Важный момент – если вы планируете двоенный, строенный и тем более счетверённый фронт, это потребует и более мощного сабового звена. В этом случае лучше выбрать на саб не не Fireball-800, а более мощный моноблок из серий постарше.
Но возвращусь к серии Fireball и попутно замечу особенность этих усилителей – винтовые клеммы. Так что не забудьте докупить клеммы-вилочки для обжатия кабелей, чтобы подключение было аккуратным и надёжным.
Поскольку планируется поканальное подключение акустики, стыковка твитеров со среднечастотниками будет настраиваться с головного устройства, и фильтры в усилителе нам не нужны. Поэтому на 4-канальнике их отключаем (ставим переключатели в FULL). Bass Boost переводим в минимум.
В моноблоке Fireball-800 фильтры неотключаемые, поэтому переводим LPF (фильтр нижних частот) на максимум. Bass Boost переводим в минимум – при нормальной настройке системы он не нужен. А вот Subsonic – штука полезная, он поможет избежать перегрузки сабвуфера неинформативным инфрабасом.
Проверил, как он работает. В первую половину хода «крутилки» подрезка снизу почти не меняется, основная регулировка происходит во второй половине хода. Так что смело ставьте регулятор примерно на 2/3 хода. Если потом заметите, что ход у сабвуфера слишком большой, и динамик начинает «уходить в разнос» – немного прибавьте.
Если посчитаете, что вам понадобится оперативно регулировать уровень саба, можно подключить проводной ПДУ и вывести его в салон – он идёт в комплекте к усилителю.
На всякий случай оценил реальные силовые способности моноблока. Работу на 1 Ом заявляют почти все производители, но многие на такую нагрузку работают с трудом. В случае с Aura Fireball-800 никакого особого криминала не выявлено – КПД не падает, нагружать усилитель на 1 Ом можно без опасений. С заявкой мощности производитель слукавил, но ненамного. Вот так выглядят графики искажений от выходной мощности на разную нагрузку (измерение на 60 Гц):
- Работа на 4 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 176 Вт
- Работа на 4 Ом, номинальная выходная мощность (THD=3%) – 193 Вт
- Работа на 4 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 220 Вт
- Работа на 4 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,3%
- Работа на 4 Ом, максимальное токопотребление – до 30 Ампер
- Работа на 2 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 263 Вт
- Работа на 2 Ом, номинальная выходная мощность (THD=3%) – 331 Вт
- Работа на 2 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 372 Вт
- Работа на 2 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,5%
- Работа на 2 Ом, максимальное токопотребление – до 40 Ампер
- Работа на 1 Ом, номинальная выходная мощность (THD=3%) – 496 Вт
- Работа на 1 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 563 Вт
- Работа на 1 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <1%
- Работа на 1 Ом, максимальное токопотребление – до 70 Ампер
Сабвуфер
Сабвуферное звено тоже предлагается из серии Fireball. Почему не из более брутальной Storm? Тут две причины. Во-первых, Storm требуют более мощных моноблоков, и система вылетает из ценовых ограничений. Во-вторых, у Fireball более лёгкие подвижки, а значит, они не столь инертны, моноблокам с ними легче, и, главное, эти сабы могут работать не только на глубоком басе, но и немного забираться в мидбасовую область. Для правильной «эстрады» это важно: их будет легче свести со среднечастотниками.
В сборку был предложена 12-дюймовая модель Aura Fireball-12. Импеданс 2+2 Ом, выводы можно скоммутировать последовательно или параллельно. В первом случае получится 4 Ом, но на такую нагрузку моноблок Fireball-800 выдаст слишком мало мощности. Так что соединять выводы катушки придётся параллельно, получится 1 Ом, и моноблок выдаст уже полкиловатта. Нормально.
Динамик имеет целлюлозный диффузор, мотор построен на 2,4-дюймовой (60 мм) катушке, линейный ход описанием не заявлен, но судя по видимой части намотки, перемещение без выхода катушки из зазора составляет около 2 см peak-to-peak.
Сразу же оценю параметры динамика и прикину возможные варианты корпусов.
Заявленные/фактические параметры Aura Fireball-12:
- Fs (собственная резонансная частота) – 35 Гц / 37 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 47,3 л / 42,1 л
- Qms (механическая добротность) – 3,02 / 5,24
- Qes (электрическая добротность) – 0,86 / 0,98
- Qts (полная добротность) – 0,67 / 0,82
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 154 г / 156 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 12,7 Тл м / 10,2 Тл м*
- Re (сопротивление постоянному току) – 1,9+1,9 Ом / 3,9 Ом*
- dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 86,1 дБ / 83,6 дБ
* - измерения при последовательном включении катушек
Описание предлагает фазоинверторный корпус объёмом 50 литров. Частота настройки порта не указана, но приводятся размеры корпуса со щелевым портом – судя по ним, он получается настроенным на 45 Гц. В качестве варианта на графике указал размеры круглого порта с такой же настройкой. Закрытый ящик можно сделать чуть компактнее, но и отдача получится ниже.
Фронтальная акустика
Вот тут было предложено отойти от серии Fireball, но недалеко – до уже упомянутой серии Storm. Она тоже вписывается в жёсткие ценовые рамки, но, как заявляет производитель, динамики лучше чувствуют себя в нижнем СЧ диапазоне, а значит, способны лучше «панчить». Окей, проверю. Предложенное сочетание – среднечастотники Aura Storm-6 и рупорные твитеры Aura Storm-T3.
Твитеры идут с припаянными конденсаторами 3,3 мкФ – получается фильтр верхних частот первого порядка. Он нужен, если подключать твитеры просто параллельно среднечастотникам. Но я не стал бы убирать их даже в поканалке, несмотря на то, что в такой системе сигнал будет подрезаться с головного устройства. Это некая страховка на случай ошибок, если на твитеры вдруг пойдёт широкополосный сигнал. Короче, с ними спокойней.
Что нужно знать о динамиках перед настройкой
Для начала просто снял параметры динамиков. Измеренные параметры Aura Storm-6:
- Fs (собственная резонансная частота) – 122 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 4,4 л
- Qms (механическая добротность) – 6,03
- Qes (электрическая добротность) – 1,18
- Qts (полная добротность) – 0,98
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 9,3 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 4,8 Тл м
- Re (сопротивление постоянному току) – 3,8 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 90,4 дБ
Немного напрягла высокая добротность, но в данном случае это допустимо – центрирующая шайба достаточно жёсткая (низкий Vas), так что динамик разбалтываться не будет. А вот в нижней середине он должен чувствовать себя уверенней. Что, собственно, и подтвердила измеренная АЧХ, а потом и уши.
Теперь нужно понять, как подрезать динамик снизу. Смотрим искажения (громкость выше средней):
Обратите внимание – ниже резонансной частоты (в нашем случае Fs=122 Гц) искажения растут не скачком, а плавно. Это говорит о том, что радикально подрезать динамики снизу нужно только если вы решите вышибить мозги высокой громкостью. А на умеренной громкости можно распускать их довольно низко. Лично я их во время экспериментов вообще ФВЧ на 60 Гц настраивал – если слушать внутри автомобиля, то неискажённого запаса громкости вполне достаточно.
Заодно посмотрел, как ведут себя диффузоры. У «эстрады» они лёгкие, и их часто начинает ломать. Или они начинают «звенеть». Это проявляется как дикие скачки фазы выше 2-3 кГц и, как следствие, на АЧХ появляются горбы и провалы. В случае с Aura Storm-6 фазовая характеристика без резких перепадов – никакой ломки или звона. Это хорошо, не будет проблем при стыковке с твитерами.
Теперь твитеры. Первым делом снял АЧХ при включении через припаянный к клемме конденсатор (фильтр первого порядка) и «мимо» него. Собственная АЧХ оказалась горбатой, а вот конденсатор её заметно успокоил. Дальнейшие измерения буду делать при включении твитера через него.
Чтобы понять, как настраивать ФВЧ, посмотрел искажения. Даже при включении через конденсатор они немного растут с понижением частоты. Вывод – твитеры требуют дополнительной подрезки снизу, поэтому в поканалке покажут себя лучше, чем при простом подключении параллельно среднечастотникам.
Заодно оценил направленность. В принципе, нормально – когда твитер виден под углом, уровень падает, но АЧХ кривится не слишком сильно.
С компонентами разобрался, теперь к самому интересному – к сборке и настройке системы.
Система №1 – обычное (не поканальное) подключение динамиков
Самый простой вариант, когда твитеры подключаются тупо параллельно среднечастотникам. Так делают многие, но скажу сразу, мне этот вариант не понравился: он не раскрывает возможности динамиков. Всё, что можно настроить в такой системе – подрезать среднечастотники снизу. Можно ещё эквалайзером пригасить горб на стыке СЧ и ВЧ, но полосы изначально согласуются криво, так что толку от этого немного.
Получившийся акцент на области 3-7 кГц делает звучание жёстким, крикливым и неприятным. Кому-то, может, и нравится, но мне такие свёрла в уши точно не упёрлись. Так что перехожу ко второму варианту.
Система №2 – поканальное подключение динамиков
Перевожу головное устройство (напомню, в сборке используется Aura AMH-88DSP) в режим поканалки (3-WAY), среднечастоники оставляю на каналах Front, твитеры подключаю к каналам Rear.
Дааа, вот это совсем другое дело. И это, заметьте, без использования эквалайзера. Как видите, динамики-то нормальные, и выжать из них можно приличное и тонально ровное звучание. Если настроить стык полос как надо.
Самый ровный стык среднечастотников с твитерами получается при таких настройках (напомню, твитеры подключены не напрямую к клеммам, а через припаянные конденсаторы):
- ФНЧ в каналах среднечастотников – 4 кГц, 12 дБ/октава
- ФВЧ в каналах твитеров – 10 кГц, 6 дБ/октава
Вот теперь и на слух получается правильное и тонально сбалансированное звучание, и никакой крикливости. Признаюсь, после экспериментов вообще оставил систему включенной на пару дней играть фоном, и за это время раздражения вообще не возникало. Могут динамики, могут. Главное, подход к ним нужен соответствующий.
Что учесть при стыковке акустики с сабом
Специально вынес этот вопрос отдельно, потому что тут чётких рекомендаций нет и быть не может – всё зависит от того, в каком корпусе будет саб, где он расположен в багажнике, от конфигурации салона и от кучи других факторов. Но отмечу главное – предложенный в эту сборку сабвуфер Aura Fireball-12 не слишком тугой и тяжеловесный, из-за чего умеет даже слегка забираться в мидбасовую область. И это можно использовать.
При работе «на улицу» есть смысл слегка распустить сабвуфер вверх по частоте (настраивать ФВЧ на 90, 100 или даже 120 Гц), получая ударность звучания. Среднечастотники при этом желательно подрезать тоже повыше, чтобы избежать их перегрузки.
А при обычных повседневных поездках и умеренной громкости можно распускать среднечастотники пониже. Я их вообще гонял с настройкой 60 Гц и 24 дБ/октава – держатся нормально. Сабвуфер при этом настраивается по классическим принципам – нужно стараться, чтобы бас не «отслаивался» от музыки. Аудиофильской системы не получится, но стыковать полосы можно вполне приемлемо (что на самом деле редкость для «эстрады»).
Итоги теста
Поскольку в рекомендациях была предложены несколько усилителей, конкретизирую состав системы самостоятельно. Чтобы уместиться в минимальный бюджет, я бы рассмотрел такую связку:
Головное устройство – Aura AMH-88DSP
Усилитель на фронт – Aura Fireball-455
Среднечастотники – 1 пара Aura Storm-6
Твитеры – 1 пара Aura Storm-T3
Усилитель на сабвуфер – Aura Fireball-800
Сабвуфер – Aura Fireball-12
И главный вывод – не скатывайтесь до простецкого варианта с параллельным подключением среднечастотников и твитеров. Потому что получите обычную и ничем не примечательную «кричалку», хотя динамики умеют играть лучше.
Запланируйте систему с поканальным подключением акустики и настройте её с учётом особенностей конкретных динамиков. Можете смело рассматривать результаты этого теста как инструкцию для данной сборки, она вполне рабочая.
https://carmus.ru/content/593
Status. Alpine Status. Большой тест 12-канального усилителя со встроенным 14-канальным аудиопроцессором Alpine HDP-D90 (серия Alpine Status)