Изначально этот отчёт задумывался как тест металлических твитеров Oris JB-T32, которые в последнее время у многих на слуху. Однако потом было решено добавить практической полезности и состыковать их в поканалке с мидбасовыми динамиками из комплекта Oris Element Type 2 – они продаются отдельно под модельным индексом Element W2. И тут возникло столько тонкостей, что получилось своеобразное «пособие» – как учитывать параметры динамиков при настройке систем.
Если что, его можно применять не только к указанной связке, но и (если включать голову и уметь анализировать) вообще для любой акустики. Просто в данном случае получилось уж очень наглядно: диффузоры мидбасовых динамиков и купола твитеров – металлические, а металл всегда имеет свои особенности, из-за которых нормально настроить систему удаётся далеко не каждому (отсюда и стереотип, мол, «металл не звучит»). Что ж, будем смотреть, как эти особенности обходить.
«Встречаем по одёжке»
Рассматривать в деталях мидбасовые Element W2 сейчас не стану: я про них рассказывал относительно недавно, можете глянуть тест акустики Oris Element Type 2.
А вот твитеры JB-T32, пожалуй, изучу повнимательней.
В описании указано, что мембраны титановые. На вид вроде похоже. Подвесы – тканевые. Вообще, металл плюс ткань – многообещающее сочетание, посмотрим, как оно реализовано в данном случае.
Монтажная глубина небольшая – всего около 12 мм. Внешний диаметр фланца – 53 мм.
По умолчанию твитеры идут в корпусах для наружной установки.
Простые пластиковые, но симпатичные – такие не стыдно и напоказ выставить.
В комплекте есть и более привычные плоские чашки, но они чуть меньше фланца твитера, так что их главное предназначение – быть заготовкой при изготовлении подиума.
Ещё в комплекте идут разделительные конденсаторы. Между прочим, вполне приличные полипропиленовые плёночники. Впрочем, вопрос об их применимости конкретно в связке JB-T32 с Element W2 я ещё рассмотрю отдельно, там не всё так однозначно получается.
Оценка возможностей динамиков, или что важно учитывать при настройке
Первый шаг. Что умеют мидбасовые динамики. Вообще-то я их уже измерял ранее, но чтобы уж всё было честно, снял АЧХ заново. Снимать остальные характеристики не стану, чтобы не перегружать отчёт лишней инфой.
Тут основной вопрос вызывает горб на верхнем краю рабочего диапазона динамика, характерный для тонких и жёстких диффузоров. Именно его и будем потом «обходить».
Второй шаг. Что умеют твитеры. А вот твитеры в лаборатории впервые, так что их поковыряю по полной программе. Важно знать, есть ли у АЧХ наклон или какие-то особенности, которые нужно компенсировать настройками, до какой частоты можно снижать настройку ФВЧ, и как они вообще работают в зоне предполагаемого раздела с мидбасовыми динамиками.
Первым делом снимаю импеданс. По графику видно, что собственный резонанс твитера – в районе 1,5 кГц. Вспоминаем эмпирическое правило – не настраивать твитеры ниже, чем удвоенная частота резонанса, т. е. в данном случае – не ниже 3 кГц (на самом деле лучше чуть выше, но об этом позже).
Теперь АЧХ. Она не имеет особого наклона, который нужно было бы компенсировать, так что настройки обещают быть более-менее предсказуемыми. Тоже посмотрим.
Небольшая неравномерность на самом верху, судя по всему, – это резонансное колебание жёсткого металлического купола, поскольку эта «волна» лишь слегка уменьшается при развороте твитера, но полностью не уходит. Главное, чтобы этот резонанс не попадал в тонально значимую область частот. В данном случае он получился в районе 14-15 кГц, так что нормально. Наглядно его влияние ещё на фазовой характеристике видно.
Теперь смотрим, насколько низко твитеры могут забираться по частоте. Это лучше всего показывает график искажений. Тут JB-T32 преподнесли сюрприз – у них нет выраженной «переломной» частоты, ниже которой начинается резкий рост искажений. С понижением частоты они растут плавно, так что за «нижний предел» пока условно примем определённую ранее отметку в 3 кГц.
Поканалка или не поканалка? А вдруг?
Прежде, чем приступить к «сращиванию» Element W2 и JB-T32 в поканальном включении, попробовал включить твитеры просто параллельно мидбасовым динамикам через комплектные конденсаторы. А вдруг этой связке поканалка и не нужна?
Ну нет, нужна. Вариант наверняка кому-то зайдёт, но лично мне он совсем не понравился: звучание слишком яркое и даже жёсткое. За этой яркостью теряется мидбасовый диапазон, и получается что-то похожее на типичную «эстраду» средней руки. Пусть не так звенюче и крикливо, но… всё же нет, возможности динамиков так точно не раскрываются.
Как видите, горб на верхнем краю диапазона мидбасового динамика явно требует компенсации, да и твитер стыкуется с ним не оптимально. В общем, поканалка, поканалка и ещё раз поканалка.
Поканальное подключение
Чем настраивал? Для раздела полос использовал процессор Alpine PXA-H800. Ну просто мой Resolut T-DSP наконец-то переехал в машину, и на момент теста ничего больше под рукой не оказалось. Так что эксперименты проводил с фиксированными фильтрами Баттерворта (другие типы фильтров Alpine выставлять не умеет). Тем не менее, сделать кое-какие очевидные выводы, исходя из практики, всё же получилось, буду их отмечать по ходу дела.
С чего начинать стыковать полосы? Вот тут подход вышел немного нестандартный. При настройке на слух аксакалы автозвука обычно рекомендуют начинать с твитеров и первым делом определять, насколько низко они могут играть. Например, потихоньку снижать частоту ФВЧ и слушать, когда они начинают «грязнить» звук. Потом немного «откатывать» настройку частоты вверх. И следующим этапом – уже «пристыковывать» к ним мидбасовые динамики.
Это логично, но в нашем случае лучше поступить иначе, и вот почему. Мидбасовые динамики имеют характерный горб наверху своего диапазона, который нужно нивелировать настройками. А твитеры, напротив, дают некоторую свободу настройки стыка. Так что конкретно в данном случае начинать лучше именно с мидбасовой полосы.
Настройка ФНЧ мидбасовой полосы. Сначала поэкспериментировал с настройками ФНЧ, выставив крутизну 12 дБ/октава. Серый график – это исходная АЧХ без фильтрации (просто для сравнения):
Смотрите, горбик хоть и уменьшается, полностью убрать корявость на верхнем краю диапазона не удаётся. А провернуть тот же финт, который я сделал с пассивным кроссовером (режекторный фильтр, я писал об этом в обзоре компонентного комплекта Element Type 2), позволит далеко не всякий процессор.
Вот не люблю я фильтры с высокой крутизной, но в данном случае переход на 24 дБ/октава оказался оправданным. Смотрите, так намного лучше «гасится» резонансный пик жёсткого алюминиевого диффузора. И на слух это тоже хорошо заметно. Фильтр просто «не пускает» динамик работать на этих рискованных для него частотах, и АЧХ имеет меньше корявостей в зоне раздела полос. Короче, вариант 24 дБ/октава берём в качестве основного.
Настройка ФВЧ для твитеров. Тут тоже поэкспериментировал с двумя вариантами фильтров – с крутизной 12 и 24 дб/октава:
И знаете, с твитерами всё вышло наоборот, нежели с мидбасами – с крутизной ФВЧ 12 дБ/октава (независимо от выбранной частоты) звучание неизменно получалось более комфортным, чем с 24 дБ/октава. В последнем случае постоянно присутствовала какая-то жёсткость. Причём дело не в фазовом сведении полос (благо, при наличии измерительного комплекса стыковать полосы относительными задержками получалось достаточно оперативно).
Но совсем отбрасывать вариант с высокой крутизной я бы не стал. Предположу, что в данном случае всё упёрлось в ограниченные возможности 800-го процессора, ведь он имеет только один тип фильтров – Баттерворта. Если же выбрать фильтр, например, Линквица-Райли или Бесселя, можно было бы получить стыковку поинтересней: у них более пологий переход от плоского участка АЧХ к наклонному.
Короче. Как ставить и настраивать?
Установка. С мидбасовыми динамиками всё понятно – их в двери. С твитерами вариантов больше. Их лучше направлять не в лоб, а с небольшим разворотом. От ориентации «в центр салона» до «друг на друга». Хотя, можно и на отражение от стекла (например, в штатные места в панели с направлением вверх).
Настройка мидбасовой полосы. Динамики Element W2 обязательно подрезаем сверху, в полную полосу не распускаем. Конечно, тут лучше ориентироваться на собственный слух, но я бы держал в приоритете ФНЧ с крутизной 24 дБ/октава и частотой что-то в районе 3-4 кГц, не выше. Такие настройки хорошо учитывают особенности динамиков и нивелируют их.
Настройка твитеров. С высокочастотниками интересней всего получается при крутизне ФВЧ 12 дБ/октава и выставлении частоты в районе 5-6,5 кГц. И не нужно бояться «разбега» в настройках ФВЧ и ФНЧ – именно он нивелирует горб АЧХ мидбасового динамика и позволяет добиться сбалансированного звучания. Если пробовать крутизну 24 дБ/октава, то можно опустить частоту ФВЧ (но несильно, не ниже 4 кГц), но тогда тип фильтра лучше выбрать Бессель или Линквиц-Райли.
А если не поканалка? Вариант обычного, не поканального включения (твитеры параллельно мидбасовым динамикам через конденсаторы из комплекта), в принципе, имеет право на существование, но понравится лишь тем, кто проходит неспешную реабилитацию после увлечения «эстрадой». Или просто любит очень «яркое» звучание. Если хотите сбалансированного звучания с динамиками W2, но без поканалки, выбирайте комплект с пасскроссами Element Type 2 и не парьтесь – там всё уже играет как надо.
https://carmus.ru/content/629
Золотая середина. Тест 8-канального усилителя со встроенным 16-канальным аудиопроцессором Goldhorn DSPA 816 Pro