Список заявленных моделей Forza довольно обширный, в продажу они будут выходить не сразу, а постепенно. Полагаю, это связано с тем, что усилители не штампуются параллельными потоками на фабриках ЮВА, а собираются у себя на родине, в Италии, в городке Кастельфидардо, недалеко от главного офиса в Потенца Пичена.
В летнем анонсе было заявлено аж 9 моделей: 5 – со встроенным DSP и 4 – без DSP, которые можно использовать как обычно или в качестве «расширения» для процессорных усилителей. Кому интересно, загляните на официальный сайт Audison, там они все уже представлены.
Все новые Forza, как обещается, имеют повышенную выходную мощность и улучшенный контроль («железо» у новинок действительно хорошее, чуть ниже будут фото начинки), а самое главное – это интеграция со штатными системами. По части последнего в Elettromedia давно занимаются оригинальными разработками, и возможностей у новой платформы заявлено немало. Кроме знакомого по прежним Prima алгоритму деэквализации собранного сигнала de-EQ новые процессоры умеют компенсировать задержки (de-Time) и перевёрнутую полярность (de-Phase) сигналов штатки. Но чтобы не распыляться, сегодня пока пропущу эту тему, потом будет отдельный разбор.
В новой линейке представлены усилители двух видов: у первых модельные индексы содержат буквы AF M, у вторых – AF C. Неофициальное объяснение таково: «M» – это «Maximum», а «C» – это «Compact». У меня в руках оказался Audison AF M5.11 bit – 5-канальник с 11-канальным процессором «на максималках». На его примере и буду смотреть возможности новых Forza.
Первое знакомство, конструктивные особенности
Начну со входов. Тут всё как полагается: оптика и 8-канальный аналоговый линейный или высокоуровневый вход (именно «или», они связаны между собой). Последние работают с входным сигналом вплоть до 22 В RMS (т. е. среднеквадратическое значение, что соответствует амплитуде сигнала чуть выше 30 В), и в них используется технология Audison USS (Universal Speakers Simulator) – «обманка» для штаток, контролирующих подключенную нагрузку.
Если имеющихся входов будет мало, с одного из торцов есть заглушка, под которой скрывается слот платы расширения – можно организовать дополнительный цифровой вход (оптику или коаксиал) или ещё несколько аналоговых входов.
На противоположном торце есть окна, но принудительного охлаждения конкретно в этом 5-канальнике не предусмотрено.
Интересная деталь – все провода имеют дополнительные фиксаторы непосредственно около разъёмов – это для особо «рукастых», которые любят выдёргивать провода из фишек. Сабвуферный выход сделан в отдельном разъёме, для него предусмотрены более толстые провода. Каждая группа проводов выведена на свою фишку, так что подключать можно только то, что нужно в конкретной системе – «висящих хвостов» остаться не должно.
К слову, это первые на моей памяти усилители, у которых в комплект вложены гильзы для более аккуратной заправки силовых кабелей в разъёмы. Из разряда «мелочь, а приятно».
Пару слов о начинке. Внутренняя компоновка достаточно плотная, но на субплату вынесена только процессорная часть, остальное решено на единой «материнке».
Блок питания «держит» усилитель при просадках напряжения до 6,5 Вольт – заявка на нормальную работу в автомобилях со «Старт/Стопом».
В каналах 1-4 работает четырёхканальный драйвер D-класса IRS2093M, а в канале 5 – двухканальный IRS2052M. На выходах – DirectFET-ключи IRF6645 и IRF6668, соответственно. Пятый канал построен как сдвоенный, по мостовой схеме. Все термонагруженные компоненты поджаты к внутренним выступам на корпусе через термопрокладки. Некоторые при разборке остались на них, а некоторые при сборке потом пришлось заменить новыми.
Цифровая часть радикально отличается от всего, что я видел до настоящего момента в автомобильных процессорах. Это связка из 16-канального ЦАП ADAU1966, трёх 4-канальных АЦП ADAU1978, самого аудиопроцессора ADAU1467 и микроконтроллера из семейства STM32.
В аналоговой части замечены весьма недурственные операционники OPA1679.
Запуск, настройка конфигурации системы
Особенность всей новой линейки Forza – это не только полностью новая «железная» платформа, но и новый софт, и на нём я, пожалуй, остановлюсь подробней. Но чтобы не захламлять отчёт, пробую пройтись хотя бы по основным возможностям.
И первое, что сразу отмечу, – процессор остаётся включенным всё время, пока он подключен к компьютеру и запущена программа настройки. Актуально в автомобилях, которые в самый неподходящий момент «засыпают» и отключают Remote.
Конфигурация системы, как и прежде, задаётся пошаговым алгоритмом. О нём, как обещал, расскажу потом в отдельном отчёте, а пока лишь отмечу, что в этой части существенно обновлён алгоритм «сбора» сигнала из штатных поканалок. Так что поверхностно пробежаться тут не получится.
Привычная «матрица» (на какой выход с какого входа что поступает) тоже есть. Тут обращу внимание на важную особенность – можно программно перевернуть фазу входного (не выходного, а именно входного) сигнала. Кроме как у Audison такая возможность есть, насколько знаю, только у JL Audio TuN. И это нужно не для ленивых инсталляторов, путающих полярность при подключении, а, скорее, как инструмент при суммировании «порезанных» сигналов штатной поканалки. Опять же, подробно об этом будет во второй части.
Первое изучение интерфейса, эргономика
При первичной настройке можно задать свой тип системы или выбрать из готовых. Я выбрал для примера конфигурацию с 2-полосным поканальным фронтом и сабом, а линейные выходы определил на тыловые и центральный каналы. Незадействованная часть каналов осталась пустой. На машинке в левой части экрана выбранная схема корректно отобразилась:
Не помню, было ли это в предыдущем софте от Audison, но в новом можно нажать кнопочку Configuration Report и распечатать конфиг входов-выходов (этот листок инсталлятор может потом вручить клиенту).
Первое, что бросилось в глаза – цветовая маркировка выходных каналов. В прежних ПО Audison это были «50 оттенков серого».
По умолчанию все выходы объединены в одну зону (а как, казалось бы, ещё может быть?), но при желании их можно разделить на две – это может оказаться удобно для минивэнов или микроавтобусов с разделением переднего и пассажирского пространств. Оставил для примера основные 5 каналов в Zone 1, остальные закинул в Zone 2:
Так, идём дальше. В прежних процессорных Audison было всего два персета, а в новых Forza их уже шесть, причём можно копировать настройки из одного в другой.
Полазил по программе, отметил для себя ещё несколько «мелочей»:
- Практически каждый раздел имеет кнопку с изображением карандаша – можно менять названия каналов, источников, пресетов памяти и т. п. Порой бывает полезно.
- Настраивать все параметры можно как ползунками, так и вводом цифровых значений в соответствующие окошки – кто как привык, на любой вкус.
- По программе раскидано много подсказок (кнопки со значком «?»), причём они ведут не на сайт, а работают автономно.
- Выходные каналы системы можно выводить либо картинкой с машинкой (как на предыдущих скринах), либо списком:
В общем, после всех прочих процессоров интерфейс в некоторых вещах может показаться непривычным, но если изучить возможности, то присноровиться к настройке можно довольно быстро, и многие особенности кажутся действительно удобными.
Совместная/раздельная регулировка (линкование каналов)
На самом деле это важный момент, поэтому я даже вынес его отдельно, чтобы обратить внимание. Каналы в новом софте можно линковать очень гибко. Во-первых, раздельно для фильтров, уровней сигнала, задержек, эквалайзера… И во-вторых, в разных вариантах – парами лево/право, побортно, зонами и т. п. В общем, зачёт.
Кроссоверная часть
В кроссоверной части (внизу слева) типы фильтров обозначаются схематическими картинками – тоже запишем в плюсы к эргономике. По умолчанию стоят значения 24 дБ/октава и тип фильтра – Линквиц-Райли. К слову, в былые времена «нормой» считались 12 дБ/октава и Баттерворт.
Единственный значимый минус – если в канале включить одновременно ФНЧ и ФВЧ, то тип фильтров у них будет общий (крутизну-то, понятное дело, можно выставлять свою у каждого). Не скажу, что это существенно (многие вообще не в курсе, что фильтры бывают разных типов), но глядя на остальные возможности, уже выглядит как ограничение.
Типов фильтров тут аж целых пять: Баттерворт, Линквиц, Бессель, Чебышев и некий QLP, что расшифровывается как Quasi Linear Filter – квазилинейный фильтр. Чтобы понять, что это такое, и с чем его едят, снял АЧХ, а заодно и фазовые характеристики всех типов. Так сказать, для сравнения:
С «обычными» фильтрами всё понятно: у Бесселя – самый пологий переход АЧХ от прямого участка к наклонному и самое плавное изменение фазы, а у Чебышева – самый резкий (и даже с неравномерностью) перелом АЧХ и самый радикальный из всех фильтров загиб фазы.
А вот QLP, как оказалось, – это просто переключение на крутизну 6 дБ/октава – пологий спад АЧХ и плавное изменение фазовой характеристики (45 градусов на частоте настройки и 90 градусов во всём диапазоне). Вот, собственно, и весь секрет «квазилинейности» – ничего сложного:
Основной эквалайзер, коррекция АЧХ и фазы в каждом канале
Эквалайзеров тут целых три. Первый – входной, но о входах, как обещал, будет отдельный разговор в отдельном отчёте. Второй (он же – основной) настраивается в главном окне программы. Ну и третий – так называемый «финишный», о нём будет чуть ниже.
Рассмотрю для начала основной эквалайзер, который корректирует АЧХ раздельно в каждом выходном канале. Перед настройкой советую нажать кнопку «Сумма»: так он показывает не только АЧХ самих каналов, но и суммарную электрическую АЧХ всей системы с учётом фазовых сдвигов из-за фильтров. Обратите внимание, какие могут получиться неравномерности в зонах стыков полос (прежде чем трогать эквалайзер, возможно, стоит поработать над настройкой фильтров):
Похоже, в Elettromedia учли нарекания к софту прежних Audison Prima. Если там настройка эквалайзера была не слишком наглядной (скорее, даже интуитивной), то тут можно видеть и частоту каждой полосы, и добротность (ширину полосы регулирования), да и вообще всё как-то нагляднее и привычнее.
Таскать точки регулирования мышкой по графику не получится (по крайней мере, в текущей версии софта), но ползунками тоже выходит неплохо. Ну или можно конкретные значения забивать ручками.
Теперь о том, какие вообще настройки есть в эквалайзере кроме как прибавить/убавить уровень в каждой частотной полосе:
Шелф-фильтры, они же shelf-filters или фильтры-ступеньки. На ВЧ можно «приподнять» уровень сигнала, начиная от 8 кГц и выше. На НЧ эту «ступеньку» можно настроить вплоть до частоты 1 кГц.
Фильтр-пробка, он же notch-filter. Напрочь «вырезает» сигнал на определённой частоте. Иногда может пригодиться, чтобы вырезать какой-нибудь ненавистный резонанс.
Для наглядности сравнил, какую АЧХ показывает программа, и что происходит с сигналом на самом деле. Вроде похоже – доверять можно.
Фазовые фильтры, они же all-pass filters или всепропускающие фильтры первого и второго порядков. Они не меняют амплитуду сигнала, но сдвигают его фазу на определённых частотах. Серьёзная профессиональная функция, но пользоваться ей на слух, к сожалению, нереально – только если вы настраиваете систему инструментальными методами (скажем, под контролем Smaart, Open Sound Meter или чего-то подобного).
Для наглядности, вот так они работают. Для фазового фильтра первого порядка можно выставить только частоту (на этом примере я выставил 200 Гц), для фазового фильтра второго порядка – ещё и добротность:
Как видите, АЧХ во всех случаях остаётся неизменной, но вот фаза на частоте настройки для фильтра первого порядка сдвигается на 90 градусов, а для второго порядка – на 180 градусов. А смена добротности влияет на характер перегиба ФЧХ (короче, если вспомнить фразу «без ста грамм не разобраться», тот тут вообще спиться можно).
Общий эквалайзер для корректировки АЧХ всей системы целиком
Этот эквалайзер можно рассматривать как дополнительный, и он находится под кнопкой Fine Tune. Если нужно добавить басу или верхов (всё как мы любим, ага) или вообще ввести какую-нибудь коррекцию «под настроение», то лучше не трогать основной эквалайзер, а пользоваться этим: он работает на все каналы разом, и тонко найденное согласование полос точно не собьёт. К тому же для наглядности в верхней части есть подсказки – какая часть спектра на что влияет (в вольном переводе – основательность, хлёсткость, сиблянты, воздушность и т. п.)
Пяти полос регулировки, считаю, вполне достаточно, чтобы «чутка подправить саунд». Кроме привычной для любого эквалайзера полосовой регулировки тут тоже есть шелф-фильтры (зачёт, полезно), фильтры-пробки и фазовые фильтры (а вот в востребованности последних в этой части я не уверен, но пусть будут).
Соответствие нарисованной в программе и реальной АЧХ довольно точное, но в этом я ещё раньше, при оценке основного эквалайзера убедился:
Встроенный в программу анализатор спектра
Ну и ещё одна штука, которая может оказаться полезной при настройке – это Audio Monitor. Можно или оценить спектр электрического сигнала на выходах и входах (но об этом будет во второй части отчёта), или же подключить микрофон (от серьёзного через внешнюю звуковую карту до простейшего USB-микрофона) и оценивать акустическую АЧХ системы в реальном времени. Причём не обязательно покупать дорогой измерительный девайс: если не вдаваться в мелочи, то увидеть откровенные горбы или провалы можно даже микрофоном, встроенным в более-менее приличную вебкамеру (у меня в загашнике завалялась старая вебка Microsoft, так оказалось, что она весь спектр неплохо видит).
И, кстати, обратите внимание, насколько удачно эта часть реализована – вы можете смотреть АЧХ, снимаемую микрофоном, и тут же при необходимости подправлять что-то эквалайзером. В общем, зачёт.
Анализ работы усилительной части
Перед тем, как приступить непосредственно к усилителю, оценил задержку обработки сигнала в DSP. При подаче сигнала на аналоговый вход, на выходе он появляется с задержкой всего 0,55 мс, т. е. соображает процессор над сигналом довольно шустро.
Сначала каналы 1-4. Фоновые шумы на входе низкие. На малом уровне полезного сигнала спектр относительно чистый. При повышении уровня сигнала артефактов становится чуть больше, но все они «ниже плинтуса», так что в расчёт можно не брать.
С интермодуляционными искажениями – классика: минимальные на НЧ и чуть выше – на ВЧ. Но спектры не превращаются в «расчёски», так что по этой части тоже зачёт.
Распределение гармонических искажений по диапазону традиционное – меньше всего их на средних частотах, чуть больше – на НЧ и ВЧ (характеристики снимались при выходном сигнале в несколько Ватт). Кстати, усилитель зачётно работает на 2 Ом – уровень искажений почти такой же, как на 4 Ом, лишь чуть иное распределение гармоник.
А теперь – измерение КГИ на фиксированной частоте 1 кГц, но при разной мощности. На малом и среднем уровнях сигнала всё чисто – искажения вообще на уровне сотых долей процента. Кто там про D-класс гадости говорил? Не всякий хвалёный АВ-класс так умеет. При повышении уровня всё тоже в порядке: заявленным силовым параметрам усилитель соответствует.
Мощностные параметры Audison AF M5.11 bit, каналы 1-4 (измерение на 1 кГц):
- Работа на 4 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 103 Вт
- Работа на 4 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 118 Вт
- Работа на 4 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,01%
- Работа на 2 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 163 Вт
- Работа на 2 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 214 Вт
- Работа на 2 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,05%
В сабвуферном канале софт позволяет «распустить» сигнал в полную полосу, но на деле широкополосным он не становится. Если брать по уровню -3дБ, то за верхнюю границу можно принять частоту 500 Гц:
Так что не стал мучать этот канал подобно широкополосным, но спектры посмотреть всё же решил. А хорошо, кстати, получилось: в сабвуферных моноблоках настолько чистый выходной сигнал – редкость:
Интересное дело – переход в этом канале с 4-омной нагрузки на 2-омную усилитель тоже почти не замечает, искажения остаются плюс-минус на том же уровне. Причём в обоих случаях – без существенного роста вплоть до самого инфраниза.
Сложилось впечатление, что канал спроектирован именно для работы на 2 Ом. Хотя сил хватит и на большинство 4-омных сабов.
Мощностные параметры Audison AF M5.11 bit, канал 5 (измерение на 100 Гц):
- Работа на 4 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 384 Вт
- Работа на 4 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 547 Вт
- Работа на 4 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,13%
- Работа на 2 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 557 Вт
- Работа на 2 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 792 Вт
- Работа на 2 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,14%
А что по звуку?
Признаюсь, готовился услышать что-то близкое к предыдущим Audison Prima – эдакое мягонькое и томно-спокойное звучание. Но новый Forza оказался вот совершенно другим. Пусть не во всём, но в очень многом.
Первым делом, подросший силовой потенциал хорошо сказался на макродинамике – усилитель при желании позволяет «дать жару». Прямо бодренький такой. Причём речь не только о формальных показателях мощности, но и в первую очередь о контроле. Скажем, на клубной музыке с акцентом на бас чувствует себя уверенно, звук с повышением громкости не становится рыхлым, сохраняет плотность. С большинством мидбасовых динамиков усилитель срастётся нормально, за исключением, разве что, откровенных тяжеловесов.
Злой металлический рокешник вроде Jasta или Adrenaline Mob переваривается, хотя кому-то может показаться, что должно звучать острее. Однако звуки в кашу не перемешиваются, да и вообще с запасом энергетики у «Форзы» всё в порядке. Так что для удовлетворения вкусовщины я бы просто подобрал скорострельную акустику с нужным характером.
А вот спокойную инструментальную музыку усилитель играет комфортно и красиво уже без оговорок – это прямо его конёк. Разрешение высокое, но без нарочитой острой и холодной колкости. Ощущения «сухости» не возникает. Лично мне такая лёгкая, но тёплая и насыщенная подача нравится – звучание какое-то живое что ли, и для какого-нибудь софт-джаза или задушевного блюза с вокалом получается вообще самое то.
Коротко по делу
Если сравнивать с прежним Audison AP F8.9 bit (который тоже носил имя Forza, но ещё входил в серию Prima), то новая платформа – совершенно иной продукт.
Главное, что я бы отметил, – это «математика» обработки сигнала. Если долгое время Elettromedia выжимали все соки из хорошего, но уже заезженного Cirrus Logic (речь о предыдущих Prima), то сейчас перешли на связку чипов от Analog Devices, дающую гораздо больше возможностей обработки сигнала. И это сказалось на звучании самым положительным образом – в нём заметно больше энергетики, да и вообще «жизни». Бонусом такого подхода стала сертификация High Resolution Audio, т. к. сигнал обрабатывается с частотой дискретизации 96 кГц.
Плюс к этому добавилось много оригинальных настроечных фич, которые Elettromedia активно развивают в последние несколько лет. Тут основное внимание – на подключение к штаткам, тем более, что в новых процессорах используются и новые алгоритмы «собирания» сигналов в поканальных системах. Причём не простым суммированием «в лоб», а с компенсацией всего, что только можно, вплоть до временных задержек. Но об этом, как и говорил, скоро будет отдельный отчёт.
Компактный, но мощный
Высокое качество изготовления, «Made in Italy»
Развитые алгоритмы восстановления сигнала от штатных систем
Встроенный анализатор спектра (работает даже с USB-микрофонами)
Обработка сигнала в DSP с частотой дискретизации 96 кГц (Hi-Res Audio)
Комфортное, но энергичное звучание
Минусы
Есть ограничения при выборе типов кроссоверных фильтров
После каждой настройки не забывать «финализировать» процессор
https://carmus.ru/content/633
От простой системы до сложной «поканалки». Недорого. Тест головного устройства Prology CMD-400 со встроенным 8-канальным аудиопроцессором