Это один из первых экземпляров, приехавших в Россию, так что точную цену пока не знаю, но будет что-то в районе 40-45 тысяч. Если прикинуть, сколько будет стоить один канал, получается немного. По крайней мере, аналогов с таким же числом каналов в близкой цене я пока не припомню.
Первое знакомство, конструктивные особенности
Усилитель компактный, габариты всего 23,2 х 21,7 х 4,2 см. Все разъёмы выведены на две стороны. С одной – вся линейная часть и источники:
С другой стороны – высокоуровневые входы, выходы и питание.
Сразу обращу внимание – каналы процессора идут не только на встроенный усилитель, тут есть и линейные выходы. Это если понадобится более мощное усиление. А вообще, 12-канальник имеет ту же особенность, что и протестированный ранее 6/8-канальный «процеусь» Hellion HAM6.80DSP – можно использовать встроенный усилитель и линейные входы одновременно и построить двойную систему «повседнев/эстрада». Подробней об этом скажу чуть дальше.
По входам у HAM12.80DSP, кажется, есть всё, что только можно придумать, не вдаваясь в экзотику. Загибаем пальцы, считаем:
- Аналоговый высокоуровневый, 10 каналов
- Аналоговый линейный (AUX)
- Оптический
- Коаксиальный (независимый от оптического)
- Встроенный модуль Bluetooth Audio с aptX HD
- USB Audio
Правда, для работы в режиме USB Audio придётся докупить хитрый кабель – с двумя разъёмами USB-A. Плюс переходник OTG, если в качестве источника использовать смартфон.
Пульт управления тоже докупается отдельно – у 12-канальника он общий с 6/8-канальным Hellion.
Из всех кабелей и проводов в комплекте идёт только USB-кабель для настройки процессора.
Ну и, само собой, «хвосты» для подключения к выходным разъёмам.
А, и ещё перчатки, как бы намекающие, что перед нами – высокотехнологичный девайс. Нынче так принято, да.
Ну да ладно, это внешняя сторона. Теперь к начинке.
Во-первых, блок питания. Он стабилизированный, и выдерживает значительные просадки питающего напряжения – процессор держится вплоть до 5 Вольт, усилительная часть держится вплоть до 9 Вольт.
На каналы 1-8 работает пара 4-канальных микросхем TDA7851L. Кстати, одни из немногих с 12-вольтовым питанием, нормально работающих на 2-омную нагрузку – можно иметь ввиду.
В каналах 9-12 работают силовые чипы D-класса TPA3116, включенные в мост (т. е. физически эти 4 канала образованы из объединённых попарно 8 каналов). Они питаются уже повышенным напряжением, так что и выходная мощность тут чуть выше. Чипы скрыты под прижимной алюминиевой планкой.
Подсмотреть, на чём работает «математика» обработки сигнала, не удалось, но в описании говорится о Cirris Logic, так что платформа, по сути, та же самая, что и в упомянутом выше 6/8-канальном Hellion HAM6.80DSP.
Как настраивается, и что умеет
Софт для 12-канальника свой собственный. Запускается тоже без установки и сразу входит в соединение с процессором.
Первичная настройка сводится к выбору типов выходных каналов – работа на твитеры, среднечастотники, мидбасы, сабы и т. п. Начинать лучше именно с этого, т. к., во-первых, так не запутаетесь при дальнейшей настройке, а во-вторых, фильтры сразу встают в некие исходные значения, и систему можно безопасно включать, не рискуя спалить твитеры или нежные среднечастотники.
Маршрутизация каналов – традиционной «матрицей» с регулировкой уровней. Для каждого источника, как обычно, можно задать свои «маршруты» – с какого входного канала на какой выход что должно пойти.
Два важных момента «перешли по наследству» от 6-канальной модели. Первый – это программное отключение встроенных усилителей (полноценное, с их «засыпанием», а не просто снятием сигнала). И второй – это сохранение в пресете всего состояния усилителя целиком, включая выбранный источник и активность встроенного усилителя.
Использование этих двух фич даёт возможность построения двойной системы. Первую можно построить целиком от встроенного усилителя (например, для ежедневных поездок). И вторая – с внешними усилителями (например, громкая эстрада). На каждую систему делаем свой пресет, и потом просто переключаемся между ними.
Проверка стандартных функций DSP
12-канальный Hellion во многом оказался близок к протестированному ранее 6-канальнику HAM6.80DSP, но измерения показали незначительные различия. Это стало неожиданностью, поскольку вычислительная платформа у них одна. Впрочем, различия не слишком заметные и порой вообще неочевидные с первого взгляда. Предположу, при разном количестве каналов «математика» у них всё же реализована по-разному.
Итак, время обработки сигнала процессором (при выставленных в программе нулевых задержках) – примерно 3,2 мс. Как и в 6-канальнике, на импульсе есть остаточные затухания – похоже на особенности работы ЦАП.
Проверка работы задержек. Максимальные задержки – до 15 мс (эквивалентно расстоянию около 5 метров). Реальные совпадают с выставленными, но насторожило, что форма импульса немного плавает при разных задержках. И это не результат работы усилителя, т. к. сигнал при этом измерении снимался с линейных выходов.
Проверка работы фильтров. Сымитировал типичную трёхполоску, попробовал разные типы фильтров. Результат – реальные АЧХ полностью соответствуют заявленным. Для интереса попробовал максимальную крутизну 48 дБ/октава: у многих DSP на предельных значениях начинаются проблемы, но тут процессор вроде справился.
Проверка работы эквалайзера. Если у 6-канальника к работе эквалайзера были вопросы при широких полосах регулирования (низкие значения Q), то у 12-канальника с этим всё в порядке. Для примера – график регулировки на частотах 250 и 4000 Гц (громкость убавлена до 30 единиц из 40, чтобы не получить ограничение сигнала по амплитуде).
Проверка работы усилительной части, каналы 1-8 (АВ-класс)
Для начала оценил спектры на выходах АВ-класса. На малом сигнале шумов мало, но с повышением уровня полезного сигнала они немного усиливаются – привычная картина для усилителя на микросхемах. Впрочем, заметить это можно только инструментально, так что причин для беспокойства нет. В составе гармоник немного преобладают чётные.
Интермодуляционные искажения количественно не самые низкие, но спектры в сплошную «расчёску» не превращаются, для микросхемы всё выглядит приемлемо. Вообще, конкретно в данном усилителе возможности TDA7851L реализованы очень даже пристойно.
Силовые возможности решил оценить с помощью осциллографа. Как всегда, на общепринятой для таких случаев частоте 1 кГц. Вот что получается на нагрузке 4 Ом:
А вот так – на нагрузке 2 Ом (при точно тех же уровнях входного сигнала и выставленных значениях громкости):
На 4 Ом ограничение сигнала начинается при амплитуде около 14 В (это чуть меньше 10 В RMS). На 2 Ом усилитель тоже нормально работает, но ему немного тяжелее, и ограничение сигнала наступает примерно при 12 В (около 8,5 В RMS). Вспоминаем формулы, считаем:
Мощностные параметры Hellion HAM12.80DSP, каналы 1-8, АВ-класс (измерение на 1 кГц):
- Работа на 4 Ом, неискажённая выходная мощность – 25 Вт
- Работа на 4 Ом, мощностной запас по питанию – 49 Вт
- Работа на 2 Ом, неискажённая выходная мощность – 36 Вт
- Работа на 2 Ом, мощностной запас по питанию – 72 Вт
Проверка работы усилительной части, каналы 9-12 (D-класс)
В этих каналах мощность уже чуть выше, поскольку они работают с повышенным напряжением питания. Осциллограммы на 4 Ом:
…и на 2 Ом:
На 4 Ом ограничение наступает при амплитуде сигнала около 18 Вольт (примерно 12,7 В RMS), а на 2 Ом – при амплитуде немного выше 14 В (что-то в районе 10 В RMS). Силовые параметры получаются следующими:
Мощностные параметры Hellion HAM12.80DSP, каналы 9-12, D-класс (измерение на 1 кГц):
- Работа на 4 Ом, неискажённая выходная мощность – 40 Вт
- Работа на 4 Ом, мощностной запас по питанию – 81 Вт
- Работа на 2 Ом, неискажённая выходная мощность – 50 Вт
- Работа на 2 Ом, мощностной запас по питанию – 98 Вт
А что по звучанию?
Каналы явно имеют свою специализацию, поэтому слушать всё в широкую полосу было бы не слишком корректно. Для решения задачи использовал возможность включения бивайрингом моих полочников PSB Synchrony One B (отдельные каналы на ВЧ и СЧ/НЧ). Попробовал подключаться в разных сочетаниях, и вот какие удалось сделать выводы.
Каналы 1-8 (АВ-класс) лучше пускать на каналы подзвучки (тыловые, центральный и т. п.) или на СЧ/ВЧ звено. Избавление выходных каскадов микросхем от больших токов (а басовая составляющая в основном их как раз и «грузит») заметно улучшает детальность и микродинамику в СЧ/ВЧ диапазоне.
Если описывать сам характер звука, то он тёплый, без холодной колкости или неестественной остроты, но с вменяемой передачей атаки. Впрочем, насчёт атаки и вообще скорострельности системы многое зависит от сведения полос, так что тут всё в руках инсталлятора и настройщика. Главное, что будучи «разгруженной» от высоких токов, сама по себе TDA-шка умеет звучать вполне сносно.
Каналы 9-12 (D-класс) я бы назвал боле универсальными. Контроль на НЧ заметно лучше, чем в каналах 1-8, хотя тяжёлые мидбасовые динамики я бы им не подсовывал. А вот с чувствительными, имеющими не слишком тяжёлую подвижку, можно получить упругое, чёткое и разборчивое звучание без характерного подгуживания.
Если есть возможность пустить на НЧ звено отдельные усилители, то каналы 9-12 лучше использовать на СЧ/ВЧ: они звучат чуть посуше и поострее, чем каналы 1-8, но медь ударной установки, акустическая гитара и всякие тарелочки-бубенчики передаются даже как-то прозрачнее, воздушнее. Вокал тоже интересный – лёгкий, с обилием деталей.
Коротко по делу
На сегодняшний день это один из самых доступных многоканальных процеусей, которые побывали в лаборатории и заслуживают внимания. По соотношению цена/возможности Hellion выглядит вообще весьма привлекательно.
Во-первых, он работает с кучей источников: у него есть раздельные высокоуровневые и линейные входы, Bluetooth с поддержкой aptX, раздельные оптика и коаксиал, USB Audio – и всё это независимо друг от друга, и, главное, уже «из коробки», т. е. никаких дополнительных модулей докупать не нужно.
Во-вторых, HAM12.80DSP очень гибкий в плане выбора конфигураций. Вплоть до построения вообще двух независимых систем, а переключаться между ними можно, просто меняя пресеты.
В-третьих, по звуку он тоже не так прост. Главное, использовать каналы по своему назначению: 1-8 лучше не грузить низкими частотами, а на 9-12 вешать не слишком «тяжёлую» акустику. Если это не устраивает, можно по желанию использовать на нужные каналы отдельные усилители, и тогда уж точно ни в чём себе не отказывать.
Плюсы
Для своих возможностей весьма привлекательная цена
Работает с большим числом источников, включая USB Audio
Можно строить двойные системы со встроенными и отдельными усилителями
Минусы
Каналы усилителя нельзя включить в мост (они уже мостовые)
Для двойной системы желательно программно управлять выходом Rem Out
https://carmus.ru/content/634?ysclid...djurl467224964
Status. Alpine Status. Большой тест 12-канального усилителя со встроенным 14-канальным аудиопроцессором Alpine HDP-D90 (серия Alpine Status)