Сразу для понимания, Gladen Aerospace 10 на сегодняшний день стоит что-то около 125000 рублей, и он явно не для тех, кто любит, «когда сзади долбит что-то большое», а для ценителей более правильного и, как ни крути, музыкального применения сабвуферов. А поскольку среди таковых в почёте редко бывают большие калибры, то и в серии Aerospace только одна модель – 10-дюймовая.
Вся линейка Aerospace собирается в Германии. Каждый экземпляр, как и полагается, имеет свой серийный номер, по которому потом можно проследить его историю. Ко мне в лабораторию попал конкретно 1136.
Первое знакомство, конструктивные особенности
Сабвуфер заметно отличается от себе подобных буквально во всём: никаких типовых элементов, каждая составляющая разработана конкретно для этого динамика – корзина, диффузор, мотор, подвесы… Ну разве что нажимные клеммы тут относительно стандартные.
Кстати, в корзинах ничего необычного не замечаете? Подсказка – посчитайте число «лап» – они распределены по окружности неравномерно, группами по четыре и по три. Как утверждается в описании, это результат расчётов вибрационных нагрузок, и чтобы всё было по фен-шую, у динамика есть верх и низ. Чтобы не перепутать, на обратной стороне фланца есть соответствующая метка.
Кстати, поначалу немного смутили сквозные отверстия во фланце. Как оказалось, это крепёжные пазы для фирменного гриля – он имеет модельный индекс Gladen Aerospace GI 250.
Диффузор неожиданно жёсткий, гораздо жёстче, чем ожидаешь от обычной прессованной целлюлозы. На деле это не совсем та целлюлоза, к которой все привыкли, а многослойный материал на её основе, который в описании на официальном сайте указан как PFP (paper/form/paper membrane).
С лицевой стороны диффузор имеет твёрдое шероховатое покрытие, с тыльной – более привычная «прессованная» фактура. Что между ними – большой секрет, тщательно оберегаемый компанией.
Мотор построен на неодимовом кольцевом магните, полностью скрытом в недрах магнитопровода необычной формы.
Несмотря на открытое пространство под центрирующей шайбой, осевой канал тут тоже есть. Это полностью исключает всяческую механическую компрессию в подколпачковом пространстве, динамик «дышит», не встречая практически никакого сопротивления воздушной массы внутри мотора.
Катушка имеет диаметр 65 мм, высота намотки – 38 мм. Высоту зазора, правда, подсмотреть не удалось, но при желании можно посчитать. Описание обещает линейный ход по 15 мм в каждую сторону, что, в принципе, соответствует видимой части намотки катушки.
«Доставка» сигнала к катушке от клеммных терминалов – через подводящие, прошитые через центрирующую шайбу.
Измерение параметров и анализ работы динамика
Начну, как всегда, с электромеханических параметров. Импедансная кривая немного озадачила – график растёт не плавно, как это часто бывает, а в довольно широком диапазоне почти горизонтален.
Это говорит о том, что в моторе явно предприняты меры снижения индуктивности. Предположу, что такой эффект дало кольцо Фарадея (короткозамкнутый виток), которое часто используется не только в мидбасовых и СЧ динамиках, но и в сабвуферах. Только если в первых оно нацелено на улучшение взаимодействия с усилителем и снижение интермодуляционных искажений в СЧ/ВЧ диапазоне, то в сабах служит в основном для другого. Основной задачей его применения с большой вероятностью была коррекция формы магнитного поля в зазоре, а коррекция индуктивности стала уже побочным эффектом. К сожалению, по внутреннему строению мотора производитель почти никакой информации не даёт, но, как бы то ни было, главное – это результат.
Ну а пока вот что имеем в цифрах. Тот самый редкий случай, когда фактические параметры совпали с заявленными удивительно точно. Если придираться, то динамик оказался чуть помягче, но разница совсем незначительная.
Заявленные/фактические параметры Gladen Aerospace 10:
- Fs (собственная резонансная частота) – 34,5 Гц / 32,5 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 34,2 л / 38,3 л
- Qms (механическая добротность) – 10,8 / 9,71
- Qes (электрическая добротность) – 0,60 / 0,56
- Qts (полная добротность) – 0,56 / 0,53
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 104,3 г / 105 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 11,2 Тл м / 11,4 Тл м
- Re (сопротивление постоянному току) – 3,3 Ом / 3,4 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 85,6 дБ / 85,7 дБ
Теперь копну чуть глубже. Во-первых, динамик, как оказалось, умеет работать не только в сабвуферном диапазоне, но и забираться выше по частоте. Конечно, это не значит, что его нужно использовать как мидбасовое звено, просто это закономерное следствие хорошего отклика на подаваемый сигнал.
Для наглядности снял АЧХ и ФЧХ в ближнем поле без учёта оформления (проще говоря, во Free Air, т. к. в этом случае результаты обусловлены исключительно свойствами самого динамика). Никаких значимых резонансов в подвесах и диффузоре вплоть до 1 кГц. Выше, в принципе, тоже ничего такого, что могло бы заметно «окрасить» звучание баса.
Искажения достаточно низкие, рост начинается лишь ниже 40 Гц, да и то не особо сильный. И это при том, что измерения проводил не на самом тихом уровне – ход диффузора на нижней частотной границе составлял что-то около 15 мм peak-to-peak. В остальном диапазоне – всё ровно, без каких-либо выраженных зон, которые саб мог бы невзлюбить. В этом смысле Aerospace 10 показывает себя молодцом.
Расчёт акустического оформления и проба в деле
Описание предлагает единственный вариант корпуса – закрытый ящик с объёмом 30 литров. Как говорят в таких случаях, ни прибавить, ни убавить –добротность выходит близко к классическому баттервортовскому значению. Разве что с наполнением можно чуть поиграться. Прогнозируемая АЧХ в салоне автомобиля (как всегда, рассчитываю её с учётом передаточной характеристики Тома Ньюзена) выглядит следующим образом:
Разумеется, не упустил шанс и попробовал саб у себя в машине. Закрепил динамик вместо своего через переходное кольцо, закидал корпус пенопластом до получения примерно 30 литров. Процессор – Resolut T-DSP, усилитель – handmade АВ-класса с хорошим контролем на базе старичка E.O.S. AE-1500T, выдающий на 4 Ом что-то около 600 Вт неискажённой мощности. Поигрался с согласованием полос, и вот какие удалось сделать выводы.
Вот не люблю я выражение «быстрый бас», но если иметь ввиду образное описание звучания, то здесь оно как раз подходит. Бас чёткий, с отличной разборчивостью, но не сухой – эдакая золотая середина. Никакой гулкости, раздутости и тянущихся «хвостов». Как результат, раздел с мидбасовыми динамиками настроить легко, причём, если нужно, можно и повыше – саб не локализуется. Гонять туда-сюда задержки, чтобы поймать согласование с мидбасовым звеном, практически не пришлось – бас практически с первых итераций удалось загнать вперёд, за лобовое стекло. Глубина – не сногсшибательная, но «дышащий» инфрабас, к примеру, на треке The HU – Sad But True всё же присутствует. В информативном басе ощущения «облегчённости» тем более не возникает, несмотря на то, что лишнего «жира» в нём тоже нет.
Коротко по делу
Представитель редкого на сегодняшний день семейства сабвуферов, которые не имитируют бас гудением и стараются поразить его количеством, а играют его честно и разборчиво. При этом я бы не сказал, что бас сухой и скучный – при должной настройке и в связке с хорошим усилителем Aerospace 10 позволяет получить весьма эмоциональное и сочное звучание. В общем, как есть – низкие частоты высокого полёта.
Плюсы
Продуманность конструкции, качество изготовления
Почти идеальное совпадение реальных параметров с заявленными
Разборчивый, красивый бас в лучших традициях Pure Sound Quality
Минусы
Ну разве что цена. Но всё выдающееся всегда стоит денег
https://carmus.ru/content/622?ysclid...msjd0444926988
Status. Alpine Status. Большой тест 12-канального усилителя со встроенным 14-канальным аудиопроцессором Alpine HDP-D90 (серия Alpine Status)