Протестированная недавно акустика оказалась весьма приятной по своей стоимости, так что улётов саба в ценовые высоты как бы тоже не ожидалось. Так оно и вышло – его цена на момент этого теста составляет 9300 рублей.
Первое знакомство, конструктивные особенности
Выглядит динамик примечательно – с рельефным полипропиленовым диффузором и ребристыми подвесами. Решения эти не новые, и на самом деле служат не для декора (вернее, не только для декора).
Рёбра на диффузоре – это конструктивная жёсткость. В данном случае у нас не толстый конус из непрессованной целлюлозы, который напрочь гасит распространение механических напряжений от катушки к краям, но прилично так весит, а довольно лёгкий полипропиленовый конус. Избежать его ломки как раз и позволяют эти рёбра, ибо кому нужны эти изгибные колебания, которые дают окрашивание баса среднечастотными модами? Подобные решения есть у Kicker, JBL и ещё целой горы производителей.
Ребристый подвес – тоже не просто так. Рёбра лишь немного сказываются на жёсткости в продольном направлении (т. е. при нормальном движении диффузора по своей оси), зато надёжнее удерживают диффузор от поперечных смещений. Не уверен, что в сабе с обычным ходом это так критично, но… почему бы и нет? В конце концов, это просто красиво.
Так, идём дальше. Корзина – штампованная, но тоже не совсем привычная. Мотор расположен внутри неё, она как бы его обхватывает.
Монтажная глубина динамика – всего 11,3 см. Не slim, конечно, но умеренно. Запишем в плюсы.
Охлаждение и декомпрессия – через окна под фланцем центрирующей шайбы и осевой канал в керне.
Обратите внимание на клеммы. Они вроде бы простые, под «лопаточки», но зато двойные. То есть, если будет нужно сделать саб, например, на двух динамиках, коммутировать будет удобно.
Диаметр звуковой катушки – 40 мм. Насколько можно увидеть через боковые окна, намотка выходит из зазора миллиметров на 8-9. При этом толщина верхней шайбы магнитопровода (она здесь определяет высоту магнитного зазора и, соответственно, рабочую длину намотки) довольно приличная. Короче, в магнитном зазоре тут находится больше 1/3 намотки, а это, в свою очередь, обещает очень даже неплохой контроль динамика усилителем.
Измерение параметров и анализ работы
В описании приведён небольшой, но достаточный для расчётов список параметров, так что сравнить есть с чем. Замечу, что реальные параметры хорошо повторили заявку – тоже можно зачесть в плюсы.
Заявленные/фактические параметры Light Audio LASW-10:
- Fs (собственная резонансная частота) – 40,6 Гц / 40 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 35,8 л / 33 л
- Qms (механическая добротность) – 6,15 / 10,37
- Qes (электрическая добротность) – 0,82 / 0,82
- Qts (полная добротность) – 0,72 / 0,76
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 81 г / 89 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – н. д. / 9,9 Тл м
- Re (сопротивление постоянному току) – н. д. / 3,7 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 87,0 дБ / 86,1 дБ
Итак, имеем балансирование параметров на тонкой грани, но сходу можно сказать, что динамик действительно обещает возможность работы во Free Air. И дело не только в Qts (смотреть только на один этот параметр неверно, да и вообще, он для Free Air даже далеко не главный).
Здесь лёгкая подвижка, которая не будет слишком инертной, и тем самым не превратит динамик в откровенный генератор, возвращающий усилителю энергию (противоЭДС ещё никто не отменял). Короче, усилителю такой динамик контролировать легче. А при Free Air установке это важно, т. к. отсутствует подпор воздуха, заключённого в корпусе, и удерживать диффузор от разбалтывания должен только мотор.
И вот тут ещё один повод вспомнить про геометрию звуковой катушки – в LASW-10 значительная часть намотки работает в зазоре, а не болтается балластом вне зазора, ещё сильнее ухудшая отношения динамика и усилителя. Так что пока всё в тему.
Другой аспект – жёсткость центрирующей шайбы (именно она во многом определяет механические параметры динамика). Для Free Air важно, чтобы она справлялась сама, не требуя себе в помощь подпор воздушной массы, заключённой в корпусе.
И вот тут мы имеем дело с компромиссом. С одной стороны, центрирующая шайба не такая уж и жёсткая (Vas чуть больше 30 литров). С другой стороны, если сделать её жёстче, это превратило бы динамик из сабвуферного в мидбасовый (Fs=40 Гц – и так на пределе разумного). Можно было бы снизить её, утяжелив диффузор, но тогда возвратились бы к тому, с чего начали – про Free Air можно было бы забыть. В общем, уж лучше держать диффузор мотором, чем механически (опять вспоминаем про соотношение рабочей длины намотки к общей её длине).
Идём дальше анализировать. При снижении частоты (и, соответственно, повышении амплитуды) ожидаемо начинается рост искажений, но их величина остаётся в разумных пределах, и при включении сабсоника (а подрезать сигнал снизу – это необходимость для практически любого Free Air саба) никаких проблем динамик не обещает.
А это измерение провёл согласно одной из методик из описания к комплексу Audiomatica Clio. Динамик просто неподвижно крепится без акустического оформления, микрофон устанавливается почти вплотную к диффузору (можно подвигать и «послушать» разные его участки), тем самым можно оценить разного рода фазовые искажения и их причину. Часто применяю этот метод для сабов: он довольно наглядно показывает, что творится в конусе диффузора, да и вообще во всей подвижной системе.
Рёбра на полипропиленовом диффузоре всё же работают – при всей лёгкости излучающего конуса, он не начинает ломаться, и разного рода призвуки практически не возникают. Что-то локальное выше 500 Гц происходит, но не настолько сильное, чтобы придать басу ощутимый окрас.
Расчёт акустического оформления и проба в деле
Конкретных рекомендаций по корпусам описание не даёт, так что буду прикидывать «с нуля». Заявленные и измеренные параметры принципиальной разницы не дают, но оно и понятно – разбег всё равно минимальный. Как всегда, для учёта салона использую передаточную характеристику Тома Ньюзена.
Как и ожидалось, вполне пригоден для Free Air (хотя помним, что «придержать» сабсоником его ход в таком оформлении в любом случае желательно). Попробовать полноценно в деле это оформление не представилось возможным, но провёл эксперимент со сравнением работы LASW-10 в просторном корпусе (чуть больше 50 литров – что уж было под рукой) с его работой в более тесном корпусе. Разумеется, ЗЯ, ибо фазоинвертор противопоказан динамику с такими параметрами (если только вы не хотите получить гуделку вместо сабвуфера).
Динамик действительно не просит поджимать его «воздушной подушкой», и при реальной установке Free Air покажет себя достойно. При уменьшении объёма добротность получается высоковатой, и это хорошо слышно. Тем не менее, совсем отбрасывать этот вариант я бы не стал: получается мясной такой басок с «жировой прослойкой», но, на удивление, без откровенного затягивания басовых нот. Самое то для любителей ритмичной музыки с плотной басовой основой.
Коротко по делу. Для каких задач выбирать?
Концепция этого сабвуфера – лёгкий, отзывчивый, не требует ломовых усилителей и хорошо сработается с моноблоками, выдающими 300-400 Вт на 4 Ом. Прямой антагонист дуболомным тяжеловесам. Умеет работать во Free Air, что сегодня редкость. Собственно, в таком оформлении он лучше всего себя и чувствует – можно ожидать ровного, без гудения и достаточно разборчивого баса. При острой необходимости позволяет настраивать стык с мидбасовыми динамиками относительно высоко, компенсируя, например, недостаток их басовитости. Когда же от саба не требуется тщательная проработка фактуры, но требуется тактильная отработка ритма, например, в EDM, динамик можно смело ставить и в корпус.
Плюсы
Выбивается из череды однотипных сабов в этом ценовом диапазоне
Относительно небольшая установочная глубина
Не требует усилителей с огромными мощностями
Имеет редкую сегодня способность работать Free Air
Минусы
Не зайдёт тем, кто привык к тяжеловесным сабам
https://carmus.ru/content/678
Status. Alpine Status. Большой тест 12-канального усилителя со встроенным 14-канальным аудиопроцессором Alpine HDP-D90 (серия Alpine Status)