Итак, в разборе две модели – Skylor RS-610DSP и Skylor RS-620DSP. Их цены на момент этого тестирования – 4400 и 4800 рублей, соответственно.
Модели близкие, а по процессорной части и вовсе одинаковые, так что буду рассматривать в основном первую…
…и по ходу дела отмечать отличия второй.
Первое знакомство
Установочная глубина у обоих, как сегодня водится, уменьшенная – всего около 10 см.
Стандартные разъёмы ISO – прямо на корпусе, в комплекте идут ответные «хвосты». Неприметный белый разъём – для подключения штатных кнопок на руле с резистивным принципом управления. «Хвост» проводов для него – тоже в комплекте.
Три пары линейных выходов – всё как и полагается для нормального процессорного ГУ. Но вообще, если захотите организовать поканалку, а денег совсем в обрез, фронтальную акустику можно подключить и к встроенным усилителям – имейте эту возможность ввиду.
Аппараты имеют немного разный дизайн передней панели. У Skylor RS-610DSP он более «округлый»…
…а у RS-620DSP – более «острый». Выбор – дело вкуса.
Справа под крышечкой кроме USB-разъёма притаился слот microSD. Решение для тех, кто не любит торчащих флешек.
У модели RS-620DSP есть дополнительный слот USB – исключительно для зарядки смартфонов. Максимальный заявленный ток – 2,1 Ампера. Подключал свой смартфон, тот переходит в режим быстрой зарядки, так что заявка подтверждается.
У обеих моделей в комплекте – по одинаковому пульту карточного типа. Хотя, признаюсь, лично мне такие не очень нравятся в использовании.
Есть небольшое различие в экранах. У модели RS-610DSP он традиционный – символьный сегментный...
...а у RS-620DSP – тоже символьный, но точечный
При первом включении аппараты, как всегда, начинают переливаться всеми цветами, так что захожу в меню и сразу фиксирую нужный цвет. Экран остаётся всегда белым, меняется только подсветка кнопок.
Начинка
Внутри обе модели одинаковы. Всё собрано на единой узкой плате. Основной процессорный чип – «японец» AKM7604 от Asahi Kasei. Весьма недурно для бюджетного ГУ.
В качестве встроенного усилителя трудится TDA7388 – он попроще, чем, скажем, TDA7851, но оригинальный – от ST Microelectronics (в бюджетных моделях чаще встречаются аналоги).
Что умеют?
По части возможностей чтения форматов описание подаёт информацию лаконично, так что проверяю всё в деле. Записал на флешку проверочный набор разномастных файлов, прогнал через головное устройство.
Флешку на 64 ГБ в FAT32 аппарат принял как родную (возможно, прочитает и более объёмистый носитель, просто это максимальная, которая была у меня в распоряжении). Флешки в NFTS не прочитались, хотя их поддержка особо и не ожидалась.
Помимо MP3 (с этим-то форматом всё понятно, его все читают), аппарат прочитал WAV и FLAC с разрешением вплоть до 16 бит/48 кГц. Правда, огорчило, что на экране не показываются теги и названия файлов, а только номера треков. Зато они показываются в приложении – об этом скажу чуть дальше.
Стриминг со смартфона по Bluetooth (режим BT Audio) – через базовый кодек SBC. Тут всё как обычно.
Как настраивается?
Обычно предлагается настраивать ГУ на выбор – с кнопок самого аппарата или из приложения. Здесь с самого аппарата можно настроить только самый минимум. Просто последовательно нажимаем на энкодер громкости – и перемещаемся по пунктам: цвет подсветки, баланс, фейдер, функция Loud, выбор предустановленных вариантов эквалайзера и т. п. Всё остальное – со смартфона через приложение.
Приложение ищется в Play Маркет под именем CarMedia, а в AppStore (не проверял, но судя по описанию) оно называется CarMedias. Конечно, хотелось бы, чтобы QR-коды со ссылками были вынесены куда-нибудь на коробку, а так, понимаешь, инструкцию читать пришлось. У меня Samsung, так что захожу в «гугловский» магазин приложений:
Установил, запустил. Предварительно соединяться по Bluetooth не понадобилось, приложение само увидело аппарат и предложило его выбрать, после чего всё запустилось и было готово к настройке. Может, мне повезло, но устраивать танцев с бубнами не пришлось. Да и вообще, приложение вело себя на редкость стабильно. По этой части зачёт.
А вот о чём говорил чуть выше – при воспроизведении с USB в приложении отображаются уже не просто порядковые номера файлов, а нормальные названия. Кириллица тоже поддерживается. Жаль, навигации по списку файлов нет – было бы совсем замечательно.
Если в меню самого ГУ можно было выбрать только один из готовых цветов, то из приложения – уже гибко настроить оттенок.
Какие системы можно построить?
Вот тут важно: Skylor имеет принципиальное отличие от упомянутых в самом начале Prology, ACV, да и Pioneer, Kenwood и JVC тоже. Там под 2-WAY имелись ввиду классические системы с фронтальными, тыловыми и сабвуферными каналами, а под 3-WAY – системы поканальным 2-полосным фронтом (каналы на твитеры и мидбасовые динамики) плюс сабвуферные каналы.
Здесь же названия систем означают совсем другое. Заходим в настройки кроссовера и вверху справа выбираем тип системы:
Вот что имеется ввиду под каждым из вариантов:
Система 4.2 – это фронт, тыл, сабвуфер:
- Фронтальные, подрезка снизу – 20-20000 Гц, 6-48 дБ/октава
- Фронтальные, подрезка сверху – 20-20000 Гц, 6-48 дБ/октава
- Тыловые, подрезка снизу – 20-20000 Гц, 6-48 дБ/октава
- Тыловые, подрезка сверху – 20-20000 Гц, 6-48 дБ/октава
- Сабвуфер, подрезка снизу – 20-20000 Гц, 6-48 дБ/октава
- Сабвуфер, подрезка сверху – 20-20000 Гц, 6-48 дБ/октава
2-WAY – 2-полосный поканальный фронт (мидбасовые динамики и твитеры) и сабвуфер:
- Твитеры, подрезка снизу – 20-20000 Гц, 6-48 дБ/октава
- Твитеры, подрезка сверху – 20-20000 Гц, 6-48 дБ/октава
- Мидбасовые, подрезка снизу – 20-20000 Гц, 6-48 дБ/октава
- Мидбасовые, подрезка сверху – 20-20000 Гц, 6-48 дБ/октава
- Сабвуфер, подрезка снизу – 20-20000 Гц, 6-48 дБ/октава
- Сабвуфер, подрезка сверху – 20-20000 Гц, 6-48 дБ/октава
3-WAY – 3-полосный фронт (мидбасовые динамики, СЧ-динамики, твитеры), но без сабвуфера:
- Твитеры, подрезка снизу – 20-20000 Гц, 6-48 дБ/октава
- Твитеры, подрезка сверху – 20-20000 Гц, 6-48 дБ/октава
- Среднечастотники, подрезка снизу – 20-20000 Гц, 6-48 дБ/октава
- Среднечастотники, подрезка сверху – 20-20000 Гц, 6-48 дБ/октава
- Мидбасовые, подрезка снизу – 20-20000 Гц, 6-48 дБ/октава
- Мидбасовые, подрезка сверху – 20-20000 Гц, 6-48 дБ/октава
Если что, я не ошибся – при любом варианте схемы действительно можно настраивать фильтры как душе угодно. Различия – лишь в исходных значениях, в которые встают фильтры при переключении на ту или иную схему.
Ну и сразу проверю, «не отходя от кассы», как фильтры работают в деле. Для примера, вариант 3-полосного фронта без сабвуфера с настройкой фильтров на 80, 320 Гц и и 4 кГц:
К характеристикам 6 и 12 дБ/октава претензий нет, а вот для более высокой крутизны частота среза считается не по уровню -3 дБ, а ниже. Не косяк (характерно для многих процессорных ГУ), но лучше иметь ввиду при настройке. А вот с выставлением крутизны 48 дБ/октава есть проблемы, так что в высокие порядки фильтров лучше не лезть (обратная связь дана, должно быть исправлено в ближайших версиях прошивки).
Проверка работы остальных настроек DSP
Эквалайзер. Имеет 32 полосы, причём для каждой можно в небольших пределах менять центральную частоту и ширину. Как мне кажется, это даже немного избыточно для аппарата этой ценовой категории, но пускай будет. Можно сохранить до трёх собственных настроек.
И снова, чтобы два раза не вставать, проверяю, насколько адекватно это работает. Для наглядности выкрутил две полосы: одну – в плюс, вторую – в минус. Никаких претензий даже с крайними значениями параметра Q, так что в этом пункте – зачёт:
Задержки. Можно отображать в миллисекундах или в расстоянии, на которое «отодвигаются» динамики при введении задержек. Кнопочки с выбором размера салона ни на что особо не влияют – только картинка меняется.
И снова проверяю в деле. Латентная задержка, т. е. при выставленных нулевых значениях, составляет примерно 1,1 мс – DSP работает относительно шустро (фактически, это время обработки сигнала процессором). Максимально возможная задержка – 18 мс, эквивалентно виртуальному «отодвиганию» динамиков примерно на 6 метров с небольшим.
Задержки выставляются корректно, форма импульса от задержки не зависит (а это, на минуточку, далеко не у всех процессоров, причём даже отдельных и, соответственно, более дорогих). Запишем в плюсы.
Функция Loud. Включается из меню самого аппарата, не из приложения. Не стану называть её Loudness, потому что на тонкомпенсацию она совсем не похожа. По сути, это лютое фиксированное усиление в мидбасовой области. Причём даже при максимальной громкости в 40 единиц. Короче, будьте с ней осторожней. Я бы её вообще не использовал.
Бас-буст. Эта функция зависит от выбранной схемы. В системе 3-WAY она совсем неактивна, в системе 2-WAY только в мидбасовой паре каналов, а в системе 4.2 можно раздельно регулировать усиление во фронтальных и тыловых каналах.
Ползунком частоты (который Fc) указываем, ниже какой частоты сигнал будет усиливаться:
Тут тоже обнаружился программный косячок – бас-буст можно прибавить только до отметки 7 дБ, выше прибавляться не хочет. В принципе, это тоже поправимо, дал обратную связь производителю.
Какой сигнал можно подавать на AUX?
В недорогих системах AUX-вход часто бывает востребован, так что проверил, какой максимальный сигнал можно на него подавать. Выставил громкость 35 единиц из 40 и постепенно увеличивал уровень входного сигнала.
Ограничение начинается, когда сигнал переваливает за отметку 1,5 В RMS. Ещё не жёсткое, но спектр гармоник намекает – выше подавать не нужно. В принципе, для подключения смартфонов этого запаса должно хватить.
Какой максимальный сигнал на выходах?
Теперь что можно выжать с линейных выходов. Запускаю с флешки файл с синусом 1 кГц, записанный с уровнем 0 дБ (максимально возможный «цифровой» уровень).
При выключенных «улучшайзерах» ограничение не наступает даже при выкручивании громкости в максимальные 40 единиц – запишем в плюсы. На выходе при этом получаем сигнал с амплитудой, зашкаливающей за 7 Вольт – это что-то около 5 Вольт RMS (среднеквадратическое значение). Абсолютно то же самое и при передаче тестового сигнала по Bluetooth:
Если этого покажется мало, при подаче сигнала на AUX можно выжать чуть больше неискажённого сигнала – с амплитудой аж до 8,5 В (это около 6 Вольт RMS):
Коротко по делу
Ну очень доступные процессорные аппараты. В несомненных плюсах – широкие, да чего уж там, вообще ничем не ограниченные пределы настройки фильтров и приличный уровень сигнала на линейных выходах. Из обнаруженных ограничений – лучше не лезть в экстремальные значения крутизны при настройке кроссовера и не выкручивать «бусты» и «лауды» в максимум. Но это всё «детские болячки» текущей прошивки, поправимые программно, так что просто послеживайте за новыми прошивками на сайте Skylor. Что же касается «железа», то это вполне приличная для своей цены и очень даже перспективная процессорная платформа.
Плюсы
Невысокая цена, при этом построены на достойном DSP от Asahi Kasei
Есть возможность подключения штатных кнопок на руле
За время настройки приложение ни разу не вылетело и не зависло
Ничем не ограниченные пределы настройки кроссоверных фильтров
Высокий уровень сигнала на линейных выходах
Минусы
Было бы удобней вынести QR-код со ссылкой на приложение на коробку
На экране ГУ не отображаются названия файлов и теги
Есть «детские болячки» программного обеспечения (в текущей прошивке)
https://carmus.ru/content/684
Status. Alpine Status. Большой тест 12-канального усилителя со встроенным 14-канальным аудиопроцессором Alpine HDP-D90 (серия Alpine Status)