Продолжаю изучать рынок доступных головных устройств со встроенными аудиопроцессорами, и сегодня знакомлюсь с очередными новинками. На этот раз – от компании Stopol, причём под старым и хорошо известным брендом Centurion. Это имя больше знакомо по охранным системам и аксессуарам для них, но… когда есть опыт работы с автомобильной электроникой, почему бы не распространить его на смежный сегмент автомобильного аудио?
На мой взгляд, решение закономерно. У компании наработана обширная сеть дилеров и сервисных центров, причём работают в сегменте, где есть спрос и на недорогие ГУ. Так что предложение многим окажется в тему. Впрочем, не буду ударяться в коммерцию, моя задача – оценить, что умеют эти аппараты.
В линейке Centurion есть и совсем простые бюджетные ГУ, но в качестве объекта тестирования интересны именно процессорные модели. Их на текущий момент две – Centurion MX-030 и Centurion MX-050. Обе построены на единой платформе и отличаются лишь некоторыми мелочами. Цены – доступные: MX-030 стоит 4400 рублей, а MX-050 – 4800 рублей.
Первое знакомство
Сначала пройдусь по различиям моделей, их не так много. Первым делом, экраны. У «тридцатой» модели он сегментный, у «пятидесятой» – точечный.
Второе отличие – USB-порты. Centurion MX-030 – это «классика» с одним портом, в который можно вставить флешку или зарядить от него какой-нибудь гаджет.
У Centurion MX-050 – два порта. Один – для флешки, второй – исключительно для подзарядки смартфона и вообще всего, что заряжается от USB. Заявленный ток – до 2 Ампер «с хвостиком».
Обратите внимание, у обеих моделей есть ещё и слоты microSD – можно вставить, закрыть крышечкой и на какое-то время забыть про торчащие флешки. Воспринимаются аппаратами как самостоятельные носители, независимо от USB. Для любителей аудиокниг – просто находка, тем более, как потом выяснилось, аппарат запоминает место, на котором остановилось воспроизведение при последнем выключении.
Собственно, на этом принципиальные различия заканчиваются, во всём остальном аппараты похожи. Оба выполнены в коротких корпусах, для установки им нужно чуть больше 10 см.
Разъёмы ISO расположены непосредственно на корпусе, в комплекте идут ответные «хвосты». Плюс «хвост» для подключения штатных кнопок на руле.
Микрофоны для работы Bluetooth Hands Free встроены в передние панели, но есть возможность подключить внешние – их нужно будет докупить.
Экраны имеют фиксированную белую подсветку, а вот подсветку остальной части панели можно менять. Засветка равномерная. Красный – чуть потусклее остальных, но конкретно в данном случае терпимо (во многих аппаратах именно красный часто самый проблемный).
Ну и ещё в комплекте идёт простой карточный ИК-пультик с мембранными кнопками.
Теперь к содержимому. Традиционно для подобных аппаратов, всё собрано на достаточно компактной плате.
Здесь интересен сам процессор обработки звука – относительно свежий AKM7604 от Asahi Kasei, использующий 28-битную «математику». В него же встроены АЦП и ЦАП.
Для сведения, сам этот чип построен на ядре хорошо известного AK7738, который можно встретить в достаточно дорогих мультимедийных аппаратах. К примеру, в Kenwood DMX8019DABS, получившем в 2019 году премию EISA. В общем, прилично так для бюджетного ГУ.
Вообще, сама платформа позволяет немного поиграться со звуковой частью. Скажем, на линейных выходах стоят отдельные операционники, которые могут привлечь внимание любителей твика – MC 4558 и TL084.
Встроенный усилитель – микросхема TDA7388. Среди «магнитольных» чипов это не самый топ, но его применение в недорогом ГУ выглядит логично (а для систем с отдельными усилителями это и вовсе неважно).
Проба в деле
Как обычно, заряжаю на USB-флешку тестовые файлы. Для интереса их же продублировал на карту microSD. Как оказалось, требования у них примерно равные. Носители поддерживаются только в формате FAT32.
MP3, WAV и FLAC аппарат прочитал без проблем. Последние два – с разрешением до 16 бит/48 кГц включительно. Попутно обнаружил лёгкий баг - информация из тегов подтягивается не всегда (но кое-какую закономерность обнаружил, отправил производителю обратную связь).
Передача музыки через Bluetooth – как обычно, к этой части больших вопросов не возникло. Используется базовый кодек SBC.
Приложение для управления и настройки
Кнопками с самого аппарата можно настроить совсем немного (меню вызывается простым нажатием на энкодер). Вернее, даже не настроить, а так, мелочи какое-какие подправить – цвет подсветки, баланс, фейдер и т. п.
Основная же настройка – через смартфон. Скачал из Play Маркет приложение CarMedia (или CarMedias из AppStore, если у вас «яблочко»).
На самом деле это приложение у меня уже было установлено – оно рулит головными устройствами ещё одного бренда, построенными на этой же платформе, я их тестировал совсем недавно. Но разные компании порой допиливают прошивки под себя, так что обобщать не стану.
И сразу скажу – это одна из немногих виденных мной платформ, в которых приложение видит головное устройство и соединяется с ним сразу. По ходу дела, конечно, вопросы возникали, но именно по стабильности соединения – респект.
Какие системы можно построить
В меню кроссовера можно выбрать один из трёх вариантов:
4.2 – Фронт / Тыл / Сабвуфер,
2-WAY – Твитеры / Мидбасы / Сабвуфер,
3-WAY – Твитеры / СЧ / Мидбасы (без сабвуфера).
Принципиально это влияет только на названия каналов и исходные настройки фильтров. В любом из вариантов в каждой паре каналов можно подрезать сигнал снизу (ФВЧ, он же HPF) или сверху (ФНЧ, LPF). Причём частоту для каждого фильтра выбрать от 20 Гц до 20 кГц и с крутизной от 6 до 36 дБ/октава. Т. е. ограничений в настройке – вроде бы никаких.
Но отсутствие ограничений не значит, что каналы можно использовать как душе угодно. Если распустить фильтры в полную полосу, не все каналы оказываются широкополосными. Сабовые каналы можно использовать только по своему прямому назначению, ну или как мидбасовые с настройкой ФНЧ не выше 200 Гц:
Кстати, попутное замечание – АЧХ на краях диапазона почти не валится, как это иногда бывает у бюджетных ГУ. Зачту в копилку достоинств платформы, на которой построен Centurion.
Проверка работы кроссоверных фильтров
Для примера выбрал систему с 2-полосным фронтом и сабом. Саб подрезается снизу на 25 Гц (эдакий сабсоник) и делится с мидбасовыми динамиками на 80 Гц, а мидбасовые динамики с твитерами – на 4 кГц. Вот какие АЧХ реального сигнала имеем при этом на выходах при разных значениях крутизны:
При более высокой крутизне фильтры немного «разъезжаются». Смотрите, стыковка полос по-прежнему происходит на нужных частотах, но между полосами получаются как бы «разрывы». Эту особенность желательно учитывать при настройке:
Крутизна 48 дБ/октава в приложении имеется, но по факту аппарат с такой крутизной сигнал не режет. Это баг не аппарата, а, скорее, самого приложения, которое «разрешает» это значение, так что с обновлением, надеюсь, он уйдёт.
Что умеет эквалайзер
Эквалайзер – общий на все каналы. Зачётный, аж 32-полосный, каждая полоса чётко привязана к стандартной 1/3-октавной шкале (к слову, как и частоты настройки кроссовера).
Максимально в каждой полосе можно прибавить или убавить уровень на 6 дБ. Вроде бы немного, но этого достаточно, чтобы эквалайзер выполнял свои функции, не уродуя сигнал. Можно сказать, хороший тон. Ширину регулирования каждой полосы можно менять, причём редкий случай, когда даже в крайних значениях всё работает корректно:
Как настраиваются задержки
Задержки можно вводить в миллисекундах или в сантиметрах (расстояние, на которое задержка как бы «отодвигает» динамик).
Минимально приложение позволяет «двигать» сигнал по 0,01 мс (эквивалентно примерно 0,3 см). Проверил минимальный шаг в деле. Первое реальное «движение» начинается на 0,03 мс, потом 0,05, потом 0,07 и так далее – таков результат округлений при вычислениях внутри DSP. В любом случае, шаг настройки получается меньше сантиметра – это очень даже неплохо.
Максимально можно «отодвинуть» динамики больше, чем на 6 метров (18 мс). Попутно замечу, что форма импульса не зависит от задержки, что можно зачесть в плюсы (выполняется не у всех процессоров).
Второстепенные настройки
Bass Boost зависит от типа системы. В системе «4.2» бас можно усилить раздельно во фронтальных и тыловых каналах; в системе 2-WAY – только в мидбасовых; а в 3-WAY он недоступен.
Можно выбрать не только величину усиления, но и частоту, ниже которой сигнал будет усиливаться. Максимально – до 12 дБ.
Ещё одна второстепенная настройка – Loud. В приложении она недоступна, её можно включить только в меню аппарата. На деле тот же бас-буст, «только сбоку». В том смысле, что это фиксированное усиление в мидбасовой области. На любителя, и точно не для тех, кто любит выкручивать громкость «в шишку».
Что и как поступает на линейные выходы?
Когда представители Stopol передавали этот аппарат на тест, попросили посмотреть выходное сопротивление линейных выходов. Получилось немногим больше 200 Ом. Это ниже, чем у «грандов» вроде Pioneer, Kenwood JVC (там порой до 1 кОм доходит), и можно считать плюсом в плане согласования со входами усилителей.
Теперь сам сигнал. Как обычно, включаю тестовый «синус» с частотой 1 кГц, записанный с уровнем 0 дБ (максимально возможный «цифровой» уровень). Эквалайзер, «лауд» и прочие «бусты» – в нулях. Прибавляю громкость. Искажений нет даже при максимуме 40 единиц. На выходе – сигнал с амплитудой больше 7 Вольт (это около 5 Вольт RMS). Со смартфона по Bluetooth – то же самое.
А ведь в описании скромно указано, что линейные выходы у Centurion MX-030 и MX-050 – «всего лишь» 4-вольтовые. Явно поскромничали: 5 Вольт (причём не максимальных, а среднеквадратических, RMS) – легко.
А можно ещё больше? А можно. Подаю сигнал на AUX (неискажённый максимум на этом входе – 1,4 В RMS) и выставляю громкость на 39 единиц из 40. И вот вам амплитуда 8,5 Вольт, а это, на минуточку, 6 Вольт среднеквадратических. Короче, AUX позволяет ещё немного «разогнать» сигнал, не доводя до искажений.
К слову, об искажениях на линейных выходах (про выходы на динамики не говорю – там основной вклад вносит встроенный усилитель). Для наглядности посмотрел спектр сигнала повнимательней. Громкость – 30 единиц из 40 (выше среднего), тестовый сигнал подавал на AUX. У первой гармоники разница с основным тоном больше, чем на 80 дБ, т. е. собственные искажения – порядка тысячных долей процента. Хороший результат.
Коротко по делу
Платформа, на которой построены процессорные Centurion, появилась недавно, но выглядит перспективно. В ней используется приличный DSP от AKM: чипы с этим же ядром совсем недавно встречались лишь в топовых аппаратах (скажем, в крутых премиальных мультимедийках Kenwood, многие из которых до нашего рынка просто не доходили).
Да, мелкие баги, как обычно, по ходу теста встретились (ну нет ещё ни одной платформы без оных), но радует, что причина всего обнаруженного – не в «железе», а в программном обеспечении, причём большинство даже не в прошивке аппарата, а вообще в приложении. А это значит, что всё можно править достаточно быстро (иные производители до сих пор даже старым аппаратам прошивки латают). Посмотрим, как будет обстоять дело у Centurion, но технически у этих моделей есть все шансы на конкуренцию с брендами, прочно занявшими нишу процессорных ГУ.
Плюсы
Использование очень приличного чипа DSP от Asahi Kasei
Широкие пределы настроек кроссоверных фильтров
Высокий уровень сигнала на линейных выходах
Можно подключить штатные кнопки на руле
Стабильная и без «вылетов» работа приложения
Минусы
В текущей версии в кроссовере не выставляется крутизна 48 дБ/октава
На экране ГУ не всегда отображаются названия файлов и теги
Было бы удобней вынести QR-код со ссылкой на приложение на коробку
https://carmus.ru/content/690
Status. Alpine Status. Большой тест 12-канального усилителя со встроенным 14-канальным аудиопроцессором Alpine HDP-D90 (серия Alpine Status)