Сама серия Angry Ant существует давно – она удачная и уже заслужившая популярность. Первые усилители были совсем маленькие, этот же заметно подрос. Но выросла и мощность, причём серьёзно – заявка обещает 4х200 Вт на 4 Ом. Как тут не вспомнить способность муравьёв таскать тяжести (кто не в курсе, Ant переводится как раз как «муравей»).
Цена, впрочем, подросла не больше, чем в среднем по рынку, и осталась вменяемой: по данным официального сайта на момент теста Angry Ant F4 стоит 12990 рублей.
Первое знакомство, конструктивные особенности
Не стану драматизировать насчёт размеров, не такой он и крупный – под сиденьем или где-нибудь в нише багажника ему по-прежнему легко найти местечко. Длина корпуса вместе с ушками меньше 28 см, это короче стандартного листка бумаги формата А4.
Собственных предохранителей нет, но при такой заявленной мощности (а она, кстати, подтвердилась, потом сами увидите) привычной батарее места бы в любом случае не нашлось. Внешний я бы выбирал номиналом в районе 150 Ампер.
Фильтры в обеих парах каналов одинаковые – на выбор, ФВЧ или ФНЧ. Частоту можно выставить аж до 8 кГц. Ведь диапазон регулировок покрывается в один оборот «крутилки», так что на стабильность их характеристик будет особое внимание.
Замечу, что усилители подключаются не только по линейным входам, но и по высокоуровневым – иногда при апгрейде штатных систем эта возможность бывает особо востребована. Хвосты проводов, как обычно, идут в комплекте.
Внутри все силовые элементы растянулись по длинным сторонам корпуса и заняли их целиком. Результат – усилитель далеко не самый «холодный», несмотря на то, что это D-класс. Кстати, дорожки, отвечающие за высокие токи, имеют дополнительное лужение – отмечу это как плюс.
В линейной части – 4-канальные TL084. Нормально.
Сам драйверный чип D-класса закрыт наклейкой выходного контроля…
…но если её аккуратно отклеить, под ней обнаруживается 4-канальный IRS2093.
Вообще, на драйверах D-класса от International Rectifier собирается достаточно много усилителей – дорогих и бюджетных. Но вот что заметил, если сравнивать популярный 2-канальный IRS2092 (и его аналоги) с 4-канальным IRS2093, то именно среди бюджетных усилителей последние чаще всего показывали более интересные результаты. Это не значит, что IRS2093 чем-то принципиально лучше, оба они близки по уровню. Но поскольку многое зависит не столько от самого чипа, сколько от его окружения, то по всему получается, что возможности именно 4-канальной «ириски» реализовать оказывается проще. Что на самом деле можно только приветствовать.
Измерение параметров и характеристик
Как обещал, на фильтры – особое внимание. К счастью, опасения не оправдались: даже при таких широких пределах регулировки характеристики остаются стабильными. Однозначно в плюсы, т. к. у многих «коллег» этого усилителя при изменении частоты начинает меняться крутизна и добротность.
Заявленный диапазон регулировки от 40 Гц до 8 кГц выполняется с совсем небольшой погрешностью, в среднем положении «крутилки» частота настройки получается что-то около 300 Гц. Зачёт.
Теперь к усилительной части. На малом уровне сигнала гармоники не прослеживаются вовсе, с повышением уровня появляются, но спектр в откровенную «расчёску» не превращаются. Правда, на ВЧ немного артефактов всё же появляется, пусть и с небольшим уровнем – такое часто встречается у D-класса.
По части интермодуляций – всё чистенько, уровень гармоник довольно быстро спадает с повышением их порядка. Очень хорошо (в особенности для бюджетного усилителя).
Распределение гармонических искажений по диапазону не то, чтобы совсем в линеечку, но и без особого роста на НЧ и ВЧ. В основном преобладает вторая гармоника, но с повышением частоты начинает превалировать третья.
Кстати, на 2 Ом искажения остаются плюс-минус на том же уровне, да и характер почти не меняется. Ну разве что третья гармоника чуть подтягивается, да и то ненамного.
Выходной фильтр на 4 и 2 Ом, понятное дело, в любом случае получается настроенным по-разному, так что поведение на ВЧ типично для почти любого D-класса – всё хорошо на 4 Ом…
…и небольшой спад наверху – при подключении 2-омной нагрузки. Ну и фазовая характеристика, само собой, тоже получается чуть иная. Главное что плавная, без резких загибов.
В описании указана мощность по 200 Вт на каждый канал при подключении 4 Ом, а на 2-омную нагрузку – аж по 300 Вт. Поначалу отнёсся к этому со скепсисом, но усилитель неожиданно выдал и правда серьёзную мощность. Причём, обратите внимание, ограничение сигнала (резкий рост КГИ) начинается даже за пределами обещанных отметок.
Если что, это измерение снимал при нагрузке 2 каналов из 4: это больше соответствует работе усилителя в реальных системах. Ну и для тех, кто не хочет читать графики, вот вам циферки, которые из него следуют:
Мощностные параметры Kicx Angry Ant F4 (измерение на 1 кГц):
- Работа на 4 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 241 Вт
- Работа на 4 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 282 Вт
- Работа на 4 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,02%
- Работа на 2 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 344 Вт
- Работа на 2 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 405 Вт
- Работа на 2 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,03%
А что по звуку?
Хотелось бы поворчать по поводу того, что это D-класс, ввернув что-то вроде «а вот в наше время АВ-класс»… Тем более, совсем недавно в лаборатории был Kicx QR4.150, который как раз работает в АВ-классе и показал весьма характерное тёплое и комфортное звучание. Но всё не так однозначно: Angry Ant F4 тоже звучит достойно. Да, по-другому – чуть суховато что ли. Но, главное, без «синтетичности», которая какое-то время назад действительно была присуща многим недорогим моделям D-класса.
При оценке звукового потенциала, конечно, было бы неверным сравнивать недорогие усилители с дорогущими моделями: в этой цене в любом случае всё чуть попроще. Но давайте начистоту, всё это – если слушать какую-нибудь подборку, в названии которой присутствует слово «Audiophile», сплошь из джаза или симфонической музыки.
Если же включить что-то более «жизненное», где не нужно выслушивать послезвучия тарелочек-бубенчиков, всё воспринимается иначе. Хорошо записанная попса, да и даже лёгкий инструментал звучат как-то открыто, без ощущения «накинутого покрывала». В общем, зачёт.
А вот что однозначно можно причислить к плюсам, так это передачу басового диапазона. Бас не гипертрофированный, не размазанный, а напротив – упругий, без гудения (если с выбором и установкой динамиков не напортачить), с хорошим контролем. В этом плане у усилителя вообще чувствуется хороший силовой запас.
Плюс отмечу, что усилитель не зажимается с ростом громкости. Конечно, тут много факторов, но не в последнюю роль в этом тоже сыграл приличный запас мощности.
Коротко по делу. Для каких задач выбирать?
Усилитель получился достаточно универсальным. Любителям слушать музыку на умеренной громкости понравится нейтральность звуковой подачи и упругий, без раздутости и гудения басовый диапазон – хотя бы за одно это не нужно бояться выбирать модели с хорошим мощностным запасом. А любителям «дать жару» весьма кстати придётся его способность не зажиматься на повышенных уровнях.
Силовой запас позволяет ни в чём себя не ограничивать при выборе акустики – 4 или 2 Ом, причём усилитель справится даже с относительно «тяжёлыми» динамиками. Хорошо покажет себя в рациональных системах с парой каналов на фронт и парой каналов – мостом на саб. Саб при этом – практически любая «гражданская» модель с катушкой 2,5 дюйма и импедансом 4 Ом. А можно и целиком пустить его на 2-полосный фронт (в том числе эстрадный на больших массивах динамиков), причём даже без процессора – фильтры удачные, и позволяют разрулить поканалку достаточно легко.
Плюсы
Неожиданно высокая неискажённая мощность для компактной модели
Низкие гармонические искажения
Усилитель хорошо работает на 2-омную нагрузку (или 4 Ом мостом)
Стабильные характеристики кроссоверных фильтров
Диапазоны регулировки фильтров позволяют построить «поканалку»
Достаточно нейтральный характер звучания с хорошей энергетикой
Минусы
Усилитель далеко не самый «холодный»
https://carmus.ru/content/691
Status. Alpine Status. Большой тест 12-канального усилителя со встроенным 14-канальным аудиопроцессором Alpine HDP-D90 (серия Alpine Status)