В общем, сегодня в лаборатории как раз парочка для такого лаконичного инсталла от Light Audio – «процеусь» и моноблок, которые могут разом покрыть усилительные потребности аудиосистемы. Причём даже не самой простой. Фактически, готовое решение. Ценовая категория – средняя, не запредельная:
Процессорный усилитель Light Audio LA-ADSP6.8 – 45900 рублей
Сабвуферный моноблок Light Audio LA-A500.1 – 19900 рублей
Проводной пульт к процессору предлагается отдельно. Это логично, т. к. нужен далеко не всегда. Имеет модельный индекс Light Audio LA-cont и стоит 4900 рублей (все цены, разумеется, на момент теста).
Первое знакомство, конструктивные особенности
Оба усилителя решены в общем радиаторном профиле и различаются только длинами – 24 см и 22,8 см (моноблок чуть покороче) уже с учётом ушек крепления. Жаль только, что сами ушки расположены по бокам, в иных случаях можно было бы расположить усилители торцами друг к другу в одну линию. Хотя «компактники» выставляются напоказ нечасто, а потому простительно.
Теперь подробней. Начну с Light Audio LA-ADSP6.8 – это 8-канальный процессор плюс 6 каналов усиления.
При включении логотип на верхней стороне корпуса подсвечивается. Кстати, довольно симпатично.
По источникам имеем следующее:
- 6-канальный высокоуровневый вход (правда, входное сопротивление высокое, так что с «шибко умными» штатками нужна внешняя «обманка»).
- 4-канальный линейный вход (независимый, но его настройка в программе объединена с высокоуровневым).
- Оптический вход.
Ещё предусмотрен разъём под внешний модуль Bluetooth. В ассортименте Light Audio такого пока нет (по крайней мере, на момент этого теста), но ровно такой же разъём – у модуля AMP MSB HD, что наводит на мысли о совместимости.
Высокоуровневые входы 5/6 и выходы 5/6 расположены немного особняком, всё остальное скомпоновано в общий разъём. Ну, кроме питания, разумеется.
По начинке Light Audio в некотором смысле является «смасштабированной» по числу каналов версией AMP Panacea 4 поколения и AMP Pyromania.
Процессорная часть построена на том же ADSP21488 от Analog Devices (архитектура SHARC), использующим вычисления с плавающей запятой. В качестве ЦАП и АЦП трудится PCM3168 линейки Burr Brown. В аналоговой части замечены операционники OPA1602. Очень недурственный элементный состав.
Что касается усилителя, то описание не делает различий между каналами, но вообще 5/6 построены чуть иначе, чем 1/2 и 3/4. Будет повод измерить и послушать их отдельно. Все шесть каналов построены на свеженьких MA5332 (их даташит датирован концом 2021 года).
Теперь к моноблоку Light Audio LA-A500.1.
С его оснащением всё более-менее привычно, так что это вполне самостоятельный сабвуферный усилитель, который можно использовать в любой системе.
В качестве драйвера D-класса трудится один из аналогов «ириски» – IRS2092. Добираться до силовых ключей не стал: для этого нужно было снять плату, а усилители желательно было вернуть с теста без вмешательств.
Управление и настройка Light Aidio LA-ADSP6.8
Софт для компа скачивается с официального сайта Light Audio и запускается без установки. Немного насторожило, что в описании указана совместимость с Windows, только начиная с версии 8, но «семёрки», к сожалению, под рукой для проверки не было. На Windows 10 проблем с запуском не возникло. Пульт при запуске программы остаётся активным и позволяет оперативно рулить громкостью.
К чему можно сходу придраться, так это мелковатые надписи на некоторых элементах программы. Зато окно можно развернуть на весь экран – это удобно.
При первом запуске процессора все каналы «закрыты», но при настройке маршрутизации задаются их предназначения. Фильтры при этом встают в некие первичные безопасные значения (т. е. систему уже можно включать, не опасаясь спалить твитеры или среднечастотники). А каналы, указанные как сабвуферные, начинают «рулиться» с пульта.
Не стану превращать тест в инструкцию, просто перечислю некоторые особенности.
Регулировка Main в программе не привязана к громкости на пульте, так что её можно рассматривать как выставление общего уровня усиления (что-то вроде гейна между процессорной и усилительной частью).
Каналы можно включать мостом – эта возможность отражена и в программе (объединение каналов в пары).
Есть возможность подмешивания сигналов с нескольких входов: кроме выбора Main Source задаётся Mix Source, да ещё и уровень подмешиваемого сигнала можно задать. Проверил – работает. Полезная штука.
С настройками фильтров – всё как обычно: независимые для каждого канала, частоты задаются произвольно, тип фильтров – Баттерворт, Линквиц-Райли, Бессель. Крутизна – до 48 дБ/октава.
Эквалайзер – 31-полосный, параметрический.
Задержки – до 10 мс (эквивалентно «отодвиганию» динамиков на 3,4 метра), шаг – 0,01 мс (примерно 0,34 см). Каналы можно линковать в группы.
В память процессора можно записать до 10 пресетов и потом менять их с пульта.
Остальное, в принципе, более-менее стандартно, поэтому задерживаться на софте нет необходимости.
Измерение параметров и характеристик Light Audio LA-ADSP6.8
Измерения, как обычно, проводил комплексом Audiomatica Clio – подавал сигнал на линейные входы, снимал – с выходов усилителя.
Из особенностей, замеченных о время измерений – невысокая чувствительность линейных входов. В данном случае это можно считать плюсом: почти исключает риск перегрузки, если источник выдаёт на линейники сигнал с приличной амплитудой (скажем, у многих ГУ на Android именно так).
Спектры в каналах 1/2 и 3/4 достаточно чистенькие – гармоник высоких порядков не содержат. Кое-какие артефакты прослеживаются, но их уровень опасений не вызывает.
Каналы 5/6 немного погрубее, но если вернуться к фотографиям начинки, то всё наводит на мысль, что эти каналы больше заточены под мидбасовое применение, так что такое положение вещей простительно.
Собственно, это и на зависимостях КГИ от выходной мощности хорошо прослеживается: в каналах 1/2 и 3/4 – искажения не больше пары сотых долей процента во всём рабочем диапазоне амплитуд выходного сигнала (и, соответственно, мощностей), в каналах 5/6 – чуть выше. И обратите внимание – при работе на 4 и 2 Ом искажения практически одинаковы, т. е. 2-омная нагрузка (или 4 Ом в мост) усилителю совсем не противопоказана, причём во всех шести каналах.
По мощностному потенциалу каналы идентичны с точностью до метрологического разброса: ограничение выходного сигнала начинается почти при одинаковой мощности (при измерении нагружал 4 канала из 6). Собственно, они и не должны в этом различаться – питаются же одним напряжением. Вот какие формальные циферки следуют из этих графиков:
Мощностные параметры Light Audio LA-ADSP6.8, каналы 1/2 и 3/4 (измерение на 1 кГц):
- Работа на 4 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 96 Вт
- Работа на 4 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 109 Вт
- Работа на 4 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,01%
- Работа на 2 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 167 Вт
- Работа на 2 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 196 Вт
- Работа на 2 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,02%
Мощностные параметры Light Audio LA-ADSP6.8, каналы 5/6 (измерение на 1 кГц):
- Работа на 4 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 94 Вт
- Работа на 4 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 112 Вт
- Работа на 4 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,1%
- Работа на 2 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 170 Вт
- Работа на 2 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 202 Вт
- Работа на 2 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,1%
Измерение параметров и характеристик Light Audio LA-A500.1
Хоть моноблок в большинстве случаев и будет использоваться в процессорных системах, аналоговые фильтры тоже проверил (раз уж всё равно они тут есть). По этой части вопросов не возникло – спокойно ставим галочку «проверено».
В спектрах выходного сигнала гармоники высших порядков отсутствуют как класс – это очень хорошо. Немного повышен уровень фонового шума, но вы всерьёз можете услышать, как на саб идёт -90 дБВ? Скажу по секрету, такой уровень и в твитерах-то можно заметить, только если совсем ухом в них воткнуться.
Интересно, что уровень искажений достаточно низкий во всём диапазоне мощностей – всё же применение «ириски» (вернее, в данном случае аналога IRS2092) при правильном приготовлении даёт свои результаты. Для басового моноблока – очень хорошо.
Причём, обратите внимание – моноблок нормально работает не только на привычную 4-омную нагрузку, но и на 2 и 1 Ом. Больше того, глядя на потребляемый в пиках ток, складывается впечатление, что для этого усилителя 2 и 1 Ом чуть ли даже не предпочтительней – КПД на такую нагрузку остаётся достаточно высоким.
Мощностные параметры Light Audio LA-A500.1 (измерение на 60 Гц):
- Работа на 4 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 212 Вт
- Работа на 4 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 264 Вт
- Работа на 4 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,03%
- Работа на 4 Ом, максимальное токопотребление – до 30 Ампер
- Работа на 2 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 312 Вт
- Работа на 2 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 435 Вт
- Работа на 2 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,05%
- Работа на 2 Ом, максимальное токопотребление – до 50 Ампер
- Работа на 1 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 492 Вт
- Работа на 1 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 598 Вт
- Работа на 1 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,09%
- Работа на 1 Ом, максимальное токопотребление – до 70 Ампер
А что по звуку?
Должен отметить, что Light Audio LA-ADSP6.8 – далеко не первый усилитель на чипах МА5332, который попадает в лабораторию (включая предсерийные прототипы). И с каждым разом они нравятся мне всё больше и больше: ну нет в них той сухости и синтетичности, в которой повально обвиняют D-класс. Практически во всех реализациях, с которыми доводилось иметь дело, звучат как хороший добротный АВ-класс (причём не самый дешёвый) – ровно, без малейшего намёка на жёсткость.
Можно даже сказать, что звучание мягкое, но под этим я имею ввиду не замыливание звука, а именно отсутствие раздражающей холодной колкости – музыка воспринимается достаточно открыто, без эффекта «накинутого покрывала». Не стану сравнивать с аудиофильскими усилителями ценой совсем уж кратно выше, но для своей цены разрешение и живость подачи LA весьма высокие.
В полной мере это относится к каналам 1/2 и 3/4, а вот каналы 5/6 звучат немного «тяжелее» на ВЧ. Предположение об их применении в НЧ звене подтверждается. Или в качестве тыловых каналов.
Басовые способности, несмотря на умеренные по нынешним временам показатели мощности, более чем достойные – бас собранный, плотный, я бы даже сказал, упругий. Лишнее подтверждение, что главное – не сколько Ватт может выдать усилитель на-гора, а как он умеет контролировать динамик в пределах рабочего диапазона мощностей.
Коротко по делу. Для каких задач выбирать?
Компактная и очень достойно звучащая для своего бюджета связка. Без сухости и «синтетики» в звуковой подаче, часто типичной для D-класса. Хорошее решение для разруливания классических систем с 3-полосным фронтом и сабом или с 2-полосным фронтом, тылом и сабом. Единственное, при планировании желательно учесть иное построение каналов 5/6: я бы предпочёл им мидбасовое или тыловое применение.
Light Audio LA-ADSP6.8:
Плюсы
Серьёзное процессорное «железо» и свежие чипы D-класса
Звучит без сухости и «синтетики», часто типичных для D-класса
Есть возможность одновременной подачи сигнала с двух источников
Каналы можно включать в мост
Минусы
Мелкие надписи в некоторых элементах настроечной программы
Light Audio LA-A500.1:
Плюсы
Низкие искажения во всём диапазоне мощностей
Стабильная работа на 2 и 1 Ом без потери КПД
Умеренный нагрев корпуса
Минусы
Любителям «мой саб машина шатал» может не хватить мощности
https://carmus.ru/content/697
Status. Alpine Status. Большой тест 12-канального усилителя со встроенным 14-канальным аудиопроцессором Alpine HDP-D90 (серия Alpine Status)