Перед началом, как всегда, о ценах. На момент этого теста AMP FRUA-5 стоит 12900 рублей, а Light Audio SFR-5 – 10900 рублей. Разница относительно небольшая – будем считать, что они одного уровня.
А чем вообще хороши «ширики»?
Не стану скрывать, лично мне эта тема всегда была интересна. Не потому, что «ширики» – это какая-то панацея от проблем. И они в своём большинстве точно не круче традиционной 3-полоски – своих компромиссов у них тоже немало. Но в реальных инсталлах, как показывает практика, с ними порой всё равно больше возможностей получить хорошее звучание при прочих равных.
Главная причина – не в упрощении настройки относительно 3-полоски (это как бы само собой), а в том, что компактным динамикам проще найти оптимальное место установки и выбрать им нужное направление, чем традиционному СЧ/ВЧ звену на раздельных СЧ и ВЧ динамиках. Не наловив лишних отражений, не зажав динамики в неоптимальные объёмы и т. д.
Вот и получается, что система на недорогих «шириках» часто оказывается сопоставима по уровню с системой на более дорогой «трёшке». Не потому, что они лучше сами по себе, а потому, что их потенциал раскрыть легче. Особенно актуально для автомобилей, в которых для нормальной установки «серединок» и твитеров нужно «городить огород», размещая всё впритык.
Первое знакомство, конструктивные особенности
Возвращаюсь к сегодняшним испытуемым. По большому счёту, конструктив у AMP FRUA-5 и Light Audio SFR-5 почти одинаков. Внешние отличия сводятся к цвету (угадайте с одного раза, какие динамики в светлом оформлении), ну и ещё у AMP сетки съёмные, а у Light Audio – вклеенные во фланец корзины.
Корзины – одинаковые, литые алюминиевые. С нижней стороны фланцев наклеены уплотнительные прокладки – мелочь, а приятно. Внешний диаметр динамиков – 74 мм.
А вот теперь о различиях более существенных, которые уже влияют на работу динамиков. Во-первых, материал диффузоров. У AMP FRUA-5 использован целлюлозный композит...
...а у Light Audio SFR-5 – алюминиевый конус и тканевый центральный колпачок.
В моторах тоже есть различия. Из того, что видно невооружённым глазом, – разные магнитопроводы.
Внутренняя геометрия моторов, судя по всему, тоже разная. По крайней мере, для AMP линейный ход Xmax заявлен по 2,5 мм в каждую сторону (кстати, немало для 2-дюймового «ширика»), а у Light Audio – по 1,2 мм (тоже на самом деле с запасом).
Ну а теперь – самое интересное. Как динамики показывают себя в деле, и что ожидать от каждого из них.
Измерение параметров и анализ работы динамиков
Сначала AMP FRUA-5. По циферкам – вполне сбалансированные динамики с сильными моторами и лёгкими подвижками. Навскидку обещают возможность работы в небольших объёмах (от 150-200 мл), хотя при прогреве они были установлены в относительно больших корпусах (около 2 литров), и никакого дискомфорта тоже не ощущали. В общем, в плане инсталла – универсалы.
Заявленные/фактические параметры AMP FRUA-5:
- Fs (собственная резонансная частота) – 135 Гц / 136 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 0,25 л / 0,23 л
- Qms (механическая добротность) – 4,80 / 6,86
- Qes (электрическая добротность) – 0,55 / 0,45
- Qts (полная добротность) – 0,49 / 0,42
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 2 г / 2 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 3,5 Тл м / 3,7 Тл м
- Re (сопротивление постоянному току) – 3,8 Ом / 3,6 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 83,0 дБ / 83,2 дБ
Light Audio по параметрам вроде бы похожи на AMP, но у них подвижка легче, и резонанс немного выше. Есть несовпадения с заявленным параметрами, но они оказались даже в лучшую сторону – магнита тут явно «положили с запасом».
Заявленные/фактические параметры Light Audio SFR-5:
- Fs (собственная резонансная частота) – 160 Гц / 142 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 0,35 л / 0,26 л
- Qms (механическая добротность) – 3,20 / 6,02
- Qes (электрическая добротность) – 0,79 / 0,47
- Qts (полная добротность) – 0,63 / 0,43
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 1,2 г / 1,7 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 2,2 Тл м / 3,5 Тл м
- Re (сопротивление постоянному току) – 3,5 Ом / 3,6 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 84,5 дБ / 84,0 дБ
Теперь АЧХ. У AMP FRUA-5 она простирается до самого верхнего края звукового диапазона, и даже спада при этом не намечается. Но это только по оси. Под углами отдача на ВЧ ощутимо падает. Так что первый вывод: динамики лучше ориентировать в сторону слушателей, а если это невозможно, то я бы задумался о добавлении к ним супертвитеров.
Light Audio наверху чувствуют себя увереннее. При этом за счёт более крупного колпачка и меньшей глубины конуса у динамиков получилась совсем иная диаграмма направленности – их уже не обязательно направлять строго в сторону слушателей, небольшие углы разворота допустимы.
Разница в материалах и геометрии диффузоров сказалась и на распределении локальных резонансов. У AMP есть лёгкие артефакты в районе 4-6 кГц и около 10 кГц. У Light Audio – в районе 8-10 кГц.
По искажениям картинка для AMP и Light Audio схожая. Сильные моторы не дают динамикам уходить в разнос на частотах, близких к резонансным, так что они не боятся снижения частоты ФВЧ при разделе с мидбасовым звеном.
Впрочем, это не означает, что динамики можно резать снизу как угодно. Для 2-дюймовых малышей вряд ли есть смысл опускать частоту ФВЧ ниже 400-500 Гц. По личному опыту в своей машине, я бы вообще ориентировался на раздел в районе 600-800 Гц (12 дБ/октава), иначе динамикам становится тяжеловато, и они начинают терять детальность на самом верху. Однако, физика.
А что по звуку?
Звучание оценивал при установке динамиков в относительно большие объёмы (каждый бокс – около 2 литров). Для полноты картины пробовал оценить их сначала в полную полосу (разумеется, это не даёт представлений об их работе в реальной системе, но наглядно показывает способность мотора «держать» подвижную систему), а потом – в своём прямом предназначении, как СЧ/ВЧ звено. В качестве НЧ/СЧ звена использовал свои обычные полочники PSB (благо, они допускают биампинг), раздел полос с лёгкой тайм-коррекцией – процессором Resolut T-DSP.
AMP FRUA-5 показали спокойную, ровную подачу. Без яркости или жёсткости, с хорошей прорисовкой инструментов на СЧ. Сильных акцентов на каких-то диапазонах не замечено, так что если эквалайзер и потребуется, то, скорее, для компенсации особенностей инсталла, а не динамиков. Детальность на ВЧ – хорошая, хотя и с лёгкой такой вуалькой, характерной для большинства «шириков».
Направлять динамики, как и предполагал, лучше в сторону слушателей, в таком варианте их действительно можно рассматривать как широколосные и со спокойной душой забить на твитеры.
Light Audio SFR-5 звучат иначе. В СЧ диапазоне они похожи на AMP, но инструменты и вокал подают как-то контрастнее что ли. Наверху играют с лёгкой такой «весёлостью», я бы сказал – светлее. Но тоже без жёсткости, звучание воспринимается комфортно – сочетание алюминия и шёлка в данном случае получилось удачным.
Когда динамики смотрят в лоб, есть ощущение, что всякого рода острые звуки (щипки струн, удары палочек в барабанной установке и т. п.) хоть и не вылетают из общей музыкальной картины, но чуть сильнее обращают на себя внимание, чем нужно. А когда динамики видны под небольшими углами, этот эффект уходит, динамики начинают звучать ровнее. Будем считать, для такого применения они и созданы.
Коротко по делу. Для каких задач выбирать?
AMP FRUA-5 понравятся тем, кто любит ровное, спокойное звучание и терпеть не может «пенопласт по стеклу». Если искать сравнения, то по звуковой подаче они, пожалуй, ближе к Morel CCWR254 или старым добрым SO Audio SO55neo, хотя и обладают собственным характером. Устанавливать лучше с направлением в сторону слушателей, можно в объёмы от 150 мл и больше, вплоть до Free Air. Если установка с разворотом – вынужденная мера (например, в штатные места), то скорей всего захочется добавить супертвитеры, но это, как говорится, уже по вкусу.
Light Audio SFR-5 – дают более лёгкое и светлое звучание (как тут не вспомнить название бренда), но без жёсткости и, что ценно, без желания теребить эквалайзер. Их я бы выбирал не только для инсталлов, когда динамики «смотрят» в сторону слушателей, но и когда видны под небольшими углами. Тоже можно ставить в любые объёмы – от 150 мл и до Free Air.
https://carmus.ru/content/694
Status. Alpine Status. Большой тест 12-канального усилителя со встроенным 14-канальным аудиопроцессором Alpine HDP-D90 (серия Alpine Status)