Новости и статьи по автозвуку на МАГНИТОЛЕ
  • Трёшка с сабом? Да легко. Тест головных устройств 1DIN со встроенным процессором: Nakamichi NQ533BD (7-канальный DSP) и NQ532BD (6-канальный DSP)

    Наконец-то появилось недорогое головное устройство, на котором можно построить нормальную поканальную трёхполоску с сабом, не выворачивая наизнанку кошелёк. Или двухполоску с сабом, не жертвуя тыловыми динамиками. Да, отдельные процессоры могут хоть 100500 каналов разрулить, но это дороже, а в бюджетном сегменте всё упиралось в три пары линейных выходов («раздутый» до 8 каналов встроенный усилитель у одного известного бренда в этом смысле мало что изменил: процессор-то всё равно остался 6-канальным).
    Из современных аппаратов первыми этот барьер перешагнули мультимедийки Nakamichi и Incar, я как-то уже разбирал, что они умеют. А вот аппарата в классическом формате 1DIN с такими возможностями очень не хватало. Ископаемые модели, видевшие мамонтов (вроде Pioneer DEX-P99RS или Clarion HX-D2), в расчёт не берём: они классные, заслуженные, но ни разу не массовые – ни тогда, ни тем более сейчас.
    В общем, знакомьтесь, в лаборатории Nakamichi NQ533BD – 7-канальный процессор, три пары широкополосных выходов плюс полноценный настраиваемый выход на саб. И цена на момент теста – 7499 рублей.


    Это ГУ построено на свежей платформе, которая до сего момента ещё не бывала в лаборатории. На ней же построена «упрощённая» модель Nakamichi NQ532BD, по ходу дела разберу и её возможности тоже. Она с более привычным 6-канальным DSP. Вернее, его правильней назвать 5-канальным, но сабвуферные выходы сдвоены, так что пусть уж будет как у всех – 6-канальный. Цена – 5990 рублей


    Первое знакомство, конструктивные особенности

    Обе модели схожи по дизайну и выполнены в одинаковых коротких корпусах (10 см плюс немного места для разъёмов и проводов).


    Различия с тыла – в количестве выходов RCA и дополнительном USB-разъёме у 7-канального NQ533BD. Последний – исключительно для зарядки смартфонов – можно докупить удлинитель и вывести его куда-нибудь в кармашек панели. Или, скажем, регистратор от него запитать – будет включаться вместе с ГУ. Короче, небольшой приятный бонус.


    Важный момент – у обеих моделей есть два способа подключения штатных кнопок на руле. Первый – как обычно, через адаптер (разъём mini-jack). Второй – напрямую, безо всяких адаптеров, к проводам SWC в общем разъёме.


    Ну и разъём под внешний микрофон для Bluetooth тоже имеется, хотя сами микрофоны придётся докупать отдельно. Или пользоваться встроенным в переднюю панель.


    Зато в комплектах идут небольшие ИК-пульты. Для 6-канальной модели NQ532BD он типового карточного типа с россыпью одинаковых кнопок (такие, если честно, мне не очень нравятся).


    А вот у 7-канальной NQ533BD он лаконичней и, как по мне, намного удобней. Вот его уже можно записать в плюсы.


    Теперь немного начинки. На выходах трудятся отдельные операционники 4558 (конкретно в данном случае от производителя ST Microelectronics), замечены брендированные чипы. Со встроенным усилителем – без заморочек, YD7388 (аналог TDA7388) – в сложных системах он всё равно не востребован, а для простых – более чем достаточен.


    Итак, первое включение. Экраны – обычные символьные, но крупные. Подсветка яркая, на глаз воспринимается равномерно. Диммера (приглушения яркости) не предусмотрено. Цвет выбирается их нескольких базовых вариантов одновременно для всей панели без деления на зоны. Как и в большинстве ГУ, красный потусклее остальных цветов – уж такова особенность RGB-диодов.


    Что умеют

    В плане работы с источниками оба аппарата – Nakamichi NQ533BD и Nakamichi NQ532BD – абсолютно одинаковы. Во-первых, читают USB-флешки, отформатированные в FAT32. Объём 64 ГБ переварился нормально и без тормозов. Возможно, прочитают и больше, просто это максимальная, что у меня была под рукой.
    Форматов поддерживается много – MP3, WAV, AAC, WMA, APE, M4A… Ну и, разумеется, FLAC – с разрешением до 16 бит/48 кГц включительно.
    Во-вторых, рядом с USB притаились слоты MicroSD. Карточки воспринимаются как независимые источники. Как и для флешек, аппарат запоминает место, на котором остановилось воспроизведение – полезная штука для любителей аудиокниг.


    Третье – это Bluetooth. У обоих аппаратов используются модули с поддержкой версии 5.0. Как всегда, работают в двух режимах – Hands Free и BT Audio. В последнем случае сигнал передаётся с базовым кодированием SBC. Названия треков из приложения передаются на ГУ и отображаются на экране. Мелочь, но приятно.

    Радио и AUX – это уже как бы само собой, особо останавливаться не стану. Единственное, отмечу, что AUX принимает сигнал без искажений с амплитудой до 0,8 В, выше начинает ограничивать. Рановато, хотя для большинства смартфонов этого достаточно, придираться не стану.

    Как настраиваются

    Аппараты можно настроить целиком из меню, но копаться в обилии настроек – такое себе занятие. Лучше со смартфона. Платформа общая, так что оба настраиваются через единое приложение – Nakamichi AMC App. Искать его вручную не обязательно: QR-коды на Google Play и App Store есть в инструкции.


    Приложение определяет, к какой модели подключен смартфон, и показывает только те настройки, которые доступны в конкретном аппарате.


    Отличие этой платформы от большинства изученных ранее – обширный список настроек. Обычно в приложениях делается акцент лишь на DSP, да кое-каких совсем базовых функциях. Здесь же – всё вплоть до системных, включая согласование с кнопками на руле.


    Кнопка Navigation работает так же, как в аналогичных приложениях других платформ: нажатие запускает навигацию (по ходу дела выбирается, какую именно), и все голосовые подсказки идут через аудиосистему независимо от того, какой источник на ГУ включен.


    Рулить источниками через приложение, разумеется, тоже можно. Причём названия треков отображаются для всех – USB, microSD и даже в режиме BT Audio, когда воспроизведение идёт, например, с этого же смартфона через Яндекс.Музыку. Единственное, быстро перематывать треки приложение не позволяет, было бы совсем замечательно.


    Какие системы можно построить с Nakamichi NQ533BD (7-канальный DSP)


    Для обоих аппаратов предлагается выбрать тип системы, при этом за каждой парой выходов жёстко закрепляется своё предназначение. Пройдусь по каждому из вариантов. Но с оговоркой, что это актуально для текущей прошивки. По ходу дела производитель может менять пределы настроек.

    Система 4.1 – это классические фронт (каналы 1/2), тыл (каналы 3/4) и сабвуфер (канал 7). Пара каналов 5/6 в этом конфиге не используется. Вот какие фильтры можно включить в такой системе:


    • Фронт – подрезка снизу от 30 до 800 Гц
    • Тыл – подрезка снизу от 30 до 800 Гц
    • Тыл – подрезка сверху от 630 Гц до 12,5 кГц
    • Сабвуфер – подрезка сверху от 30 до 800 Гц



    Система 2-WAY – это поканальный 2-полосный фронт (каналы 1/2 и 3/4), тыл (каналы 5/6) и сабвуфер (канал 7):


    • Твитеры – подрезка снизу от 630 Гц до 12,5 кГц
    • СЧ/НЧ – подрезка снизу от 30 до 800 Гц
    • СЧ/НЧ – подрезка сверху от 630 Гц до 12,5 кГц
    • Тыл – подрезка снизу от 30 до 800 Гц
    • Сабвуфер – подрезка сверху от 30 до 800 Гц



    Система 3-WAY – это поканальный 3-полосный фронт (каналы 1/2, 3/4 и 5/6) и сабвуфер (канал 7):


    • Твитеры – подрезка снизу от 630 Гц до 12,5 кГц
    • СЧ – подрезка снизу от 30 до 800 Гц
    • СЧ – подрезка сверху от 630 Гц до 12,5 кГц
    • НЧ – подрезка снизу от 30 до 800 Гц
    • НЧ – подрезка сверху от 250 Гц до 12,5 кГц
    • Сабвуфер – подрезка сверху от 30 до 800 Гц



    Для всех фильтров можно выставить крутизну 6, 12 или 18 дБ/октава или отключить их вовсе, чтобы они работали в полную полосу. Отмечу особо – в данных аппаратах сабвуферный выход тоже может работать как широкополосный:

    Ну и сразу проверяю корректность работы фильтров. Ниже – просто пара примеров для 3-полосного фронта с сабом (частоты фильтров 63 Гц, 630 Гц, 5 кГц с крутизной 12 и 18 дБ/октава):
    Придраться в этой части особо не к чему: реальные характеристики соответствуют заданным значениям.

    Какие системы можно построить с Nakamichi NQ532BD (6-канальный DSP)

    А этот аппарат имеет более привычные настройки. И хоть в текущей версии ПО только один вид системы, пределы регулировок позволяют построить хоть классическую «фронт + тыл + саб», хоть поканальную двушку с сабом. Причём, обратите внимание, пределы даже чуть шире, чем у обычных процессорных ГУ:


    • Фронт – подрезка снизу от 30 Гц до 8 кГц
    • Фронт – подрезка сверху от 630 Гц до 12,5 кГц
    • Тыл – подрезка снизу от 30 Гц до 8 кГц
    • Тыл – подрезка сверху от 630 Гц до 12,5 кГц
    • Сабвуфер – подрезка сверху от 30 до 800 Гц



    Крутизна для всех фильтров – 6, 12 или 18 дБ/октава. Все остальные функции DSP, включая задержки и многополосный эквалайзер, в NQ532BD тоже имеются в полном объёме.

    Проверка работы эквалайзера


    Для эквалайзера можно сходу выбрать одну из готовых предустановок, а самостоятельная настройка находится под кнопкой User.
    В 7-канальной модели NQ533BD эквалайзер имеет 30 полос, а вот в «упрощённом» NQ532BD оторвались на полную катушку – он аж 40-полосный. Не представляю, зачем столько нужно, ну да ладно, пускай будет.


    И сразу проверяю корректность работы. Для примера, как обычно, выкрутил две полосы в крайние значения и снял АЧХ при разных выставленных значениях добротности (параметр Q – ширина полосы регулирования):

    Проверка работы задержек


    Задержки настраиваются удобно: картинка расположения динамиков в приложении меняется в зависимости от выбранного типа системы. Запутаться в каналах – это нужно постараться.
    Максимальная задержка – 20 мс (эквивалентно «отодвиганию» динамиков на 6,8 метров). Проверяю в деле – норма. Форма импульса от величины задержки не плавает.

    Шаг задержки – 0,1 мс (примерно 3,3 см). Выполняется.

    Проверка работы дополнительных обработок сигнала


    Среди настроек есть одна интересная кнопка – Effect. Под ней скрываются те же предустановки эквалайзера, а к ним – ещё две фичи – Xbass и 3D Surround.


    Что касается XBass, то на первый взгляд всё выглядит как расширенная регулировка тембра: с выбором центральной частоты от 60 до 300 Гц и одной из трёх степеней усиления.
    Но нет, на деле это усиление баса с одновременным спадом ниже по частоте по типу сабсоника. Т. е. можно подчеркнуть информативный бас, но избежать перегрузки инфрабасом.

    Что же касается 3D Surround – это обработка сигнала, которая не даёт изменений АЧХ, но позволяет как бы придать объёмность звучанию. Но тут всё уже на вкус.

    Максимальный сигнал на линейных выходах

    Для проверки максимального сигнала на линейных выходах выключаю все «улучшайзеры»: эквалайзер – в нулях, XBass и 3D Surround отключены.
    Подаю на AUX максимально возможный (до начала ограничения по входу) сигнал, прибавляю громкость. Жёсткого клиппирования не наступает даже при максимальном значении 63 единицы. На выходе при этом имеем амплитуду 5,4 В. Весьма недурно.

    Для проверки с остальных источников использую тестовый трек с синусом 1 кГц, записанный с уровнем 0 дБ (максимально возможный «цифровой» уровень сигнала).
    При громкости 63 единицы появляются лёгкие намёки на ограничение сигнала, но жёсткого клиппирования ещё нет – где-то на грани. При воспроизведении с USB и через Bluetooth в обоих случаях получаем выходной сигнал с амплитудой около 5,7 В.

    Если пересчитать на среднеквадратические значения, получаются честные 4-вольтовые выходы. Другой вывод из этих измерений – источники неплохо сбалансированы между собой по уровню.

    Коротко по делу. Для каких задач выбирать?

    Nakamichi NQ533BD – тут всё просто: когда отдельный процессор вылетает за рамки бюджета, но хочется построить поканальную трёшку с сабом. Или поканальную двушку, но не теряя тыловые динамики. Или когда всё пока по-простому, но поканалка точно есть в планах. Недорогой рабочий вариант.
    Nakamichi NQ532BD – этот аппарат, фактически, конкурирует с традиционными ГУ с 6-канальным DSP. Так что он нацелен на два типа систем: поканальная двушка с сабом или обычная система безо всяких поканалок. Правда, в отличие от многих, может предложить чуть более широкие возможности настройки фильтров. И всё это – тоже оставшись в рамках скромного бюджета.

    Плюсы
    Nakamichi NQ533BD – первое доступное ГУ 1DIN для поканальной 3-полоски с сабом (или обычной поканальной двухполоски с сабом, но без потери тыла)
    Карты microSD – удобный носитель для любителей долгих аудиокниг
    Подключить штатные кнопки на руле можно как с адаптером, так и без него
    Приложение работает стабильно, без вылетов
    Высокий уровень сигнала на линейных выходах


    Минусы
    Не предусмотрено диммера подсветки
    Для подключения сабового моноблока к NQ533BD нужен Y-разветвитель


    https://carmus.ru/content/703
     Связанные товары из каталога МАГНИТОЛА
    Nakamichi NQ532BD
    Nakamichi NQ532BD
    Nakamichi NQ533BD
    Nakamichi NQ533BD
    В каталог МАГНИТОЛА >>
  • Предложения партнеров МАГНИТОЛЫ

  cc by-nc-sa