В общем, сегодня в лаборатории – новая серия Focal K2 Power M. Состоит из четырёх компонентов:
НЧ/СЧ динамики Focal 6.5 KM,
СЧ динамики Focal 3 KM,
Твитеры Focal FRAK,
Сабвуфер Focal SUB 5 KM
Ну и ещё предлагаются защитные грили – нужны не всегда, а потому продаются отдельно. С литыми металлическими кольцами, увесистые – всё как положено.
Первое знакомство, конструктивные особенности. НЧ/СЧ динамики Focal 6.5 KM
Характерная особенность новой серии – M-образные диффузоры. Их геометрия аналогична той, что используется в серии Utopia M.
Верхние подвесы – очень мягкие, с кольцевыми утолщениями, призванными гасить возникающие в них резонансы. А заодно и уменьшать обратное воздействие на края диффузора. Фича называется TMD (Tuned Mass Damper).
Каждый динамик имеет свой серийный номер, нанесённый на подвес.
Материал диффузоров перешёл по наследству от прежней серии K2 Power – это арамидное волокно (кевлар – лишь одно из его коммерческих названий), вспененный слой и что-то похожее на стекловуаль с тыльной стороны. К слову, упоминавшееся ранее название вспененного материала Rohacell в нынешних пресс-релизах не фигурирует, но в ходе переписки с французами был получен ответ, что это по прежнему он.
Построены динамики на массивных литых корзинах.
Магниты – огромные, диаметром чуть меньше 13 см. Хотя монтажная глубина – всего 5,4 см.
Осевой канал, мягко говоря, крупный. Ни о каком эффекте воздушной подушки в пространстве магнитной системы и речи быть не может.
Катушка – тоже не мелкая. Диаметром 60 мм, крепится как раз по ребру М-образного диффузора.
Конструктивные особенности СЧ динамиков Focal 3 KM
Формально Focal относит «серединки» к 3-дюймовым: внешний диаметр по фланцу составляет 8 см.
Диффузоры имеют ту же М-образую геометрию, для верхних подвесов используется вышеуказанная технология TDM (кольцевые утолщения)
Звуковая катушка тоже крепится к диффузору по его ребру. Её диаметр – 35 мм.
Корзины – литые, алюминиевые. Моторы – на кольцевых неодимовых магнитах.
Осевой канал уже не такой огромный. Он просто крупный.
Монтажная глубина – чуть меньше 3 см. Динамики достаточно компактные.
Конструктивные особенности твитеров Focal FRAK
Фактически, твитеры представляют собой уменьшенные копии НЧ/СЧ и СЧ динамиков. Причём в самом прямом смысле. Даже резонансная частота у них… Сами на измерениях увидите.
Смотрите, твитеры имеют открытую конструкцию, т. е. вообще никаких акустических камер и закрытых объёмов с тыльной стороны.
Разве что сами излучающие элементы здесь выполнены не из кевларо-пенно-стеловолоконного сэндвича, как в предыдущей серии, а из алюминиево-магниевого сплава.
Конструктивные особенности сабвуферов Focal SUB 5 KM
Сабвуфер меньше, чем НЧ/СЧ динамик? А что вы хотели, французы – они такие, могут сломать стереотипы… Формально SUB 5 KM имеет калибр 5 дюймов, но если уж округлять, то ближе к 5,5-дюймовым или даже 6-дюймовым. Внешний диаметр по фланцу – 15,4 см.
Верхний резиновый подвес достаточно жёсткий, да и центрирующая шайба очень тугая. Параметр Vas вообще рушит все представления о динамиках – он меньше 2 литров.
Диаметр звуковой катушки – те же 60 мм, как у НЧ/СЧ динамика 6.5 КМ. Хотя, разумеется, с совершенно иными параметрами намотки.
Интересная особенность – с тыльной стороны диффузора приклеен «пятак», увеличивающий массу подвижной системы. Логично: без утяжеления при столь жёстком подвесе резонанс улетел бы чуть ли не в среднечастотный диапазон.
Измерение электромеханических параметров
Пройдусь по порядку – сначала общий график импеданса и циферки, потом что из них следует. Ну и сходу про твитеры Focal FRAK. Много ли вы видели автомобильных высокочастотников с резонансом ниже 200 Гц? Вот и я немного. Настолько, что, пожалуй, вообще ни одного.
Заявленные/фактические параметры Focal 6.5 KM (НЧ/СЧ):
- Fs (собственная резонансная частота) – 76 Гц / 68 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 7,0 л / 9,4 л
- Qms (механическая добротность) – 10,70 / 8,75
- Qes (электрическая добротность) – 0,82 / 0,68
- Qts (полная добротность) – 0,77 / 0,63
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 14 г / 14 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 5,0 Тл м / 5,1 Тл м
- Re (сопротивление постоянному току) – 3,0 Ом / 2,9 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 93,0 дБ / 88,5 дБ
Заявленные/фактические параметры Focal 3 KM (СЧ):
- Fs (собственная резонансная частота) – 170 Гц / 182 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 0,30 л / 0,24 л
- Qms (механическая добротность) – 7,00 / 7,28
- Qes (электрическая добротность) – 0,72 / 0,67
- Qts (полная добротность) – 0,65 / 0,62
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 3,4 г / 3,3 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 4,0 Тл м / 4,2 Тл м
- Re (сопротивление постоянному току) – 3,0 Ом / 3,1 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 89,0 дБ / 84,9 дБ
Заявленные/фактические параметры Focal SUB 5 KM (НЧ):
- Fs (собственная резонансная частота) – 65 Гц / 62 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 1,5 л / 1,6 л
- Qms (механическая добротность) – 5,00 / 5,55
- Qes (электрическая добротность) – 1,30 / 1,27
- Qts (полная добротность) – 1,00 / 1,00
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 51 г / 53 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 7,0 Тл м / 7,2 Тл м
- Re (сопротивление постоянному току) – 3,0 Ом / 3,1 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 86,0 дБ / 80,1 дБ
НЧ/СЧ динамики Focal 6.5 KM – чуть мягче заявленного, но ненамного. Концепция в любом случае сохранена – центрирующие шайбы жёсткие (Vas меньше 10 литров), так что динамики не слишком восприимчивы к форме и объёму пространства позади них. В некоторым смысле это можно считать плюсом, хотя и приводит обычно к снижению чувствительности. Дело спас сильный мотор, так что опорное значение получилось нормальным (на заявку можно не смотреть, французы вечно указывают «чуйку» по-своему, умалчивая об условиях). Тем не менее, тесные корпуса динамики не любят, а двери – любят.
СЧ динамики Focal 3 KM – параметры попали в заявку достаточно точно, разве что Fs выше обещанного. Погоды, впрочем, это не делает. Не очень любят тесные объёмы – хотя бы 0,5 литра им желательно дать (это ну прямо самый минимум). А вообще, чем больше, тем лучше.
Сабвуфер Focal SUB 5 KM – это сильные моторы, но тяжеленная подвижка и тугие (даже очень тугие) центрирующие шайбы. В результате – способность работать в корпусах какого угодно объёма – от 4-5 литров и до Free-Air. Правда, чувствительность на грани законности, но не будем забывать, что и калибр едва больше 5 дюймов. Короче, одной штукой в системе явно не обойтись.
Анализ работы НЧ/СЧ динамиков Focal 6.5 KM
Поехали разбирать дальше. НЧ/СЧ динамики начинают проявлять направленность выше 2 кГц (что логично для этого калибра), хотя под углами ничего страшного не происходит – спасибо М-образной геометрии.
ФЧХ наглядно показывает наличие в подвижке мелких локальных резонансов. Но, на удивление, это не приводит к чрезмерной болтанке АЧХ, и она укладывается в узкий коридор шириной всего несколько децибел.
Искажения умеренные, рост с понижением частоты плавный. Распускать динамики совсем уж в полную полосу вниз я бы не стал, но вообще, как показало прослушивание, с перегрузочной способностью всё нормально, без криминала.
Анализ работы СЧ динамиков Focal 3 KM
На АЧХ «серединок» получилась интересная «ступенька», сопровождающаяся перепадом ФЧХ в этой области (вернее, являющаяся следствием оного). Следствие локального резонанса (его, кстати, и на графике импеданса проследить можно – лёгкий «пупок» около 2 кГц). На слух, впрочем, это не даёт дискомфорта, но об этом скажу чуть дальше.
Искажения в рабочем частотном диапазоне невысокие, с понижением частоты растут плавно, так что жёстких ограничений по подрезке снизу тут нет. Достаточно здравого смысла, который подсказывает, что распускать динамик такого калибра играть ниже 300-350 Гц вряд ли имеет смысл. Можно подрезать даже чуть выше – микродинамика от этого только выиграет.
Анализ работы твитеров Focal FRAK
Хоть резонансная частота твитеров и ниже 200 Гц, и конструкция больше похожа на обычный динамик, FRAK остаются твитерами, и лезть в СЧ диапазон не пытаются. Но наверх тянут достаточно высоко, за пределы звукового диапазона. В описании указано, что вообще до 32 кГц, что вполне может быть. Кстати, и под углами не так уж сильно теряются, так что лёгких разворотов не боятся.
Лёгкая болтанка АЧХ вызвана не только локальными резонансами, но и формой купола (на этих частотах размеры твитера сопоставимы с длинами волн, и от интерференции никуда не деться). Но обошлось без сильных провалов и выбросов.
А вот и наглядно о том, как твитеры подрезать снизу. Плавный рост искажений (а плавный – это хорошо) начинается ниже 2,5 кГц, так что настраивать ФВЧ лучше не ниже 3,5-4 кГц (для определённости – 12 дБ/октава). Эксперименты при прослушивании это подтвердили.
Анализ работы сабвуфера Focal SUB 5 KM
Если коротко, то в диапазоне до 1-1,5 кГц – ни единого значимого резонанса, ну а выше – не так уж и важно. Но это не значит, что динамик доигрывает до килогерца. Не доигрывает (вспомните про массу подвижки). Так что это самый настоящий НЧ динамик, и сжульничать, попытавшись свести его не с 6.5 КМ, а сразу с серединками 3 KM, не получится.
По искажениям – нормально по сабвуферным меркам. Динамики с повышенной добротностью (а тут Qts около 1) почти всегда имеют на НЧ повышенный КГИ, но в данном случае динамик не рискует уходить в разнос – подвижку в любом случае удерживает непривычно жёсткая центрирующая шайба.
Проба в деле. Какого звучания ожидать от компонентов?
Очевидно, что звучание системы во многом зависит от настроек, поэтому отмечу лишь ключевые моменты. Для первого понимания сначала включал динамики в полную полосу (кроме твитеров, разумеется), а потом экспериментировал с разделами полос, подмечая зависимости. И вот какие получились выводы.
Focal 6.5 KM. Хоть и имеют статус НЧ/СЧ динамиков, но умеют играть почти в полную полосу. Причём, что интересно, без выпячивания и выкрикивания отдельных звуков вплоть до самого верха. Было бы странно оценивать детальность на ВЧ у 6,5-дюймовых мидвуферов (этого от них как бы никто и не ждёт), зато в нужном нам диапазоне вокал и инструменты звучат ровно и открыто. Адекватно передаётся атака сигнала: удары по малому барабану или щипки струн в гитаре «стреляют» не то, чтобы остро, но уж точно без мутности и замыливания. И снова замечу, что ни один звук не вылетает из общей музыкальной картинки – цельное такое звучание.
Бас, как это ни странно, не кажется облегчённым (как можно было бы подумать, глядя на резонансную частоту). В сабвуферный диапазон не лезут, но на верхнем басе и на нижней середине звучание основательное. Без сухости, хотя «мягким» я бы его тоже не назвал, несмотря на то, что на рокешнике или, скажем, в клубной музыке жёсткого толчка в грудь динамики не дают. Судя по всему, в концепции линейки K2 Power M за «ударность» отвечают Focal SUB 5 KM. В чём, собственно я чуть позже и убедился.
Focal 3 KM. Тоже изо всех сил стараются казаться широкополосными и тянут вверх. Главная же особенность – отсутствие характерной жёсткости, присущей кевлару (в чём иногда упрекали предыдущие поколения K2 Power). Я бы назвал звучание достаточно нейтральным – оно без холодной резкости, но и без томной теплоты. Разрешение на СЧ достаточно высокое, никакой замыленности. Лезть вниз не пытаются, но если не зажимать динамики в тесные объёмы (а и не надо их зажимать, они свободу любят), то играют уже от 250-300 Гц – запас для настройки стыка с мидбасовым звеном имеется.
Focal FRAK. Очень интересная подача верхов. С одной стороны, при любых настройках перепутать эти твитеры с шёлковыми невозможно: никакой томной мягкости и напускной теплоты. С другой стороны, «прохладность» в звучании не сопровождается колкостью или остротой – никакого «пенопласта по стеклу» тоже нет, всё ровненько. По крайней мере, при нормальном сведении с СЧ звеном (чтоб без резких скачков и переломов на общей фазовой характеристике) слух не уставал даже при длительном прослушивании.
Возможно, подача не такая деликатная и утончённая, как, скажем, у Focal TBM (которые из серии Utopia M), но обвинить FRAK в отсутствии драйва и здорового музыкального напора язык не поворачивается.
Что касается настроек, то FRAK можно использовать не только в 3-полоске, но и в 2-полоске. Правда, как и предполагал, низкими частотами раздела я бы не увлекался: ниже 4 кГц (12 дБ/октава) они хоть ещё и не начинают звенеть, но начинают как-то слишком проявлять свою металлическую сущность. При более высоких настройках – никаких вопросов.
Focal SUB 5 KM. Если при прослушивании смотреть на параметры, возникает эдакий диссонанс: по циферкам это просто НЧ динамик, а субъективно –сопоставимо с привычным 8-дюймовым (а то и с иным 10-дюймовым сабом). Бас не жёсткий, но неожиданно плотный, причём воспринимаемый тактильно. Не рыхлая размазня «твоя машина шатал», а, скорее, как от НЧ монитора на большом концерте с хорошо поставленным звуком.
Правда, чтобы дотянуть по отдаче до акустики, я бы предусматривал в систему, как минимум, парочку таких злючих малышей. Или даже больше, благо, в плане объёмов они непривередливы.
Коротко по делу
Общая концепция. В иерархии Focal всегда было разделение: серия Utopia – для тех, кто ловит нежные музыкальные флюиды и копается в «аудиофилических» тонкостях, а K2 Power – для тех, кто любит поагрессивней и понапористей. Собственно, этот статус-кво сохранился и в новых Utopia M, а теперь – и в K2 Power M. Но если раньше K2 Power была построена по привычной концепции, то «эмка» в этом смысле иная. Вот короткие «выжимки» по каждому из компонентов:
Focal 6.5 KM. Очень ровные динамики, начиная от среднего баса и до… с запасом, в общем, почти широкополосные. Это не значит, что динамики так и нужно использовать, но на них можно смело возлагать ответственность за основную часть информативного диапазона. Свобода в настройке огромная, нивелировать какие-то особенности и артефакты не придётся из-за отсутствием оных. Внизу играют наполненно, но без лишнего напора – за кик-эффект и басовую тактильность в концепции K2 Power M отвечают малыши-злючки Focal SUB 5 KM.
Focal 3 KM. Серединки, в которых кевларовые диффузоры дали достаточную детальность и динамику, не превратив звук в жёсткое ковыряние отвёрткой в ушах. В настройке имеют свои особенности, но в умелых руках позволяют получить достаточно ровное звучание. В тесные объёмы я бы их не зажимал.
Focal FRAK. Союз алюминия и магния, хотя при правильной настройке позволяют избежать характерной «металлической» резкости. Вписываются в концепцию K2 Power – понравятся любителям бодрого и напористого звучания. И не забываем про открытую конструкцию – этим твитерам нужны свои объёмы, пусть и небольшие (около 50 мл будет норм).
Focal SUB 5 KM. Французы назвали этот динамик сабвуфером, в чём я, глядя на параметры, сначала сомневался. Но потом вспомнил давнюю поездку на фабрику Phil Jones Bass в Китае (делают сценическую акустику), так там басовые мониторы тоже в основном на небольших динамиках. Вот и здесь получился реальный сабвуфер, пусть даже мелкий и требующий своего подхода. В систему нужно предусматривать минимум пару или даже больше, зато динамику решительно плевать, в каком объёме работать. Короче, есть шанс построить весьма интересное сабовое звено.
https://carmus.ru/content/696
Status. Alpine Status. Большой тест 12-канального усилителя со встроенным 14-канальным аудиопроцессором Alpine HDP-D90 (серия Alpine Status)