Итак, на изучении следующие модели. Как всегда, для ориентира привожу цены на момент теста. Кстати, довольно привлекательные для акустики подобного рода:
НЧ/СЧ 6,5 дюймов Ground Zero GZCS K-165VW – 12990 рублей,
НЧ/СЧ 8 дюймов Ground Zero GZCS K-200VW – 15990 рублей,
Твитеры Ground Zero GZCS T-25VW – 10990 рублей,
Твитеры Ground Zero GZCS T-25S – 11990 рублей.
Первое знакомство, конструктивные особенности
Мидбасовые динамики обоих калибров выполнены в стандартных корзинах привычного форм-фактора.
В комплекте к 6,5-дюймовым Ground Zero GZCS K-165VW идут переходные кольца, позволяющие установить их в штатные «ваговские» места. Ну и защитные грили – это уже для кастомных вариантов инсталла.
А вот 8-дюймовые Ground Zero GZCS K-200VW идут без колец, но тоже с грилями. В GZ пояснили это так: разные авто, в которых используется этот калибр, имеют заметно различающиеся посадочные места, и сделать для всех вариантов универсальные кольца просто невозможно. Так что придётся «по классике» – достаём лобзик или фрезер, берём МДФ или фанеру и…
На самих динамиках использованы стандартные клеммные терминалы типа «лопатка», но комплектах идут переходники на штатные разъёмы. Причём сразу с фильтрами. Для GZCS K-165VW это просто катушка индуктивности (ФНЧ первого порядка)…
…а для GZCS K-200VW параллельно катушке добавлен «обходной» резистор, несколько усмиряющий её прыть для получения нужной результирующей характеристики.
Теперь к самим динамикам. Тут всё более-менее привычно – построены на штампованных стальных корзинах. Несмотря на отсутствие вычурных подштамповок, не звенят, заглушены хорошо.
Диффузоры – жёсткая прессованная целлюлоза с шероховатым покрытием лицевой стороны. Центральные колпаки – из относительно мягкого материала.
С тыльной стороны – традиционная целлюлозная фактура.
Моторы у обоих калибров внешне одинаковые. Насчёт внутреннего строения не скажу, но их работу в любом случае покажут измерения.
Центрирующие шайбы разные, причём не только по форме, но и в первую очередь по жёсткости. Унификация хороша в меру.
Идём дальше, твитеры Ground Zero GZCS T-25VW. Имеют крепления под штатные места. Все соединения – на штатных же фишках. Кроссоверные фильтры имеют перемычку аттенюатора на два положения – «High» и «Low».
Сами твитеры имеют мягкие тканевые купола. Конструкция перед ними выполняет, скорее, защитную роль, на диаграмму направленности влияет довольно условно. Глубина небольшая. Короче, принцип: вынули штатные – поставили эти.
Если исходить из логики модельных индексов, то «универсальные» твитеры Ground Zero GZCS T-25S построены на той же базе, что и GZCS T-25VW. По крайней мере, сами купола те же, разве что «обрамление» более привычное.
Но с тыла всё намекает о наличии акустической камеры. Казалось бы, это принципиальное различие, но дальнейшие измерения показали, что при подключении через фильтры они имеют почти те же характеристики, что и GZCS T-25VW. А измерить их отдельно без фильтров, к сожалению, не представилось возможным – последние подключены неразъёмно, и отпаять контакты, ничего не повредив, просто не получилось бы.
Измерение параметров НЧ/СЧ динамиков
Для начала графики и циферки, потом прокомментирую основное.
Измеренные параметры Ground Zero GZCS K-165VW (6,5 дюймов):
- Fs (собственная резонансная частота) – 55 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 13 л
- Qms (механическая добротность) – 3,59
- Qes (электрическая добротность) – 0,62
- Qts (полная добротность) – 0,53
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 16 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 5,2 Тл м
- Re (сопротивление постоянному току) – 3,0 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 87,4 дБ
Измеренные параметры Ground Zero GZCS K-200VW (8 дюймов):
- Fs (собственная резонансная частота) – 43 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 34 л
- Qms (механическая добротность) – 3,03
- Qes (электрическая добротность) – 0,66
- Qts (полная добротность) – 0,54
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 23 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 5,6 Тл м
- Re (сопротивление постоянному току) – 3,0 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 88,4 дБ
Итак, параметры обещают неплохую работу в басовой области (что, в принципе, и на деле потом подтвердилось): резонансные частоты достаточно низкие.
Подвижки не самые лёгкие, но и рекордно тяжёлыми я их не назову. Для GZCS K-165VW параметр Mms вообще среднестатистический по нынешним временам. А для GZCS K-200VW он хоть и получился 23 грамма, но это всё равно легче, чем, например, у того же BLAM 200 RS (у того вообще около 30 грамм).
Впрочем, тут важнее не столько сам вес подвижки, сколько его соотношение с силовым фактором мотора (Bl), и в данном случае всё выглядит довольно сбалансированно. В конечном итоге даже добротности имеют идеальные для дверной установки значения (вот кто бы что ни говорил, но стремление к заветному Qts=0,7 в отрыве от остальных параметров не всегда имеет смысл).
При таком раскладе динамики могут работать и со штатными усилителями (чувствительность позволяет), хотя в качестве основного варианта я бы рассмотрел систему с отдельными усилителями: они раскроют потенциал акустики намного полнее.
Анализ работы НЧ/СЧ динамиков Ground Zero GZCS K-165VW (6,5 дюймов)
Имеем довольно ровную АЧХ с небольшим подъёмом в области 4 кГц. Скорее всего, так проявляет себя крупный центральный колпачок. Горбик, впрочем, не слишком большой, и сходит на нет при развороте динамика.
А вообще, вплоть до 3 кГц – ни единого значимого резонанса ни в самой подвижной системе, ни в подвесах.
По искажениям – всё в пределах среднестатистических значений. С понижением частоты растут плавно, без резких скачков.
Анализ работы НЧ/СЧ динамиков Ground Zero GZCS K-200VW (8 дюймов)
Для 8-дюймового динамика – очень даже хорошая АЧХ. В басовую область забираются глубоко, никаких «крикливостей» на верхнем краю рабочего диапазона. Разве что локальный резонанс (скорей всего, где-то в центрирующей шайбе) в районе 600-700 Гц немного портит эту идиллию.
В принципе, многое уже из АЧХ понятно, но фазовая характеристика показывает нагляднее – происходит лёгкое резонансное «подтормаживание» подвижки в этой частотной области. Впрочем, как видите, к совсем уж критичным перепадам АЧХ это всё равно не приводит. Диффузор, кстати, тоже не ломает.
По искажениям картинка предсказуема – по сравнению с 6,5-дюймовым динамиком искажения на какие-то доли процента выше на СЧ, но ниже на НЧ. Всё умеренно, так что придраться не к чему.
Работа твитеров и их стыковка с НЧ/СЧ динамиками
Твитеры имеют немного разные конструкции, и наверняка у них разные собственные характеристики. Но в данном случае они предполагают подключение только через кроссоверные фильтры, и никак иначе, так что придётся изучать как есть. А при таком раскладе, как видите, GZCS T-25VW и GZCS T-25S дают одинаковые АЧХ с точностью до естественного метрологического разброса.
Импеданс отдельно ВЧ звена не так интересен, так что снял характеристики всей системы с этими твитерами. Разницу между GZCS T-25VW и GZCS T-25S заметить при желании можно, но она незначительна. Вот так выглядит импеданс системы при включении с 6,5-дюймовыми динамиками:
А вот так – при включении вместе с 8-дюймовыми. В обоих случаях НЧ/СЧ звено, разумеется, включено тоже через свои кроссоверные фильтры.
К слову, о мидбасовом звене. ФНЧ из комплекта дают вот такую коррекцию АЧХ:
Ну а с твитерами, соответственно, получаются вот такие связки:
А что по звуку? Проба в деле
Интересное дело, звуковой почерк оказался очень схож для обеих связок – как с 8-дюймовыми, так и с 6,5-дюймовыми мидбасовыми динамиками. Да и твитеры показали себя очень близко. Поэтому отмечу общие черты, по ходу дела отмечая индивидуальные особенности.
Для правильной оценки имитировал типичное «автомобильное» расположение динамиков: мидбасовые боксы развернул почти друг на друга, а с направлением твитеров немного поэкспериментировал, чтобы лучше понять их потенциал.
Звучание на ВЧ
Твитеры по конструкции разные, и наверняка при отдельном изучении показали бы разные возможности. Но при включении через пассивные кроссы (а отдельного подключения не подразумевается) разница получилась на грани нюансов.
Первое прослушивание – с замкнутыми перемычками в кроссоверном фильтре (вариант «High»). Звучание лёгкое и прозрачное, но с небольшой такой окрашенностью – твитеры как бы пытаются казаться воздушнее, из-за чего получается ненавязчивый акцент на ВЧ диапазоне. Хотя совсем уж на передний план верха не лезут, лёгкость не переходит в звонкость, слитность сохраняется как с 6,5-дюймовыми, так и с 8-дюймовыми динамиками. Самое то для случаев, когда твитеры упрятаны глубоко под штатные сетки и/или видны под значительными углами.
Переключаю кроссовер в положение «Low». Уходит лишняя «зернистость» на ВЧ, звучание более корректное и тонально более выверенное. Но при этом, что понравилось, верха не теряют в лёгкости и воздушности. Я бы предпочёл такое включение, когда твитеры расположены более адекватно, пусть даже и под штатными сетками.
В общем, должен признать, что характеристики ВЧ звена хорошо учитывают особенности установки в штатные места, и в реальном инсталле позволяют получить весьма сбалансированное звучание.
Звучание на СЧ
Тут 6,5-дюймовые динамики ожидаемо показали чуть лучшее разрешение, но что удивило, 8-дюймовые нисколько не «туманят» звучание. Это неожиданно, ведь масса подвижки у «восьмёрок» больше 20 грамм (не самые тяжёлые среди альтернатив, но всё же). Тем не менее, в 2-полоске они легко стыкуются с твитерами – это факт.
Звучание в этом диапазоне ровное, что опять же согласуется с результатами измерений – в этом диапазоне нет значимых горбов, которые приводили бы к крикливости. Небольшой горбик на 4 кГц у 6,5-дюймовых динамиков в расчёт можно не брать: он «усмиряется» кроссоверным фильтром и «добивается» разворотом динамиков.
Звучание на НЧ
Подача мидбасового диапазона лично мне вот прямо зашла, причём и у 6,5-дюймовых, и у 8-дюймовых динамиков она по характеру схожая. Во-первых, динамики забираются вниз достаточно глубоко для своих калибров. «Восьмёрки» вообще в сабвуферную зону ответственности пытаются лезть.
Во-вторых, понравилось, что при такой глубине бас сохраняет артикуляцию, не гудит и не ухает, как филины в пустой бочке. Разборчиво, без раздувания, и в то же время без сухой «академичности».
Просто в качестве наглядного примера, относительно недавно открыл для себя показательный трек – Xanadu от стариканов рока The Winery Dogs. Он хорошо показывает контролируемость динамиков усилителем на низах и частенько с первых секунд начинает жестоко гудеть. Здесь же Портной плотненько так колотит по бас-бочке, ни разу не сливаясь с бас-гитарой Шихана. Если не налажать с оформлением, и усилитель будет не откровенно дохлый, то GZ способны на зачётный мидбас.
Коротко по делу
Буду откровенен, в последние несколько лет акустика GZ оставляет всё более приятные впечатления. Что-то подсказывает, что старания Флодквиста (старожилы отрасли знают его ещё по DLS) не проходят даром. Коротко по протестированным компонентам.
Ground Zero GZCS K-165VW и GZCS K-200VW
Субъективно и в общих чертах имеют схожий характер, разве что 6,5-дюймовые чуть легче играют на верхнем краю своего диапазона, а 8-дюймовые глубже забираются в бас (хотя в СЧ области, к слову, тоже ни разу не вялые, и в 2-полосках стыкуются с твитерами спокойно).
Обе модели очень уверенно чувствуют себя в басовой области – редкое сочетание упругости, отсутствия гудения и при этом приличной глубины баса. Стыковать можно с любыми сабами без особых проблем.
Достаточно линейны, т. е. на небольшой громкости не делают звучание «тощим», и в то же время не уходят в разнос слишком рано, если им «поддать волюмэ». По перегрузочной способности без крайностей, но запас достаточен.
Способны работать со штатными усилителями, хотя с отдельными более мощными раскроются полнее. Можно рассматривать в том числе и для поэтапного построения системы, когда не хватает бюджета на всё и сразу: сначала меняем акустику (по штатным местам это вообще быстро), а потом, если захочется большего, можно и с каким-нибудь «процеусём» заморочиться.
Ground Zero GZCS T-25S и GZCS T-25VW
Чем дольше слушал, тем больше приходило понимание, что твитеры не такие уж и простые. В звуке нет жёсткости или грубости, верха лёгкие, послезвучия долгие – для своей цены вообще отлично. Такая подача вытаскивает из знакомых записей много деталей – после штатных пищалок «вау-эффект» будет обеспечен.
Плюсы
Решение под конкретное авто – минимум затрат на инсталляцию
Возможность комбинировать при установке штатные и кастом-решения
Кроссоверы учитывают особенности штатного расположения динамиков
Универсальность – акустика хорошо чувствует себя на разных жанрах
Минусы
Для GZCS K-200VW всё же придётся делать кастомные установочные кольца
Кроссовер твитеров GZCS T-25S неплохо было бы сделать отключаемым
https://carmus.ru/content/702
Status. Alpine Status. Большой тест 12-канального усилителя со встроенным 14-канальным аудиопроцессором Alpine HDP-D90 (серия Alpine Status)