Не секрет, что с поставками CDT Audio сейчас есть определённые проблемы, под раздачу попала и серия CL. Так что был придуман обходной манёвр – её было решено завозить на российский рынок с логотипами AurA, делая заказ напрямую на фабрике, где они производятся («сидитишники» часть моделей делают у себя в Штатах, а часть – производят по ТЗ на фабриках в ЮВА).
В общем, сегодня на изучении «антисанкционные» CDT Audio CL-6с и CL-6x. Ой… то есть AurA Venom-CL6c (цена 10890 рублей на момент теста) и AurA Venom-CL6x (6690 рублей).
В этой же серии есть ещё овальные коаксиалы AurA Venom-CL69x (8690 рублей), но их уж не стал брать на растерзание. А вот аналога компонентной модели CDT CL-69c пока нет – она появится несколько позже, вместе с планируемым расширением линейки Venom. Плюс планируются 13-сантиметровые коаксиалы CL5x, 2 модели сабвуферных динамиков и отдельные компоненты. В общем, много чего интересного.
Первое знакомство, конструктивные особенности
Сегодня основное внимание сосредоточу на компонентной модели. Начну, как обычно, с НЧ/СЧ динамиков.
Динамики собраны на штампованных корзинах. Обошлось без вычурных форм и рельефов, но металл не тонкий, так что норм.
Дополнительное напоминание об одном из авторов акустики – титул Signature Edition. Кстати, как и протестированные чуть ранее модели Indigo для штатных мест (только в иерархии AurA серия Venom позиционируется чуть постарше).
Диффузоры – плотная прессованная целлюлоза плюс полимерное покрытие. Фактура лицевой стороны – с «пупырчатым» рельефом, такие диффузоры доводилось встречать и раньше, и каждый раз они показывали себя очень хорошо. Рельеф неплохо демпфирует распространение механических напряжений в диффузоре во время работы динамика – получается жёстко, но без «звенючести».
Размер звуковых катушек – 1 дюйм. Подводящие дополнительно одеты в защитную изоляцию.
Твитеры – с тканевыми куполами. Калибр по размеру звуковой катушки (и, соответственно, основной части купола) – стандартные 25 мм.
В комплекте – мелочёвка для врезного и поверхностного монтажа. Кстати, ещё и с возможностью немного менять ориентацию твитера после установки – пружинки как раз создают нужное усилите для фиксации. Короче, всё довольно просто, но толково.
В комплектах обеих моделей – компонентной и коаксиальной – идут грили.
Кроссоверы – в узнаваемых «сидитишных» корпусах с сеточками, знакомых по многим другим моделям CDT Audio.
В этот раз обошлось без экзотики – никаких эллиптических фильтров, лютой крутизны и всего такого прочего, что часто встречается у CDT. Классические параллельные фильтры, разве что с цепочкой Цобеля в звене НЧ/СЧ (уменьшает искажения на СЧ, компенсируя рост импеданса с повышением частоты). Ну и с аттенюацией в звене твитеров (понятно для чего).
Коаксиалы Venom CL6x (они же – CDT Audio CL-6x) построены на той же базе, что и компонентка, только твитеры тут поменьше, 20-миллиметровые.
И обратите внимание на составную ножку – шарнир позволяет в небольших пределах менять угол наклона высокочастотника.
Твитеры немного выходят за плоскость, но несильно – в любом случае под защитными грилями места им с запасом. Разве что в совсем уж тесных штатных местах могут возникнуть нюансы.
Раздел полос тут иной, нежели в компонентной модели – просто фильтрация твитера первым порядком. Плюс защита от любителей «дать жару» и загнать систему в клиппирование.
Измерение параметров и анализ работы динамиков
Циферки подтверждают – динамики построены на одной базе. Разве что колпачок в компонентной модели дал лишний грамм подвижной системе. В остальном – разброс не больше обусловленного принадлежностью к разным партиям.
Измеренные параметры AurA Venom-CL6c:
- Fs (собственная резонансная частота) – 72 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 8,1 л
- Qms (механическая добротность) – 8,28
- Qes (электрическая добротность) – 1,19
- Qts (полная добротность) – 1,04
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 15 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 4,2 Тл м
- Re (сопротивление постоянному току) – 3,2 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 86,2 дБ
Измеренные параметры AurA Venom-CL6x:
- Fs (собственная резонансная частота) – 74 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 8,1 л
- Qms (механическая добротность) – 7,95
- Qes (электрическая добротность) – 1,32
- Qts (полная добротность) – 1,13
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 14 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 3,9 Тл м
- Re (сопротивление постоянному току) – 3,2 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 86,4 дБ
Анализ работы компонентной модели AurA Venom-CL6c
НЧ/СЧ динамики. На АЧХ – полный штиль вплоть до 1,5 кГц. Выше – тоже ничего особенного – чуть пластиковый колпачок себя проявляет, ну и в целом на этих частотах 6,5-дюймовый излучатель уже начинает показывать свою направленность. Как и полагается для динамика с добротностью около единицы, бас слегка акцентируется.
Чуть наглядней резонансы в подвесах и подвижке (вернее, в данном случае их отсутствие) прослеживаются на фазовой характеристике. Набеги и отставания отдельных частотных составляющих? Не, не слышал.
По искажениям – всё умеренно. На НЧ есть небольшой рост, но это норма для динамика с повышенной добротностью. А вы думали, откуда басовитость в таких динамиках? Однако, физика.
Твитеры. Классические шёлковые излучатели: лёгкий спад АЧХ на самом-самом верху и относительно гладенько – в информативном диапазоне.
Лёгкая ямка в районе 10 кГц больше похожа на резонанс купола (в его причины вдаваться не имеет смысла, их может быть море). Но не настолько этот артефакт большой, чтобы придираться.
Искажения показывают плавный рост с понижением частоты, без резких скачков, что даёт некоторую свободу при настройке стыка полос.
Тем не менее, я бы не сказал, что штатный кроссовер режет твитер слишком низко. Твитерам явно дали запас, чтобы рано не перегружались.
Анализ работы коаксиалов AurA Venom-CL6x
У коаксиалов есть одна интересная особенность. Обратите внимание, при развороте динамика АЧХ ведёт себя неожиданно спокойно, не начинает плясать вверх-вниз. Повод вспомнить, что бренд CDT означает Controlled Dispersion Technology. Ой, снова забыл, что тут логотип AurA…
Стык полос выглядит довольно прилично для традиционных коаксиалов. Конечно, без ступенек на фазовой характеристике не обошлось, но главное, что совсем уж диких скачков тоже удалось избежать.
Ну и по искажениям картинка, в принципе, получается схожая с компонентной моделью.
Какого ожидать звучания, и как «готовить» акустику?
Первым делом – компонентные Venom CL6c. НЧ/СЧ динамики – в напольные боксы, и разворачиваю их, чтобы имитировать автомобильное расположение. Твитеры – на уровне глаз, с возможностью поэкспериментировать с разворотом.
Сходу важный момент – пробуйте подключать твитеры как в прямой полярности, так и в обратной. В зависимости от мест установки в конкретном автомобиле может оказаться, что именно при перевороте электрической фазы они окажутся сфазированы акустически. Проще говоря, если есть ощущение, что ВЧ играют как бы отдельно от мидбасовых динамиков, меняйте на кроссовере местами «+» и «-» от твитеров и слушайте ещё раз. Оставляйте вариант, при котором получается самое слитное звучание.
Теперь дальше. Переключатель уровня ВЧ в кроссовере меняет тоналку прямо-таки радикально. При выборе «0 дБ» и направлении твитеров на слушателей получается многовато верхов. А вот разворот заметно их «успокаивает». Так что этот вариант для неудобных штатных мест (в том числе с отражением от стекла) или просто когда твитеры видны под углами. Впрочем, буду откровенен, звучание воспринимается без звона (шёлк всё же), на слух ложится легко.
Переключение в «-3 дБ» заметно «смягчает» и выравнивает тоналку, любителям спокойной музыки так наверняка понравится больше. Если твитеры смотрят откровенно «в лоб», я бы предпочёл именно этот вариант.
Переключение твитера в «-6 дБ» делает звучание откровенно «тёмным». Буду откровенен, лично мне последний вариант совсем не зашёл, хотя кому-то понравится именно он. Велкам, возможность тоже есть.
Теперь что касается общего характера саунда. Я бы назвал его «американистым» – основательность на нижней середине, хорошая такая басовитость и немного «придушенный» СЧ диапазон. Нет, если слушать динамики в стенде с направлением на слушателей, всё ровно, но в машине кому-то наверняка захочется «прояснить» СЧ (особенно, когда динамики запиханы глубоко под обивки или сильно развёрнуты вперёд).
И вот тут решил попробовать одну нестандартную штуку, и она сработала. Делюсь. Если захочется более лёгкого и открытого звучания на СЧ, попробуйте подключить НЧ/СЧ динамики не через кроссовер, а в обход него, напрямую к каналам усиления. В простейшем случае – тупо отключить провода на динамики от выходов кроссовера и переподключить их на входные клеммы, вместе с проводами от усилителя. Элементы фильтра при этом не совсем исключаются из работы, но разница всё равно получается в нужную сторону. А твитеры, само собой, оставить подключенными как полагается – к соответствующим выходам кроссовера.
Коаксиалы Venom CL6x в целом повторяют характер компонентной модели – звуковой почерк явно общий, хоть верха и воспринимаются чуть иначе. Так что копаться в деталях не стану, скажу лишь, что в машине можно ожидать басовитого и основательного звучания с приятными, ясными СЧ и ВЧ.
Коротко по делу. Для каких задач выбирать?
Судя по тому, что довелось попробовать в последнее время, линейка акустики AurA выстраивается весьма логично. Если недавно протестированная серия Indigo явно ориентирована на работу от ГУ или недорогих усилителей (при таком подходе логично, что модели для замены штатных динамиков построены именно на базе Indigo), то Venom лучше выбирать в системы с усилителями. Да, без лишнего фанатизма, большие мощности тут не нужны, но возможности штатных усилителей (или встроенных в ГУ) эти динамики точно переросли.
Плюсы
Почитатели брендов оценят родословную
Возможность менять уровень ВЧ в широких пределах
Отсутствие значимых резонансов в подвижках
Басовитое, основательное звучание
Минусы
Для своих целей и задач существенных минусов не отмечено
https://carmus.ru/content/722
Золотая середина. Тест 8-канального усилителя со встроенным 16-канальным аудиопроцессором Goldhorn DSPA 816 Pro