Продолжаю знакомиться с брендом Five. Недавно на тестировании побывал 4-канальный усилитель АВ-класса, который при своей доступности оказался очень сбалансированным и показал неожиданно комфортное звучание без скидок на цену. А сегодня – плоский «подседельный» саб, который призван компенсировать нехватку баса (скажем, в штатке или просто в системе базового уровня) без потери полезного пространства в багажнике.
Как всегда, главная задача – выяснить, что он умеет и для каких задач подойдёт лучше всего. И если есть какие-то особенности, то как их обойти, чтобы выжать максимум, на что способна эта модель.
Цена Five CS9A на момент этого теста – 15990 рублей. Для готового решения, не требующего лишних телодвижений с изготовлением корпуса и раздумий о сочетаемости с усилителем, это весьма умеренно.
Первое знакомство, конструктивные особенности
Корпус имеет размеры в плане примерно 33х23 см и высоту около 8 см – лишь немногим больше пачки офисной бумаги формата А4. При этом излучатель имеет калибр 9 дюймов, что на самом деле немало для таких габаритов.
Для крепления в комплекте идут стальные планки.
Компоновка односторонняя, все разъёмы и регулировки собраны на панели с торца корпуса.
Учитывая, что добраться до регулировок после установки будет не всегда просто (даже неважно, будет ли саб стоять под сиденьем или приютится в багажнике), возможность крутить регуляторы просто пальцами, считаю, совсем нелишняя. Предусмотрительно, так что ставлю плюсик.
Подключать саб к источнику можно двумя способами – через линейные входы (обычные RCA-разъёмы) или через высокоуровневые. Выбирайте какой-то один способ, а то иные «спецы» умудряются порой задействовать оба входа.
В простейшем случае, если саб будет использоваться как дополнение к штатной системе, все подключения сведутся к одной единственной фишке – в неё собраны питание, высокоуровневые входы и провод Remote, управляющий включением.
Если вы используете штатное ГУ, у которого нет управляющего выхода Remote, цепляйте его к АСС – саб будет включаться вместе с поворотом ключа зажигания и запуском двигателя.
На всякий случай напомню, что силовые питающие провода – однозначно тянуть к аккумулятору, для этого вполне подойдёт провод сечением 4-6 кв. мм (меньше – недостаточно, больше – можно, но уже нерационально).
В комплекте идёт проводной регулятор уровня. Штука, кстати, полезная – на случай, если захочется «порулить» уровнем баса оперативно, не залезая к панели регулировок.
Теперь как он устроен. Корпус выполнен зачётно – литой, алюминиевый, глухой, при работе стенки не вибрируют.
Признаться, ожидал увидеть встроенный усилитель D-класса, но нет, здесь использован традиционный АВ-класс. Радиатором для выходных транзисторов является сам корпус, что вполне логично.
Динамик выполнен как единое целое с фронтальной частью корпуса (вспомнилось про «часть команды, часть корабля»). Мотор построен на 1,5-дюймовой катушке. При сборке он через керн притягивается к нижней части корпуса, т. е. корпус собирается не просто на винтах по углам, но и дополнительно стягивается в средней части – дополнительный плюс к жёсткости.
Для плоского диффузора неожиданно использован целлюлозный композит, но с металлической центральной частью (с большой вероятностью, алюминиевой, точнее не скажу: из-за несъёмной сетки добраться не получается). Частенько для этого используют пластик или целиком делают диффузоры металлическими.
Немного анализа работы сабвуфера
Разнимать усилитель и динамик и измерять их раздельно нет смысла: здесь мы имеем фиксированное сочетание, и нам важен результат, который оно даёт. Так что собираю, включаю измерительный комплекс, снимаю характеристику излучения в ближнем поле.
Смотрите, основная отдача саба начинается от 50-60 Гц. Высоко это или нет? Для примера приведу картинку с диапазонами, в которых играют инструменты (взята с просторов интернета). Как видите, Five CS9A нацелен не на инфрабас, а на то, чтобы закрыть своими возможностями именно информативный басовый диапазон.
В качестве итога. В каких случаях выбирать, и как выжать максимум возможностей
Первое. Главная задача Five CS9A – добавить звучанию основательности и тактильности, оставаясь при этом незаметным. Иными словами, нормальное повседневное применение. Если нужно, что «саб машина шатал», смотрите в сторону полноразмерных моделей и готовьтесь жертвовать объёмом багажника – это уже немного другие задачи.
Второе, как следствие первого. Этот саб приживётся в штатных аудиосистемах в базовой комплектации и в aftermarket-системах без отдельных усилителей, когда акустика недостаточно басовита.
Третье, на что обратить внимание. В штатных аудиосистемах сигнал часто подрезается снизу по частоте, чтобы не перегружать динамики. Поэтому при подключении саба по высокоуровневым входам (т. е., фактически, параллельно штатным динамикам) важно убедиться, что басовый сигнал на них действительно поступает. Five CS9A решает проблему нехватки баса от штатных динамиков, но не может взять сигнал ниоткуда.
Если же в системе стоит нештатное головное устройство с линейными выходами, в этом случае всё проще – подключайте сабвуфер к ним, проблема «порезанного» сигнала вас уже не касается.
Четвёртое, совет по настройке. Оперируйте в основном регулировкой уровня саба (Sub Gain). А для регулятора частоты среза (Freq) оптимум в большинстве случаев будет около среднего положения. Его выкручивание в минус снижает общую отдачу саба, мало меняя его характер, а выше – есть риск получить гулкость.
Пятое и очень важное. Крепите сабвуфер как можно жёстче, уделите этому вообще особое внимание. Да, сам корпус тут крепкий и хорошо заглушенный. Но третий закон Ньютона никто не отменял, и плохо закрепленный саб не просто теряет отдачу, но и сам характер баса тоже портится.
Постарайтесь жёстко связать его с наиболее массивными элементами кузова, исключить его «свободную» вибрацию. И тогда для получения нужной отдачи вам, скорей всего, даже не придётся выкручивать регулятор чувствительности слишком сильно, и вы получите более плотное и чёткое звучание басового диапазона.
Плюсы
Готовое решение, можно использовать со штатным аудио
Компактный, едва крупнее пачки офисной бумаги А4
Можно установить в салоне под сиденьем
Жёсткая конструкция в литом алюминиевом корпусе
При должном креплении способен на плотный, тактильный бас
Минусы
Инфрабас – это не для ультракомпактных сабов
Требует особого внимания к жёсткости крепления
https://carmus.ru/content/726
От простой системы до сложной «поканалки». Недорого. Тест головного устройства Prology CMD-400 со встроенным 8-канальным аудиопроцессором