На изучение приехали две модели компонентной акустики – серий Primum и Ultra. Сразу для понимания и ориентира укажу цены на момент этого теста:
Xcelsus XP6.2B (серия Primum) – 11200 рублей
Xcelsus XU6.2Ci (серия Ultra) – 21550 рублей
И первый же вопрос – зачем рассматривать их вместе при разнице в цене чуть ли не в два раза? А в этом и фича – модели имеют очень близкий звуковой почерк, но явно разведены по применимости в системах разного толка. Какую модель под какие задачи лучше выбирать – на эти вопросы как раз и постараюсь ответить этим тестом.
Xcelsus XP6.2B. Конструктивные особенности
Серия Primum. Динамики собраны на фирменных штампованных корзинах – с характерными перекрещивающимися полукольцами из логотипа. Моторы – средних размеров, на ферритовых кольцах диаметром 9 см.
Диффузоры – прессованная целлюлоза с волокнистой фактурой пульпы и явно какими-то упрочняющими добавками. Они не слишком толстые, но неожиданно жёсткие – назвать их просто «бумажными» язык не поворачивается. С лицевой и тыльной стороны имеют одинаковую фактуру. Подвесы – резиновые. Центральные колпачки – мягкие.
Звуковые катушки имеют калибр 1 дюйм. Их геометрию описание не приводит, но, судя по видимой части, непосредственно в магнитном зазоре находится больше трети намотки (высота зазора, судя по толщине верхней шайбы магнитопровода, около 6 мм) – это очень хорошо для контроля динамика усилителем.
Акустика комплектуется твитерами Xcelsus XT25 с шёлковыми полупрозрачными куполами (как тут не вспомнить прежние модели DLS топовых линеек). Вместо защитных сеток – снова перекрещивающиеся дуги, отсылающие к логотипу. Такая открытость куполов – хорошо для звука, но ткнуть случайно пальчиком – дело нехитрое, нужно быть осторожней.
По умолчанию твитеры «заправлены» в чашки для врезного монтажа, но есть в комплекте и чашки для наружного. Даже не чашки, а чашечки – очень компактные и аккуратные.
Кроссоверы имеют скромные габариты – примерно 5х7х3 см.
Полосы разделены первыми порядками, добавлен аттенюатор твитера (джампер на два положения), а ещё – переключатель полярности твитеров. На самом деле очень полезная настройка: можно выбирать наилучший вариант в зависимости от того, где и как установлены высокочастотники – это позволяет получать более слитное звучание, чтобы ВЧ не выделялись и не звучали отдельно от всего остального.
Xcelsus XU6.2Ci. Конструктивные особенности
Серия Ultra. Те же фирменные корзины, разве что в другом цвете. А вот моторы… Они тяжёлые и по меркам традиционных динамиков просто огромные. Собраны на ферритовых кольцах диаметром 11 см. В нижних шайбах магнитопроводов – проточки, увеличивающие механический ход диффузоров. Ну чисто сабвуферы в миниатюре.
Диффузоры – из непрессованной целлюлозы. Правда, потоньше, нежели используются в сабах. Подвесы – резиновые. Центральные колпачки – мягкие.
Калибр звуковых катушек как бы намекает на способность работать с повышенными мощностями – 1,5 дюйма. И опять же имеем геометрию, при которой львиная доля намотки находится в зазоре и работает, а не болтается вне зазора.
Твитеры Xcelsus XT28 внешне очень похожи на XT25 из серии Primum, но немного крупнее.
Вот так разница немного наглядней:
Комплектация – чашки для врезного монтажа и компактные «шарики» – для наружного.
Кроссоверы уже покрупнее, имеют «классические» габариты.
Здесь имеем фильтры второго порядка с аттенюацией твитеров и опять же дополнительным переключателем полярности – удобный инструмент настройки ВЧ уже после установки.
Ну и мельком упомяну грили в комплекте обеих серий. В последнее время не так актуальны, но иногда могут пригодиться.
Измерение электромеханических параметров
Формально XP6.2B (серия Primum) названы 4-омными, но на деле они ближе к 3-омным: посмотрите на параметр Re, да и импедансная кривая как бы намекает. А вот для XU6.2Ci (серия Ultra) всё «по-чесноку»: в описании их номинальный импеданс указан 3 Ом.
Для обоих моделей очевидно, что в моторах используются кольца Фарадея –выше частоты резонанса импеданс не стремится улететь ввысь, а лишь слегка подрастает. Это облегчает взаимодействие усилителя с динамиком: компенсируется их индуктивная составляющая.
Из замеченных особенностей – лёгкие локальные резонансы: у XP6.2B – в районе 800 Гц, а у XU6.2Ci – немногим выше 1 кГц. Точно сказать их причину не возьмусь, но предположу, что слегка шалят центрирующие шайбы.
Измеренные параметры Xcelsus XP6.2B (серия Primum):
- Fs (собственная резонансная частота) – 60 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 14 л
- Qms (механическая добротность) – 5,32
- Qes (электрическая добротность) – 0,60
- Qts (полная добротность) – 0,54
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 13 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 4,2 Тл м
- Re (сопротивление постоянному току) – 2,3 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 89,1 дБ
Измеренные параметры Xcelsus XU6.2Ci (серия Ultra):
- Fs (собственная резонансная частота) – 57 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 11 л
- Qms (механическая добротность) – 7,26
- Qes (электрическая добротность) – 0,44
- Qts (полная добротность) – 0,42
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 16 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 5,7 Тл м
- Re (сопротивление постоянному току) – 2,5 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 89,2 дБ
Замечу, что Xcelsus XU6.2Ci (Ultra) позволяют поиграться с оформлением. Да, им будет нормально в дверях (и не нужно пугаться низкого значения Qts, это далеко не главный параметр при выборе оформления). Но ещё их можно попробовать в корпуса.
Если ЗЯ, то не слишком тесные. Для ориентира, в 10 литрах резонанс Fc поднимается до 80 Гц – высоковато. А вот ФИ может показать интересные результаты. Те же 10 литров «чистыми» плюс порт на 55 Гц (скажем, щелевой с сечением 15х2 см и длиной 25 см) – и по басовой отдаче НЧ/СЧ звено становится сопоставимым пусть не с полноразмерным сабом, то уж точно с парой «подседельников»:
Анализ работы динамиков. Xcelsus XP6.2B (серия Primum)
АЧХ НЧ/СЧ динамиков спокойная, без крутых перепадов. Подъём отдачи на верхнем краю диапазона пологий. Похоже на «побочный эффект» от применения кольца Фарадея в моторе. Он легко нивелируется кроссовером – чуть дальше увидите сами:
Чтобы хоть к чему-то придраться, вспомню про упомянутый выше резонанс центрирующей шайбы в районе 800 Гц, который чутка «съел» отдачу около этой частоты (узенький такой провальчик, ну и небольшая ступенька на ФЧХ):
По искажениям – ничего особенного, всё норм:
Твитеры – с относительно ровной и предсказуемой АЧХ. Горизонтальна при направлении в сторону слушателей, и с контролируемым завалом при развороте:
Купол не ломает, каких-то криминальных резонансов нет:
По меркам твитеров умеют играть достаточно низко. Обратите внимание, при снижении частоты искажения растут плавно-плавно, едва-едва:
А вот так кроссовер стыкует полосы. Частоты настройки ФНЧ и ФВЧ растащены довольно широко (горб на импедансной кривой чуть ли не выше резонанса самого НЧ/СЧ динамика):
Анализ работы динамиков. Xcelsus XU6.2Ci (серия Ultra)
АЧХ мидбасовых динамиков тоже не создаст проблем при настройке – без резких «эверестов» и «марианских впадин».
Ну разве что снова можно вспомнить лёгкий «торчок» какого-то локального резонанса на импедансной кривой немногим выше 1 кГц. На самом деле тоже так – чтобы хоть к чему-то придраться.
По искажениям – ничего криминального. С понижением частоты рост плавный. Но он обусловлен, скорей всего, не потерей контроля (с этим-то как раз всё нормально, это и на слух хорошо заметно), а особенностями внутренней геометрии мотора. По крайней мере, соотношение 2 и 3 гармоник в этом диапазоне не начинает скакать, как это часто бывает:
Твитеры – шикарны. Абсолютно горизонтальная АЧХ по оси, укладывающаяся в узкий коридор шириной в 3 дБ:
Резонансов излучающего купола не замечено. Оно и по АЧХ это понятно, но на ФЧХ просто наглядней.
И снова способность играть низко по частоте (по меркам твитеров, разумеется). Если отказываться от кроссовера и собирать поканалку, то это очень полезное свойство, дающее свободу настройки:
Штатные пассивные кроссоверы делят полосы в районе 3-4 кГц. И электрически, и акустически стык получается примерно в этой области:
Проба на слух. Общее в звуковом почерке
Самое интересное, что и Primum, и Ultra показали очень близкий характер звучания, который и правда можно назвать «фирменным». Да, несомненно, Ultra выше классом (выше перегрузочная способность, выше разрешение), но именно сам почерк у них похожий.
Если коротко, то на СЧ и ВЧ имеем открытую и лёгкую звуковую подачу без ощущения «накинутого покрывала». Но при этом естественную и даже тёплую, без малейших признаков колючей жёсткости.
Твитеры однозначно направлять в салон – больше деталей, больше «воздуха». Для лучшей слитности с НЧ/СЧ звеном можно поиграться с переключателем полярности в кроссовере. Сильные развороты им противопоказаны – звучание теряет прозрачность и как-то тускнеет. Джамперы на кроссоверах слегка меняют отдачу на ВЧ, но не так, чтобы радикально – скорее на уровне вкусовых предпочтений.
Внизу звучание основательное, нехватки баса абсолютно не ощущается (как некоторые могли бы подумать, глядя на параметр Qts). Бас не сухой, а достаточно «мясистый» и, главное, собранный, ни капли дряблости.
Особо – про перегрузочную способность. Наглядный пример – даже будучи распущенными в полную полосу снизу, обе акустики спокойно выдержали трек Hedegaard – Ratchets (он есть в подборке CM Cup 2023), не выплёвывая диффузоры даже на приличной громкости.
Причём вот тут Ultra более явственно показали свой характер. Они могут и любят «давать жару», не зажимаясь даже на серьёзных уровнях громкости. В этом смысле запас у них не просто достаточный, как у Primum, а вот прямо внушительный.
Коротко по делу. В чём принципиальная разница между моделями?
Xcelsus XP6.2B (серия Primum) – шикарный выбор для SQ-систем, причём уровнем даже выше, чем просто начальный. Хорошая чувствительность, далеко не самая тяжёлая подвижка – и, как результат, они хорошо работают с усилителями небольшой мощности. Но фишка в том, что когда захочется большего, они переварят и мощность повыше.
Как итог, Primum хорошо подходят в том числе и для поэтапного апгрейда штатки – сначала простой заменой динамиков, а потом, например, добавлением процессорного усилителя – это раскроет возможности динамиков ещё больше.
Xcelsus XU6.2Ci (серия Ultra) – выбор в системы с запасом громкости. Причём именно в традиционном понимании – речь не про сверление ушей пронзительными эстрадными «оручками», а именно когда в классической системе нужен запас энергетики звучания, и стоит задача создания в автомобиле концертной или, скажем, клубной атмосферы. Но, что важно, с сохранением музыкальности и без каких-то явных жанровых ограничений.
Плюсы
Музыкальность, жанровая универсальность
Переключать полярность твитеров можно прямо в кроссоверах
Xcelsus XP6.2B: подходят в том числе для поэтапного апгрейда штатки
Xcelsus XU6.2Ci: большой запас по перегрузочной способности
Минусы
Твитеры с открытыми куполами требуют осторожности в обращении
https://carmus.ru/content/728
Status. Alpine Status. Большой тест 12-канального усилителя со встроенным 14-канальным аудиопроцессором Alpine HDP-D90 (серия Alpine Status)