Итак, на изучении – активный сабвуфер (т. е. уже со встроенным усилителем) с модельным индексом Kicx Q250BPA. Принадлежит серии Sound Civilization – производитель позиционирует её в сегмент «начального SQ». Цена на момент теста в официальном интернет-магазине kicx.ru – 13490 рублей. За готовое и к тому же «играющее» решение – более чем умеренно.
Первое знакомство, конструктивные особенности
Корпус компактный, в форме симметричной трапеции со скошенными нижними углами. Максимальный размер в «бёдрах» – всего 38 см, высота – 31 см. Формат как бы намекает, что размещать его в багажнике логичней всего у спинки заднего сиденья, динамиком вбок.
На самом деле с другой стороны у него… типа тоже динамик. Или не динамик? И вообще, который из них динамик, а который – пассивный излучатель?
Сходу (если без рукоприкладства) даже непонятно, потому что и тот, и другой снаружи выглядят одинаково.
Теперь к усилителю. Набор регулировок – стандартный: чувствительность (ну или гейн, если вам так привычней), фильтр нижних частот (LPF), срезающий всё, что за пределами сабвуферного диапазона, ну и бас-буст. А ещё – плавная регулировка фазы – пригодится для «бесшовной» подгонки звучания сабвуфера к основным, фронтальным акустическим системам (чтобы саб звучал «слитно», а не бумкал отдельно от остальной системы).
Терминалы питания примут калибр кабелей 8 Ga, подключиться к источнику можно по линейным или высокоуровневым входам. Кстати, если по линейным, лучше выбрать межблочные кабели с угловыми RCA-разъёмами, чтобы не торчали.
В комплекте – хвост проводов с разъёмом для высокоуровневого входа и проводной ПДУ, дублирующий в небольших пределах регулировку гейна.
Теперь немного начинки. Если смотреть со стороны усилителя, то динамик получается справа. Откручиваю его, заодно потом сниму параметры. Внутри корпус частично заполнен синтепоном
Сам динамик, насколько знаю, на момент этого теста готовится к продаже в виде отдельной модели (правда, пока даже модельный индекс неизвестен). Для применения в готовом сабе лишние изыски не нужны, так что здесь он без наклеек и с простыми клеммными терминалами под пайку. Кстати, забегая вперёд, динамик удачный – можно взять на заметку, когда выйдет в продажу.
Пассивный излучатель решён на его же базе – это корзина, верхний подвес и диффузор, просто без магнитной системы. Разве что с тыльной стороны диффузора – небольшая утяжеляющая металлическая шайба для получения нужной резонансной частоты.
На всякий случай напомню, как работает пассивный излучатель (ПИ). Если не вдаваться в детали, во многом его можно сравнить с портом фазоинвертора. Там работает воздушная масса внутри порта – она входит в резонанс (сжимается и разжимается) от колебаний воздуха внутри корпуса. Ну и, соответственно, «выхлоп» из порта на этой резонансной частоте начинает «дуть» синхронно с диффузором, добавляя сабу отдачи. Частота настройки порта определяется его размерами и пропорциями.
А здесь у нас работает не воздух внутри порта, а диффузор пассивного излучателя. Его резонанс определяется двумя вещами – жёсткостью подвеса и массой самого диффузора. Но жёсткость подвеса задана изначально, а вот повлиять на массу диффузора можно. Облегчаем его – повышаем резонанс, утяжеляем – снижаем резонанс.
Честно говоря, пассивный излучатель нравится мне больше, чем классический фазоинвертор. Не стану опять же лезть глубоко, но вот только пара явных преимуществ. Во-первых, его площадь. Если прикинуть, каков будет порт с таким же сечением… не представляйте, большой он будет. Второе преимущество – как раз размеры корпуса. При прочих равных оформление с пассивным излучателем сильно компактнее «фазика». Ну и ещё много чего, но это уже отдельная тема.
Динамик, кстати, тут 2-омный, так что городить усилители D-класса с повышенной мощностью не пришлось, распространённого встраиваемого модуля АВ-класса тоже вполне хватило.
Измерение параметров и анализ работы сабвуфера
Собственно, одна из причин, чем этот саб привлёк внимание – это как раз динамик. Часто в готовых бюджетных решениях используется что-нибудь с дохленькими моторами, и при попытке запихнуть такой динамик в корпус с портом получается лютейшая дуделка на одной ноте (отсюда и сложившееся пренебрежительное отношение к активным сабам).
Здесь же – посмотрите, очень приличный динамик с сильным мотором, идеально подходящий под фазоинверторное оформление (невысокий Qts во многом как раз определяет способность динамика контролироваться усилителем). Ну или, как в данном случае, родственное ему оформление – с пассивным излучателем (ПИ).
А ещё, обратите внимание, у динамика относительно мягкий подвес и не самая лёгкая подвижка (хотя к откровенным тяжеловесам я бы его тоже не причислял). В итоге резонансная частота опустилась аж ниже 30 Гц:
Измеренные параметры динамика:
- Fs (собственная резонансная частота) – 29 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 32 л
- Qms (механическая добротность) – 4,65
- Qes (электрическая добротность) – 0,39
- Qts (полная добротность) – 0,36
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 150 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 11,7 Тл м
- Re (сопротивление постоянному току) – 1,9 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 85,3 дБ
Рассчитывать корпус в данном случае нет необходимости – он уже есть. Так что логично проверить, что получилось в итоге.
Выкручиваю кроссоверные фильтры в максимально широкую полосу (в данном случае – до 150 Гц), снимаю характеристики излучения динамика и пассивного излучателя в ближнем поле (микрофон в паре сантиметров от диффузоров):
Обратите внимание, в районе 40 Гц излучение динамика немного проседает, зато вовсю трудится пассивный излучатель. Получается, что оный настроен где-то в районе этой частоты.
Правда, пик излучения самого ПИ смещён чуть выше, но это больше похоже на следствие работы встроенного в усилитель сабсоника, который не даёт уйти в разнос ни динамику, ни пассивному излучателю.
Замечу, что эти характеристики не учитывают влияние салона автомобиля, который ниже 50-60 Гц начинает немного «помогать» сабвуферу, давая ещё немного акустического усиления. Если прикинуть, то всё обещает возможность получить неплохую басовую «полочку» где-то от 40 до 100 Гц.
Ну и попутно проверил работу регулятора ФНЧ (он же – LPF), ограничивающего частотный диапазон саба сверху:
Судя по результатам, оптимальную настройку ФНЧ лучше искать в первой половине хода «крутилки» – в таких положениях можно получить не долбящий, а как раз приятный, плотненький бас без гулкости.
Проба в деле
Не удержался, унёс сабвуфер в машину, попробовал в реальных условиях. Сделал ещё кое-какие выводы, пробегусь тезисно.
Фронтальную акустику подрезал снизу на 65 Гц, 12 дБ/октава. Саб удалось спокойно «подтянуть» к этой отметке без появления гудения. По характеру баса лично я его никогда не спутаю с ЗЯ, но главное, что не дудит на одной ноте, а действительно играет музыкальный бас. К тому же настройками фильтров оказалось реально добиться слитности с фронтальной акустикой и плотненького баса без тянучки низкочастотных «хвостов».
Как и предполагал, регулятор ФНЧ лучше ставить не больше половины. В моём случае оптимальная стыковка получилась где-то в районе четверти его хода. При более высокой настройке начинает лезть уже в мидбасовую область и подгуживать, так что не нужно этого делать.
По отдаче «малыш» вполне сопоставим с обычной «десяточкой» в кастомном корпусе и с более мощным усилителем. Всё же грамотное оформление с пассивным радиатором рулит.
Трогать регулятор бас-буста нет необходимости. Крутаните его в минимум и забудьте про него. А вот регулятор фазы – штука рабочая, не пренебрегайте им. Но его лучше трогать в самую последнюю очередь, когда более-менее согласуете саб по уровню и срезам с фронтальной акустикой.
Коротко по делу
Если коротко, сабик понравился – его позиционирование в сегмент «начального SQ» вполне оправдано. Без претензий на высокие материи, но при должном подходе к настройкам способен на приятный музыкальный бас без тянущихся низкочастотных «хвостов» и гудения. Грамотно выбран динамик, грамотно реализовано оформление – результат закономерен.
Имеет неожиданную для своих размеров отдачу (пассивный излучатель – штука вообще обманчивая в этом смысле). Нет, «валева» ждать от него не нужно, но он точно сопоставим с обычным 10-дюймовым сабом, работающим от отдельного моноблока.
Короче. Хороший вариант не только чтобы добавить низов в штатку, но и для систем в небольшом бюджете с уклоном в Sound Quality. Главное, отнеситесь ответственней к настройкам.
Плюсы
Компактный, не займёт много места в багажнике
Неожиданная для столь малых размеров отдача
Сопоставим по отдаче с сабом, работающим от отдельного моноблока
Музыкален, при должной настройке умеет звучать без гулкости
Минусы
Незащищённые диффузоры динамика и пассивного излучателя
https://carmus.ru/content/760
Золотая середина. Тест 8-канального усилителя со встроенным 16-канальным аудиопроцессором Goldhorn DSPA 816 Pro