По случаю в руках оказались несколько новинок, начну с разбора акустики серии ICN. Расшифровывается как IncarNation, что кстати, перекликается с другим брендом «Аудиосистем» – Incar. Да и само имя Tonemix созвучно с топовой линейкой Incar TMX. Совпадение? Не думаю.
Серия построена лаконично, но рационально – НЧ/СЧ динамики, среднечастотники, твитеры и два составленных из них комплекта – 2-полоска с пассивными кроссами и 3-полоска без кроссов для процессорных систем. Для понимания уровня приведу цены на момент теста:
Tonemix ICN-6MW – НЧ/СЧ динамики, 8990 рублей
Tonemix ICN-3MR – СЧ динамики, 6990 рублей
Tonemix ICN-27TW – твитеры, 4590 руб.
Tonemix ICN-6.2P – 2-полоска с пассивными кроссами, 15990 рублей
Tonemix ICN-6.3A – 3-полоска без пассивных кроссов, 19990 рублей
Первое знакомство, конструктивные особенности
Итак, мидбасовые динамики Tonemix ICN-6MW. Глянув на фото, «эксперты» тут же начнут сравнивать с Best Balance А-серии и Oris Element Type 3, но… давайте не делать преждевременных выводов, сейчас разберём, где похоже, а где нет.
Первое впечатление – весьма приятное. Динамики собраны на литых алюминиевых корзинах, благородное полуматовое покрытие магнитопроводов, всё аккуратно, никаких соплей клея. Есть впечатление дорогих динамиков – зачёт.
Если уж откровенно, кое-что знакомое в их конструкции увидеть всё же можно. В частности, характерные мягкие резиновые «двухволновые» подвесы и алюминиевые диффузоры. Только в отличие от упомянутых Best Balance А-серии центральные колпачки – мягкие, а в отличие от Element Type 3 диффузоры – не просто алюминий, а сэндвич алюминий плюс целлюлоза.
Размер звуковой катушки привязан не к дюймовой, а к метрической системе – её диаметр 30 мм.
Идём дальше, среднечастотники Tonemix ICN-3MR. Диффузоры – алюминиевые, на этот раз без целлюлозного слоя, верхние подвесы – резиновые, центральные колпачки – мягкие.
Построены тоже на литых алюминиевых корзинах. Магнитные системы скрыты в недрах точёных алюминиевых кожухов.
В моторах используются неодимовые магниты. Размер звуковой катушки – 20 мм. Судя по пропорциям, магнитная система здесь не обращённая, а классическая, т. е. с кольцевым магнитом.
Для мидбасовых динамиков грили не предусмотрены, а вот для «серединок» они есть. Внешний диаметр самого динамика – ровно 9 см, а вместе с грилем – 9,3 см.
Твитеры Tonemix ICN-27TW имеют шёлковые купола с непривычным размером 27 мм. Впрочем, каждый производитель считает номинальный диаметр по-своему. Как по мне, так их можно было смело называть 28-миллиметровыми.
Корпуса – металлические, с нешироким фланцем, т. е. предусматривают врезной монтаж.
Но вообще, в комплекте идут симпатичные чашки, в которые твитеры плотно вставляются.
Измерение электромеханических параметров
Для начала – просто циферки, дальше разберу, в какие концепции они складываются.
Заявленные/фактические параметры Tonemix ICN-6MW:
- Fs (собственная резонансная частота) – 48 Гц / 51 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 16,2 л / 13,5 л
- Qms (механическая добротность) – н. д. / 4,32
- Qes (электрическая добротность) – н. д. / 0,56
- Qts (полная добротность) – 0,58 / 0,46
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – н. д. / 17 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – н. д. / 5,8 Тл м
- Re (сопротивление постоянному току) – н. д. / 3,6 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 87,0 дБ / 87,6 дБ
Заявленные/фактические параметры Tonemix ICN-3MR:
- Fs (собственная резонансная частота) – 83 Гц / 83 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 2,1 л / 1,6 л
- Qms (механическая добротность) – н. д. / 3,38
- Qes (электрическая добротность) – н. д. / 0,77
- Qts (полная добротность) – 0,63 / 0,63
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – н. д. / 3,1 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – н. д. / 2,7 Тл м
- Re (сопротивление постоянному току) – н. д. / 3,4 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 83,0 дБ / 82,1 дБ
Tonemix ICN-6MW. Если коротко, такие хорошо выявляют способности усилителей. С дохлыми – звучат обычно, но чем лучше усилитель умеет «держать» динамики (читай – чем лучше контроль), тем больше они раскрывают свои возможности.
Смотрите, подвижки тут не самые лёгкие, хотя к тяжеловесам их пока ещё тоже не причислить. Вместе с относительно мягкими подвесами это дало низкую резонансную частоту. При этом моторы достаточно сильные, чтобы без проблем таскать такую подвижку.
Как результат, именно моторы определяют работу динамика в большей степени, нежели механическая составляющая подвесов или акустическое оформление. Как раз это и даёт возможность получить максимальную точность и артикуляцию баса. Но одновременно с этим предъявляет и повышенные (относительно динамиков с легковесными подвижками и тощими моторами) требования к контролю усилителя. Но результат, конечно, того стоит.
Tonemix ICN-3MR. Тот самый случай, когда динамики явно просятся во Free Air. Со столь мягкими подвесами они чувствительны к объёму позади динамика, малейший воздушный подпор им только навредит. Выбирая способ установки, желательно принять это как ключевой момент.
Анализ работы НЧ/СЧ динамиков Tonemix ICN-6MW
Спокойная АЧХ во всём рабочем диапазоне и характерный для жёстких диффузоров выброс на верхнем краю диапазона самого динамика. Он, впрочем, лежит за пределами того диапазона, что нам нужен, и в 3-полоске особого значения не имеет. А вот в 2-полоске его желательно учесть при настройке стыка с твитерами. Как минимум, пробовать для ФНЧ повышенную крутизну (скажем, 24 дБ/октава) и частоту среза не выше 3,5-4 кГц.
Немного нагляднее работу динамиков показывает фазовая характеристика – здесь отсутствуют сколь-нибудь значимые резонансы («торможения» или «набеги» одних частотных составляющих относительно других) вплоть до 3-4 кГц.
Достоинства сильного мотора – способность удерживать подвижку от «ухода в разнос» на околорезонансных частотах. Так что искажения, ожидаемо, с понижением частоты почти не растут.
Анализ работы СЧ динамиков Tonemix ICN-3MR
Среднечастотники ведут себя похоже на мидбасовые динамики, разве что характерная особенность вроде подъёма АЧХ на верхней границе диапазона проявляется выше по частоте.
Единственное, к чему можно придраться – лёгкий локальный резонанс (возможно, где-то в подвесах или шалит мягкий колпачок, точно сказать не возьмусь), слегка «съедающий» узкий диапазон около 2 кГц. На фазовой характеристике он проявляет себя как лёгкая ступенька на этой частоте.
По искажениям – придраться не к чему. Кстати, с понижением частоты искажения растут не так сильно, как можно было бы ожидать, так что динамики неплохо забираются вниз (на нижней середине они и правда звучат уверенно).
Анализ работы твитеров Tonemix ICN-27TW
В плюсах у этих твитеров – они лояльны к углам разворота, т. е. можно ожидать сохранения характера звучания, если они будут видны под небольшими углами. В минусах – лёгкий локальный резонанс купола, «съедающий» отдачу чуть выше 10 кГц. Неравномерность АЧХ, впрочем, невелика, так что делать из этого проблему – нет причин. Тем более, с лёгким разворотом он менее заметен.
Зато твитеры не начинают «пачкать» звук с понижением частоты (особенно актуально для 2-полоски). Конечно, совсем наглеть не нужно, но настраивать ФВЧ можно уже от 3-3,5 кГц (12 дБ/октава). В 3-полоске, разумеется, раздел будет выше, но запас в любом случае есть, и это хорошо.
Какого ожидать звучания, и как «готовить» акустику?
Tonemix ICN-6MW. Как и предполагал, с хорошим усилителем получается довольно точный, разборчивый и, можно сказать, фактурный бас. Глубокий для своего калибра, так что настраивать стык с сабвуфером при необходимости можно не очень высоко.
Если баса покажется маловато (а такое может случиться в 2-полоске), можно слегка добавить эквалайзером низов (например, если позволяет процессор, задействовать shelf-фильтр с невысокой добротностью на 100-120 Гц), динамики это воспримут нормально, не сваливаясь в гудение. Короче, чуть пошалить в этом смысле позволяют, перегрузочная способность достаточная.
На СЧ звучат достаточно открыто, так что в 2-полосках динамики приживутся хорошо. К сожалению, оценить комплект с пассивными кроссоверами Tonemix ICN-6.2P не было возможности, но если будете настраивать поканалку, просто учтите при настройке тот самый подъём АЧХ, начинающийся выше 4 кГц, чтобы не получить чрезмерную яркость. При правильном подходе есть все шансы добиться ровного и тонально сбалансированного звучания.
Tonemix ICN-3MR. Серединки изо всех сил стараются прикинуться широкополосниками, хотя такую обманчивость даёт горбик на ВЧ. Твитеры им, конечно, нужны, но вот частотный раздел с ними можно поднимать достаточно высоко – свобода в этом есть.
Лёгкий провал на АЧХ в районе 2 кГц, который было видно на измерениях, субъективно не ощущается. Даже наоборот, усмиряет самые «кричащие» частоты, позволяя немного поддать громкости при сохранении комфорта восприятия.
Вниз, как предполагал на измерениях, серединки забираются без проблем, так что при выборе раздела с НЧ звеном лучше руководствоваться не тем, «докуда дотянут», а здравым смыслом – ждать от 3-дюймового калибра должной насыщенности ниже 300-350 Гц всё же не нужно. Так что если у вас зародились мысли поставить их вместо 4-дюймовых СЧ, например, в BMW, Mercedes или Land Rover… Ну нет, физику не обмануть.
Поэкспериментировал с объёмами. Тут тоже предположение подтвердилось – лучше всего они показывают себя при установке Free Air. Может, не в чистом виде, но чтобы позади динамиков было не меньше пары литров объёма – чем больше, тем лучше. Всё, что теснее, заметно «зажимает» динамику звучания.
Tonemix ICN-27TW. Достойные высокочастотники с классическим «шёлковым» характером. Приличная для своей ценовой категории детальность, но без жёсткости. Хорошо передают фактуру инструментов, основная энергетика которая лежит в области ВЧ, – тарелки ударной установки не превращаются в фольгу, всякие колокольчики-бубенчики не становятся стеклянными, звук не «истончается». Те же струнки акустической гитары не начинают парить в воздухе отдельно от самого инструмента.
Конечно, многое определит то, насколько удачно будут состыкованы полосы (как ни крути, у тех же тарелок основные тона лежат в области средних частот), но то, что твитеры дают возможность получить правильную фактуру верхов – уже само по себе хорошо.
Коротко по делу. Для каких задач выбирать?
Акустика для тех, кто смотрит в сторону SQ, но не имеет возможности подниматься в заоблачные ценовые эшелоны. Тем не менее, при должной установке и взвешенном подборе остальных компонентов тракта позволяет пробовать свои силы в автозвуковых соревнованиях начальных, а то и средних классов. Кстати, неплохой (даже почти читерский) вариант для классов с денежными ограничениями – позволяет потратить чуть больше на источник, усилители и сабвуфер, уместившись в жёсткие ценовые рамки.
Плюсы
Все компоненты серии можно приобрести раздельно
Возможность получить точный, артикулированный бас
Высокая перегрузочная способность мидбасовых динамиков
СЧ допускают невысокий раздел с НЧ звеном
Минусы
Требовательность к контролю усилителя
СЧ не любят установки в тесные объёмы
https://carmus.ru/content/757
Status. Alpine Status. Большой тест 12-канального усилителя со встроенным 14-канальным аудиопроцессором Alpine HDP-D90 (серия Alpine Status)