Итак, вот какие модели предстоит рассмотреть. Заодно сразу привожу цены на момент этого теста:
Focal PS 165 SF (серия Slatefiber) – 18490 рублей
Focal PS 165 FXE (серия FLAX EVO) – 28250 рублей
Focal ES 165 K (серия K2 Power) – 36770 рублей
Общее знакомство, конструкция
Focal PS 165 SF (серия Slatefiber)
Редкий случай в ценовом сегменте до 20 тысяч рублей, когда акустика произведена не в Китае, а у себя на родине, во Франции. Причём со всеми плюшками старших линеек – литые корзины, лазерная гравировка серийных номеров на подвесах и всё такое прочее.
Вообще, главная особенность серии Slatefiber – это диффузоры из углеволокна в связующем материале, который дословно называется «термопластичный полимер». Они тонкие и лёгкие, но, как наглядно потом покажут измерения, не ломаются и не звенят – очень крутое сочетание. В автомобильной акустике они появились не сразу, вначале технология использовалась в домашних Focal Chora и студийных мониторах Focal Alpha Evo.
Моторы средних размеров, на ферритовых кольцах 6,4 см. Звуковые катушки – 1 дюйм. Магнитные системы почти закрытые (без осевого канала и окон под центрирующей шайбой), воздух прогоняется исключительно вдоль керна и катушки с выходом через фронтальную часть.
Твитеры – с обращёнными куполами, характерными для Focal. Сами купола – из алюминиево-магниевого сплава. Перед куполом – тесно прижатая апертурная «шайба», которая почти что «выключает» его центральную часть из работы, и излучающая поверхность сводится к своего рода кольцу. Посмотрим, как это скажется на их направленности.
Твитеры могут устанавливаться врезным монтажом или на поверхность в вытянутых «пульках», а можно вынуть сами «таблетки» и использовать их, скажем, в штатных местах. Правда, каких-то специальных колец для штатных мест в комплекте не идёт.
Кроссоверы выполнены раздельно: ФНЧ для мидбасовых динамиков и ФВЧ для твитеров. При желании корпуса можно сцепить друг с другом в единую конструкцию. На обратной стороне каждого корпуса приклеен двусторонний скотч – всё для простоты установки.
В мидбасовом звене – ФНЧ первого порядка (катушка индуктивности), а для твитеров – второй порядок плюс аттенюатор с переключателем уровня ВЧ на два положения.
Focal PS 165 FXE (серия FLAX EVO)
FLAX EVO – серия постарше, тоже «Made in France». Многие называют её «золотой серединой» модельного ряда Focal, и в этом, пожалуй, соглашусь.
Диффузоры выполнены из композита с применением льна – сэндвич из тонкого стекловолокна с обеих сторон и среднего слоя из льняных волокон. Сами стекловолоконные слои разные: с лицевой стороны слегка шероховатый, с тыльной имеет покрытие, тактильно напоминающее soft-touch.
Верхние подвесы тут хитрые – с кольцевыми утолщениями, которые гасят паразитные колебания, чтобы устранить обратное воздействие на края диффузора. Фича называется TMD – Tuned Mass Damper.
Моторы немного крупнее, чем у Slatefiber, диаметр звуковых катушек тоже больше – 32 мм.
Особенность твитеров Focal TAM (именно они входят в комплект акустики FLAX EVO) – открытое оформление: осевой канал ведёт прямиком в подкупольное пространство. На самом деле редкое исполнение. Сами излучающие купола – не просто обращённой формы, а М-профиля, как в старших линейках. Выполнены из алюминиево-магниевого сплава и держатся на широких гофрированных подвесах.
Кроссоверы – средних размеров. Вернее, по нынешним меркам даже крупные. Зато всё по уму: катушки без сердечников, где нужно – плёночные конденсаторы. И большой выбор вариантов настройки – три варианта уровня твитеров и выбор характеристики ФНЧ в мидбасовом звене в области средних частот (переключатель «Mid»).
А ещё – возможность подключить твитеры и НЧ/СЧ динамики поканально (т. е. ФНЧ и ФВЧ имеют раздельные входы и объединяются съёмными перемычками) – это исключит взаимное влияние полос и даст небольшой прирост в качестве звука (как минимум, из-за снижения интермодуляционных искажений).
Focal ES 165 K (серия K2 Power)
У серии K2 Power весьма интересное позиционирование в линейке Focal – от моделей почти на её вершине (скажем, K2 Power M) и до более доступных (относительно) моделей, среди которых – как раз ES 165 K. Все они, разумеется, тоже собираются во Франции.
С технологической точки зрения все модели серии объединяет материал диффузоров – трёхслойный «пирог» из арамидного волокна (ну или кевлара, если хотите), вспененного материала Rohacell и стекловолокна (что-то вроде стекловуали) с тыльной стороны.
Представлять такой сэндвич не нужно, Focal использует его давно. Конусы диффузоров жёсткие, при этом для них уже давно решена проблема характерных призвуков, в которых когда-то упрекали старые «кевларовые» динамики.
Твитеры – с М-образными куполами и тоже из арамидного волокна. Они появились в серии, если не ошибаюсь, что-то около десятка лет назад (ну, может, чуть меньше). А в 2016 году акустика ES 165 KX2 с близкими по конструкции высокочастотниками даже получила награду EISA за инновации.
Кроссоверы чуть компактнее, чем в серии FLAX EVO, более лаконичные по своей схеме (а много элементов и не нужно, главное, чтобы с характеристиками динамиков согласовывались), но на самом деле тоже непростые.
Во-первых, имеем три варианта уровня твитера. А во-вторых, есть переключатель характеристики ФНЧ в мидбасовом звене – 1 или 2 порядка (обозначены как «6 дБ/октава» и «12 дБ/октава», хотя указывать крутизну для пассивных кроссоверов технически не совсем корректно). Опять же, дальше посмотрим, как они вписываются под характеристики динамиков.
Измерения
Focal PS 165 SF (серия Slatefiber)
Коротко о концепции. Чуть пониженный импеданс (ближе к 3 Ом), лёгкие подвижки, мягкие подвесы (в первую очередь нижний подвес, т. е. центрирующая шайба). Мотор легко таскает всё это дело и, как следствие, имеем отличную отзывчивость на подаваемые сигналы. При этом резонансная частота осталась относительно невысокой – в районе 60 Гц.
Измеренные параметры Focal PS 165 SF:
- Fs (собственная резонансная частота) – 61 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 14 л
- Qms (механическая добротность) – 7,42
- Qes (электрическая добротность) – 0,57
- Qts (полная добротность) – 0,53
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 12 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 4,6 Тл м
- Re (сопротивление постоянному току) – 2,8 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 89,7 дБ
НЧ/СЧ динамики. Непривычно ровная АЧХ во всём рабочем диапазоне, ни единого признака резонанса в подвижке или подвесах. Лёгкий подъём ближе к 4 кГц – капризы диффузора, но до «звона» дело не доходит, при всей лёгкости и жёсткости материала он оказался хорошо задемпфированным. Искажения на НЧ растут плавно, так что сабвуфер must have, чуть дальше ещё оценю этот момент на слух.
Твитеры хорошо работают, будучи направленными не в лоб, а под небольшим углом. Для автомобильной специфики это, считаю, достоинство. Лёгкий контролируемый резонанс купола даёт небольшой подъём на самом-самом верху, на слух воспринимаемый как лёгкость ВЧ.
Низких частот раздела полос эти твитеры не любят – это видно и по росту искажений с понижением частоты (правда, плавному, что уже хорошо), да и импульсный отклик с резвым таким обратным выбросом может сделать проблемным сведение полос на частотах ниже 4-5 кГц.
Собственно, штатные кроссоверы и не пытаются резать твитеры слишком низко, акустически стык получается в районе 5 кГц. Как получится на слух – об этом чуть дальше.
Focal PS 165 FXE (серия FLAX EVO)
Подвижки по массе ближе к среднестатистическим, подвесы (в первую очередь, речь о нижних подвесах – центрирующих шайбах) относительно мягкие (высокий Vas), так что резонанс низкий – всего около 50 Гц. Относительно серии Slatefiber эти динамики явно рассчитаны на усилители помощнее (да это и по увеличенной катушке было понятно), но чувствительность не провалена, достойная. Открытое оформление твитеров проявилось на импедансной кривой в виде второго резонансного горба в неожиданно низкой области – чуть выше сотни герц.
Измеренные параметры Focal PS 165 FXE:
- Fs (собственная резонансная частота) – 52 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 17 л
- Qms (механическая добротность) – 5,19
- Qes (электрическая добротность) – 0,62
- Qts (полная добротность) – 0,56
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 14 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 4,7 Тл м
- Re (сопротивление постоянному току) – 3,2 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 87,8 дБ
У НЧ/СЧ динамиков тоже обошлось без резких перепадов АЧХ в рабочем диапазоне. Направленность начинают проявлять выше 2 кГц, как и подобает 6,5-дюймовому калибру, но без осложнений – вплоть до 3 кГц фазовая характеристика линейна (отсутствие локальных резонансов в подвижке и подвесах, которые могли бы привести к набегам и отставаниям одних частотных составляющих относительно других).
Да простят меня дистрибьюторы Focal, но как по мне, TAM – самые интересные твитеры в сегодняшнем сравнении. В своём рабочем диапазоне ведут себя нормально, никаких значимых горбов и провалов на АЧХ нет – лёгкие колебания характеристик умещаются в узкий коридор и погоды не делают. С разворотом начинает намечаться спад, особенно чувствителен диапазон выше 10 кГц – похоже на особенность М-образного профиля. Импульсный отклик – просто на заглядение, на звуке это тоже сказывается самым лучшим образом.
Кроссовер, кстати, тоже вполне корректно сводит полосы. Опять же, посмотрим, что на слух получится.
Focal ES 165 K (серия K2 Power)
Сама концепция у всех трёх серий получается схожая: мягкие подвесы, подвижка – пусть и не пушинка, но масса далека от экстремизма, невысокий резонанс и мотор ровно с такими силовыми возможностями, чтобы держать это динамик под контролем, не отпуская в разнос. Нормальные «дверные» динамики с неплохой отзывчивостью, в общем.
Измеренные параметры Focal ES 165 K:
- Fs (собственная резонансная частота) – 54 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 15 л
- Qms (механическая добротность) – 6,16
- Qes (электрическая добротность) – 0,69
- Qts (полная добротность) – 0,62
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 15 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 4,9 Тл м
- Re (сопротивление постоянному току) – 3,3 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 87,2 дБ
НЧ/СЧ динамики. И снова ровная АЧХ в рабочем диапазоне с маленьким таким всплеском на верхнем краю, который легко убирается при настройке. Линейная фазовая характеристика (отсутствие отставаний и «наездов» одних частотных составляющих относительно других) вплоть до 3-3,5 кГц.
У твитеров АЧХ c лёгкими, не очень сильными волнениями, вызванными, скорее, формой куполов, нежели их ломкостью (ага, особенно если вспомнить, что они из арамидного композита) или подпором резонирующей подкупольной воздушной массой (бывает и такое, но в данном случае не похоже). Ниже 3 кГц начинается рост искажений, так что опускать стык с НЧ/СЧ звеном слишком низко я бы не стал.
Собственно, кроссовер и не отпускает твитеры играть низко, акустически полосы стыкуются в районе 5-6 кГц. И, кстати, обратите внимание, как ФНЧ обходится с тем небольшим горбом на верхнем краю АЧХ мидбасового динамика. Вариант с фильтром 1 порядка (переключатель «Mid» в положении «6 дБ/октава») его не убирает, хотя и прибирает отдачу в широкой полосе. А вот фильтр второго порядка (переключатель «Mid» в положении «12 дБ/октава») его отлично нивелирует и сводит на нет. Как раз то, что я называю «кроссовер учитывает особенности динамиков».
Характер звучания
Поначалу хотел про каждую модель сказать вообще всё раздельно, но акустика разных серий явно имеет общий звуковой почерк. Главное, что их объединяет – это открытое и ясное звучание в СЧ диапазоне, без зажатости. А это, на минуточку, самый информативный диапазон.
Для такой подачи даже есть термин – French Sound (к слову, придуманный человеком, в своё время тесно связанным именно с Focal). При этом звучание без нажима или крикливости, а именно что открытое, как-то естественно воспринимается.
Focal PS 165 SF (серия Slatefiber)
Звучит ровно, саунд воспринимается легко, но не облегчённо – нижняя середина и мидбас пусть и не раздуваются, но сохраняют основательность. Приятно слушать вокал – без яркости и лишних акцентов, но подробно, легко – кайфовое сочетание.
В сабовые глубины не лезет, но на ритмичной электронной музыке получается плотненько. Для акустики со столь лёгкими диффузорами даже немного неожиданно. Хорошо состыкуется с не слишком тяжёлыми сабами – я бы смотрел в сторону 10-дюймового калибра.
На верхах есть лёгкий металлический окрас, но не напрягающий, без звонкости, получается весьма комфортно. При выставлении в кроссовере «+3 дБ» верхов многовато, но это оптимальный вариант, когда твитеры развёрнуты от слушателей. Если же направить их в салон (ну, может, с совсем небольшим разворотом), то самое оптимальное, на мой взгляд, «0 дБ». В положении «-3 дБ» звук как-то тускнеет, но при слишком близком расположении твитеров к слушателям (скажем, в уголках зеркал часто такое получается) может тоже оказаться рабочим вариантом.
Focal PS 165 FXE (серия FLAX EVO)
По сравнению со SlateFiber у акустики FLAX EVO подача более контрастная что ли – это самое подходящее слово. Ну и кроссовер, опять же, даёт больше вариантов согласования полос.
Самым ровным звучание получается при переключении в кроссовере «Mid» в положение «-3 дБ» – я бы принял его за основное. Но это если динамики установлены в дверях нормально. Если же сильно утоплены под обивки или, как это бывает, развёрнуты немного вперёд, то «0 дБ» немного «вытаскивает» отдачу на верхней середине и компенсирует такое неудачное расположение динамиков. Так что оба варианта рабочие.
Выбор уровня твитеров долгих прослушиваний не потребовал: «-3 дБ» – при открытой установке с направлением в салон, «0 дБ» – когда твитеры сильно развёрнуты (в том числе работают от лобового стекла) или упрятаны под плотные сетки. В звучании верхов угадываются металлические твитеры, но в хорошем смысле – без звонкости и излишней остроты, легко и достаточно детально.
Бас – без лишнего «жира», но не пересушенный. Когда нужно, есть мидбасовый «пинок». При повышении громкости не размазывается. Сабвуферы-тяжеловесы, наверное, в пару к этой акустике не подойдут, но среди «гражданских» сабов в выборе калибра никаких особых ограничений – можно 10, а можно 12 дюймов.
Focal ES 165 K (серия K2 Power)
Отличия K2 Power больше проявляются на драйвовой музыке – яростном роке, металле или когда на бодрой электронике хочется поддать жару. Тут акустика позволяет нехило отжечь – при необходимости получить хороший мидбасовый «пинок», да и в остальном диапазоне драйв прямо хлещет.
Причём звучание хоть и ясное, но точно не жёсткое, в чём иногда упрекают серию K2 Power. Да, в поканалке всё может быть иначе, но речь именно про включение через пассивный кросс. По крайней мере, в спокойной живой акустической музыке из знакомых записей вытаскивается большое количество деталей, но делается это как-то непринуждённо, не напоказ, не утомляя ими.
Для переключателя «Mid» вариант «12 дБ/октава» даёт не то, чтобы яркость на СЧ, а, скорее, выразительность что ли. Или снова подходит слово «контрастность». При этом не оставляло ощущение, что стыковка с твитерами в этом варианте получается более слитной. Но тут, как обычно, оптимум лучше определять по месту.
Твитеры можно смело как направлять как в салон, так и ставить с разворотами – выбором уровня ВЧ в кроссовере можно получить ровный тональный баланс при любом из положений: аттенюация подобрана толково.
Коротко по делу. Что и для каких задач выбирать
Focal PS 165 SF (серия Slatefiber). Отлично подходит для работы с усилителями небольшой и средней мощности (а то и вовсе со штатными системами в качестве временного варианта, когда, к примеру, планируется поэтапный апгрейд). Динамики имеют хорошую чувствительность, и усилители с ними легко справляются (эти два фактора, кстати, не всегда совпадают). Слегка пониженный импеданс (ближе к 3-омным) способен немного форсировать усилитель по мощности, но ещё не создаст ему лишние «напряги».
Focal PS 165 FXE (серия FLAX EVO). Вполне универсальная акустика, но, в отличие от Slatefiber, раскрывается только в системах с отдельными усилителями. При этом не забываем про кроссоверы с возможностью поканального включения. Они отлично учитывают особенности динамиков, и даже если у вас процессор, их всё равно можно использовать – результат может оказаться даже лучше, чем крутить настройки фильтров «в цифре» (а на процессор возложить только настройку задержек и стыковку с сабом).
Focal ES 165 K (серия K2 Power). При сохранении фирменного характера звуковой подачи (да и жанровой универсальности на самом деле тоже), больше подойдёт тем, кто любит драйвовую музыку. Более напористая подача и неплохая перегрузочная способность. И постарайтесь подобрать хороший усилитель с приличным контролем, он полнее раскроет эту акустику, именно когда нужно «дать жару».
https://carmus.ru/content/736
Status. Alpine Status. Большой тест 12-канального усилителя со встроенным 14-канальным аудиопроцессором Alpine HDP-D90 (серия Alpine Status)