Похоже, начинает сбываться мечта тех, кто хотел недорогое ГУ со встроенным 8-канальным процессором. Модели с такими способностями уже мелькают на рынке, но их пока меньше, чем пальцев на руках у бывалого фрезеровщика, так что пропустить новинку от Aura было бы непростительно. Тем более, построено это ГУ на платформе, которую ранее встречать ещё не доводилось.
Итак, на изучении модель AurA Indigo-877DSP со встроенным 8-канальным процессором. Цена на момент теста – 7490 рублей. Доступно? Для заявленных возможностей – более чем.
Первое знакомство, конструктивные особенности
Первая мысль, как только достал из упаковки (кстати, довольно симпатичной жёсткой коробки «подарочного» типа), – ну наконец-то нормальная передняя панель. Матовый титановый цвет заметно выделяет аппарат из роя подобных головных устройств – с ним Aura выглядит как-то дороже что ли.
В комплекте идёт пульт управления.
Разъёмы ISO без лишних «хвостов» размещены прямо на корпусе. Сюда же заведено управление со штатных кнопок на руле (два коричневых провода).
С другой стороны – 8 разъёмов RCA – линейные выходы встроенного процессора. Разъём для внешнего микрофона Hands Free предусмотрен, но самого микрофона в комплекте нет – при необходимости докупаете. Или не докупаете, а пользуетесь встроенным в переднюю панель.
Крупный экран навевает воспоминания о старых аппаратах «эпохи расцвета 1DIN» со всякими моторизованными панелями, дельфинчиками (олды в курсе) и прочими красивостями и крутостями…
Правда, при включении приступ романтической ностальгии проходит – экран более чем прагматичен. Хотя, в отличие от некоторых конкурентов, верхняя строка матричная, так что циферки-буковки выглядят хотя бы не как почтовые индексы на письмах.
Цвет панели можно задать какой душе угодно по трём зонам раздельно. Можно подогнать точнёхонько под цвет штатной подсветки или настроить «петрушкин кафтан» – тут уж на ваш вкус.
Примечательный момент – кнопки нажимаются мягко, без характерных щелчков. На этот счёт есть разные мнения, одним по душе именно такие, другим нужно чтоб непременно щёлкало, поэтому от комментариев воздержусь, просто отмечу как факт. А вот то, что сдвижная шторка, прикрывающая USB, открывается и закрывается пружинисто-мягко, точно отмечу как плюс.
Что умеет
По части работы с носителями всё более-менее привычно. Флешки – отформатированные в FAT32, но зато объёмом до 256 ГБ. Читаются MP3, FLAC, WAV, AAC, APE. Кстати, для FLAC заявлена поддержка только до 16 бит/48 кГц, хотя файл 24 бит/48 кГц тоже нормально прочитался.
Bluetooth Audio – с кодированием SBC.
Проверил допустимый уровень на входе AUX – без перегрузок принимает сигнал с амплитудой до 1,2 В (это примерно 0,8 В среднеквадратического, т. е. RMS). В принципе, для большинства смартфонов и портативных плееров достаточно.
А что внутри
Сам чип, отвечающий за обработку сигнала, определить не удалось – маркировка старательно затёрта. На линейных выходах стоят операционники JRC4558 – маленькая радость для любителей твикать всё подряд. Собственный усилитель (тот, что на каналах 1/2 и 3/4) – на микросхеме TDA7388.
Как управляется и настраивается
В инструкции и на коробке есть QR-коды, которые ведут в Pay Market и App Store. Приложение называется AurA audio. Текущая версия на момент теста – 5.0.30.
Само приложение имеет узнаваемый «ауровский» интерфейс, но по ходу использование чувствуется, что его ядро написано иначе, нежели в аппаратах с 6-канальным процессором.
Фишка с запуском навигации через приложение сохранена. Нажимаете в меню кнопку GPS, выбираете саму навигашку (из установленных) и запускаете её. Теперь подсказки будут идти через аудиосистему независимо от того, какой выбран источник. Удобная мелочь.
Примечательный момент. Наверное, это единственное на сегодняшний день приложение, которое позволяет не просто покопаться в системных настройках глубже обычного, а полностью настроить ГУ, используя только смартфон – от цвета подсветки до регулировки уровня микрофона Hands Free и установки собственного пин-кода для Bluetooth-соединения. Для человека, традиционно не читающего инструкции (признавайтесь, узнали себя?) это огромнейший плюс.
Звуковые настройки, и как они работают
Кроссоверные фильтры настраиваются попарно. Для пар каналов 1/2, 3/4 и 5/6 – полная свобода применения, они даже никак не названы. Лишь за каналами 7/8 жёстко фиксировано название сабвуферных, хотя их тоже можно распустить в полную полосу или использовать в качестве мидбасовых.
В каналах 1-6 ФВЧ и ФНЧ настраиваются как душе угодно от 20 Гц до 12,5 кГц (частота выбирается из фиксированных значений, но их список весьма длинный).
В сабвуферных каналах можно подрезать сигнал снизу от 10 до 100 Гц, а сверху – от 30 до 800 Гц. Работают в стереорежиме, но если хотите, можно переключить их в режим моно.
Крутизна во всех каналах – вплоть до 48 дБ/октава (!), и можно выбрать тип каждого фильтра – Баттерворт, Бессель, Линквиц-Райли (если вам это ничего не говорит, то это просто разные формы АЧХ, у одних – с плавным переходом от плоского участка к наклонному, у других – с более резким). Возможности практически как у отдельного процессора, разве что фильтры настраиваются не в каждом канале отдельно, а в парах каналов.
Ну и сразу проверяю, как это дело работает, и соответствуют ли реальные АЧХ выставленным параметрам. Пока без вопросов:
Эквалайзер – один на все каналы. Но зато аж, внимание, 48-полосный (!), больше полос тоже пока ещё ни у кого не встречал. И к тому же с возможностью раздельно выставлять ширину для каждой полосы регулирования (параметр Q). Работает адекватно:
К слову, можно использовать либо обычный интерфейс регулировки эквалайзера…
…либо выбрать так называемый «ПРО Режим», в котором эквалайзер и кроссовер объединены в одном окне. Лично мне понравился последний, он как-то наглядней что ли:
Задержки выставляются с шагом 0,1 мс (что-то около 3 см). Максимально – до 25 мс (8,5 метров). Здесь же можно немного скорректировать уровни каналов.
Функция бас-буста. Общая настройка для всех каналов. Пригодится, когда захочется добавить баску, не залезая в заморочный многополосный эквалайзер.
Выбираете уровень усиления из 5 возможных, и АЧХ приобретает вот такой подъём на низах:
Если что, про тонкомпенсацию я не забыл. На момент теста она представляла собой просто фиксированную коррекцию АЧХ (небольшие подъёмы на НЧ и ВЧ), а к моменту, когда вы будете читать эти строки, должно выйти обновление, которое сделает эту функцию корректной – с правильной зависимостью от громкости. Респект производителю за скорость реакции на обратную связь.
Отдельно отмечу возможность установить начальную громкость при включении аппарата и принудительно ограничить максимальную громкость. Практика показывает, что иногда это ну очень нужно. Ещё одна фича, которую ещё ни у кого не встречал – шаг громкости. Фактически, этим выбирается скорость изменения громкости при вращении энкодера.
Есть и стандартная парочка регулировок – баланс и фейдер. С балансом всё понятно: левые и правые каналы жёстко определены. А вот с фейдером поначалу неясно, к каким каналам он относится, ведь здесь нет привычных фронта и тыла. На самом деле всё просто. Вспомним, что встроенный усилитель привязан к каналам 1/2 и 3/4, – именно они и участвуют в этой регулировке.
Поскольку ГУ больше заточено для работы с внешними усилителями, оценил сигнал на линейных выходах. Источники хорошо сбалансированы между собой по уровню, от всех максимальная амплитуда составляет около 4,5 В (или это примерно 3,2 В RMS). Разумеется, это при выключенных тонкомпенсации и бас-бусте и эквалайзере «в нулях». При этом условии искажений на линейных выходах не наблюдается даже при максимальной громкости 62 единицы.
Коротко по делу. Для каких задач выбирать?
Если сравнивать с обычными головными устройствами с 6-канальными процессорами, здесь не просто довесили пару каналов, но и в регулировки насыпали возможностей с горкой – и крутизну кроссоверных фильтров аж до 48 дБ/октава можно выставить, и типы фильтров выбрать, и в эквалайзере 100500 полос регулирования... Может, местами даже избыточно, но в любом случае сама платформа DSP получилась на голову выше.
С отдельными процессорами пока всё же не буду сравнивать, ибо, например, настройки кроссовера работают по-прежнему только для пар каналов, а эквалайзер – один общий на все каналы. Но это, по большому счёту, для данного сегмента девайсов (и этой ценовой ниши) простительно.
Подытоживая, на текущий момент AurA представили одно из самых доступных решений, чтобы разрулить систему с 3-полосным поканальным фронтом и сабом. Или 2-полосным фронтом, тылом и сабом. Ну или когда ещё не решил, какую систему хочется построить, и нужно выбрать ГУ «на все случаи жизни».
Плюсы
8 каналов полноценной процессорной обработки
Широкие возможности настройки кроссоверных фильтров
Возможность использования сабовых каналов в роли мидбасовых
Возможность настроить абсолютно все функции из приложения
Панель в титаново-сером цвете выглядит стильно
Минусы
В комплекте нет внешнего микрофона
https://carmus.ru/content/791
Status. Alpine Status. Большой тест 12-канального усилителя со встроенным 14-канальным аудиопроцессором Alpine HDP-D90 (серия Alpine Status)