Новости и статьи по автозвуку на МАГНИТОЛЕ
  • Всё и сразу. Тест 10-канального усилителя Goldhorn P3 DSPA Plus со встроенными 20-канальным процессором и Hi-Res плеером

    Есть мнение, что «комбайны» уступают отдельным компонентам. Типа, отдельный аудиопроцессор плюс отдельные усилители – это лучше, чем «процеусь». Ну и источник, заодно, тоже должен быть отдельным. Вот нет, не соглашусь с этим, это вам не «кофе 3 в 1», тут логика совсем другая.
    По крайней мере, если сравнивать в одной цене, то агрегирование с заключением в общий корпус чаще даёт более интересные результаты. Давайте просто пройдёмся по аргументам.

    Что лучше – раздельно или вместе?

    Первый из очевидных – экономия на корпусах и всем, что связано с раздельным производством и доставкой компонентов от фабрики к конечному потребителю. Проще говоря, за ту же цену вы с большей вероятностью получите более продвинутую «начинку», ибо деньги не уходят в корпуса, разъёмчики, «лишние» элементы и, в конце концов, воздух внутри коробок при перевозке.
    Дальше – чисто технические плюшки. Например, отсутствие межблочных кабелей, а вместе с ними наберётся горка выкинутых из тракта клемм, контактов, операционников и прочей «лишней» мелочёвки на пути аналогового сигнала (печаль для аудиофилов, которые так любят всё это подбирать и сравнивать).
    Если мы рассматриваем связку плеер/усилитель, то во многих случаях исключается необходимость использовать формат SPDIF (оптика, коаксиал), передачу цифровых данных можно реализовать на уровне шины I2S. Не стану говорить за все такие связки на рынке, но во многих моделях действительно обходится без лишних преобразований, провоцирующих накопление ошибок.
    Ну и, наконец, инсталл. Как ни крути, а один девайс занимает меньше места и проще в установке, чем весь этот «микрорайон» из процессора, усилителей, при необходимости ещё и источника, которые к тому же нужно связывать кабелями, разводить на всё это питание, бороться с наведёнными помехами и героически решать прочие трудности (которых при установке единого агрегата просто нет). Причём вся это возня, как понимаете, отнимает не только время, но и бюджет подгрызает. И чтобы уложиться в заданную сумму приходится экономить… в общем, вы поняли.

    Решение от Goldhorn

    Короче, к чему я это всё. Сегодня на тестировании – девайс Goldhorn P3 DSPA Plus, в котором есть всё и сразу, причём хорошего такого уровня. Загибаем пальцы, считаем.


    Плеер с «жирными» возможностями (настолько, что пока даже не имеющими аналогов в автомобильном сегменте, это и по недавно изученному Goldhorn P1 было понятно) – это раз. Процессор, который умеет немного больше, чем принято ожидать от аналогичных устройств – это два. Ну и собственные 10 каналов усиления тоже присутствуют (два из которых повышенной мощности) – это три.
    При острой нужде к «лишним» из оставшихся 20 каналов DSP можно подключить отдельные усилители и поиграть в аудиофила с подбором кабелей и прочими забавами. Или вообще замутить систему с какой-нибудь сумасшедшей конфигурацией вплоть до двойной – SQ плюс SQL (хотя мне в последнее время больше нравится термин ESQ – External SQ).
    Цена всего этого удовольствия в общем корпусе – 199990 рублей. Если посчитать тот же набор на раздельных компонентах (не забыв разницу в затратах на инсталл), получится либо дороже, либо ниже уровнем.

    Первое знакомство. Особенности конструкции

    Для принципа «всё в одном корпусе» размеры не такие уж большие – 29,6 х 21,7 см – это немного шире стандартного листа офисной бумаги А4. «Шлифованная» фактура и обработка, придавшая поверхности глубокий красный цвет, полагаю, понравится многим. При включении логотип подсвечивается мягким оранжевым светом. Красивое.


    Компоновку одновременно можно назвать и двусторонней, и трёхсторонней. С одной стороны – питание и всё, что касается входов и источников.


    С другой – выходы усилителя плюс всё управление: подключение проводного опционального пульта (тот, что компактный, который подходит для процессоров и обычных «процеусей»), USB-порт для подключения компьютера с программой настройки и ещё разъём Extend для подключения штатных рулевых кнопок.


    Правда, насчёт последнего пока без подробностей (аналогичный разъём есть в изученном ранее плеере Goldhorn P1).


    Собственные каналы усиления неравнозначны: 8 каналов с заявленной номинальной мощностью по 50 Вт (не мостятся, рекомендованная нагрузка – 4 Ом) и два более мощных канала – с обещанием по 100 Вт на 4 Ом каждый. На последние можно «вешать» и 2 Ом или включать их в мост, например, на чувствительный 4-омный саб.


    А вот с третьей, широкой стороны корпуса расположились линейные выходы «лишних» 10 каналов процессора плюс ещё 2 канала в обход более мощной пары собственного усилителя.


    Немного сбивает с толку, что линейные выходы обозначены так же, как выходы встроенного усилителя («А», «B», «C», «D» и т. д.). Но нет, это действительно не его обход, это самостоятельные каналы, в программе управления потом обращу на это внимание.

    Что по источникам?

    Всё, что касается входов и источников, скомпоновано плотненько в одной части панели. Здесь же разъём mini USB, но он сервисный, пользователю не нужен. Во всём остальном сейчас разберёмся.


    Высокоуровневые входы – начну именно с них, поскольку девайс автомобильный, и должен безболезненно интегрироваться в штатную систему.
    Всего 12 входных каналов. Принимают сигнал с амплитудой до 16 В – для базовых штаток даже с небольшим запасом. Активное входное сопротивление – порядка 6 Ом – «обманки» для штаток с самодиагностикой, скорей всего не понадобятся. Предусмотрено автоматическое включение по наличию сигнала (постоянная составляющая в канале 1).


    Линейные входы – одна пара, просто дублируют высокоуровневые входы 11/12 (разумеется, подключаться к этим каналам можно только по одному из способов – высокоуровневому или линейному).

    USB Audio – не входит в состав плеера и выделен как отдельный источник. Официально заявлена работа с сигналом до 192 кГц/32 бит, а больше на самом деле и не нужно.
    Хороший вариант, когда нужно получить вменяемое качество звука, например, от ГУ на Android. Хотя, когда есть шикарный собственный плеер… Но пусть тоже будет, в иных случаях может пригодиться.

    USB-плеер – здесь он работает по тем же принципам, что и отдельный Goldhorn P1, который я изучал ранее. Разве что здесь не два, а три порта USB.
    Порты равноценны и универсальны – к ним можно подключить не только носители информации, но и опциональный проводной пульт управления и/или адаптер для небольшого беспроводного «нарульного» пультика в комплекте.
    К слову, к девайсу можно вообще хоть все три доступных пульта подключить, и всё это будет корректно работать (напомню, мелкий, тот, что управляет процессором, подключается не к USB, а к отдельному собственному разъёму).


    Что касается носителей, то можно использовать любые – от флешек в FAT32 до жёстких дисков (разумеется, эти уже в NTFS). Где-то в описаниях встречал про поддержку до 3 ТБ – такие объёмы не пробовал, но 500 ГБ «тащит» без проблем.
    Самая первая инициализация больших носителей может длиться долго, вплоть до впечатления, что плеер не видит подключенный диск – не спешите дёргать разъёмы, просто нужно время для кэширования данных о структуре файлов. Зато потом доступ к содержимому практически мгновенный.


    Плюс есть небольшая встроенная память на 4 ГБ, на которую можно тоже что-нибудь переписать с внешнего носителя (через приложение на смартфоне).
    По форматам – абсолютная всеядность вплоть до DSD. Причём читаются не только раздельные файлы DSF, плеер прочитал даже записанный единым файлом образ ISO с диска SACD. Разве что названия треков из него не выудил. Неплохо, даже домашние плееры таким возможностям могут позавидовать.


    Поскольку сигнал идёт на процессор, о нативном декодировании речи, понятное дело, не идёт – DSD форматы преобразуются в PCM поток. Но на слух качество звучания таких файлов понравилось – разница с «обычными» релизами чувствуется.

    Bluetooth Audio. Здесь он в отдельный источник не выделен и является частью плеера. Плеер просто автоматически переходит на Bluetooth каждый раз при появлении потока. Версия самого Bluetooth – 5.0. Поддерживается передача с кодированием SBC, AAC, aptX и ещё – aptX HD.


    Приём аудио через Wi-Fi. Тоже является частью плеера и работает точно так же, как в упомянутом выше Goldhorn P1. Как показала практика, у многих на этот счёт возникала путаница, сейчас поясню.
    Нет, здесь Wi-Fi не как в домашних стримерах, которые сами подключены к интернету и «тянут» аудиопоток с сервисов типа Tidal, Qobuz и т. п., а со смартфонов только управляются (плеер к интернету тут не подключается). И нет, здесь не поддерживается DLNA, AirPlay и т. п., т. е. гнать поток из любого приложения самого смартфона тоже не получится.
    Здесь само приложение, которое управляет плеером с подключенного по Wi-Fi смартфона, имеет возможность читать файлы из памяти смартфона и передавать их в девайс без проводов. Короче, всё просто.

    А что с цифровыми входами? За всем этим многообразием источников как-то не сразу обратил внимание, что здесь нет цифровых входов – ни в коаксиальном, ни в оптическом формате.
    В принципе, это может оказаться недостатком, только если вы хотели подключиться к штатке, «вытащив» из неё сигнал SPDIF – от такого способа придётся отказаться в пользу высокоуровневых входов. Что же касается подключения чего-то ещё… А что тут можно подключить, чего нет в самом P3 DSPA Plus?

    Приложение для смартфонов на Android и iOS или для ГУ на Android

    В рамках этого материала долго на нём останавливаться не буду, в подробностях об этом приложении я рассказывал, когда изучал всё тот же Goldhorn P1.



    Отмечу лишь, что настроек тут несколько меньше, но вся необходимая база имеется.


    И ещё фича, свойственная конкретно связке плеер/процессор – есть раздел, посвящённый DSP. Правда, про настройку речи нет, из приложения доступно лишь переключение занесённых в память пресетов.


    Как настраивается процессор

    Программа для всех процессоров Goldhorn общая и во многом крайне необычная. В деталях её принцип я разбирал недавно, когда имел дело с DSPA 816 Pro. Поэтому здесь – коротко об основных моментах и отличительных фичах конкретно для тестируемого P3 DSPA Plus.

    Защита от «серого» импорта. Goldhorn поставляется в Россию официально, каждый экземпляр имеет свой серийный номер. При подключении программа определяет его, определяет локацию, и если ваш процессор выпущен, например, для внутреннего рынка, то поздравляю с приобретением дорогого и красивого «кирпича». Понятное дело, комп с программой должен иметь доступ в Интернет, а VPN должен быть выключен.


    Принцип маршрутизации каналов. В главном окне вы, по сути, задаёте, с каких входов и источников и в каких пропорциях идут сигналы. Сейчас поясню.


    Смотрите, в нижней половине окна указаны источники: DSD Host – это плеер, дальше – аналоговые входы, USB Audio и «виртуальные» каналы Skyatom, о которых – вообще отдельный разговор.


    А в верхней половине окна – выходные каналы. Мы как бы «нанизываем» нужные входы на каждый из выходов и тем самым указываем, что на каждый из выходов и с каким уровнем должно идти.


    Причём, обратите внимание, тут две вкладки – линейные выходы и выходы встроенного усилителя. Все каналы независимы кроме каналов 9/10 (ну, или как они обозначены буквами – каналы I/J) – это те, что идут на более мощные каналы усилителя. Они единственные, которые идут и на усилитель, и на линейные выходы, остальные полностью независимы друг от друга. В итоге как раз и набирается 20 каналов DSP.

    Переключение между источниками. Вообще, при таком принципе маршрутизации необходимость в переключениях вроде бы отсутствует. Просто составляем несколько «маршрутов» сигналов от разных источников, запоминаем их в разных пресетах, а потом просто переключаемся между пресетами. Но нет, затейники из Goldhorn предлагают ещё несколько вариантов.


    • Classical Mode – сигналы смешиваются точно так, как вы и задали, т. е. на каждый выход поступают сигналы параллельно от всех источников, которые вы на него «нанизали».
    • Navigation Mode – при появлении сигнала на аналоговом входе остальные будут приглушаться. Настраиваются уровень приглушения основного источника, порог срабатывания и время задержки для возвращения к исходному состоянию.
    • Host Priority и USB Priority – тут уже не смешение, а именно переключение. В приоритете встроенный плеер или, соответственно, USB. Появился с них сигнал – процессор переключился на них. Источник «замолчал» – процессор переключается на то, что было включено до этого.


    Обработка входных сигналов. Перед тем, как сигналы с отдельных входов и источников отправятся на указанные выходы, их можно поправить на своё усмотрение. Жмём кнопку Input EQ Settings и открывается вот такое окошко:


    Тут все возможности в точности повторяют то, что есть у изученного ранее Goldhorn DSPA 816 Pro – переворот полярности, коррекция АЧХ 5-полосным эквалайзером с шелф-фильтрами и фазовыми (All Pass) фильтрами. Такой набор есть и для аналоговых, и для цифровых входов. Под цифровыми в данном случае понимаются встроенный плеер и вход USB Audio. Кроме этого для аналоговых входов предусмотрена ещё и возможность введения задержек.
    Кстати, здесь же отмечу шумопонижение с возможностью выставить шумовой порог (Noise Threshold) для аналоговых входов – может пригодиться. Правда, настройка в программе размещена не слишком очевидно – во вкладке About, ну да это мелочи.


    Обработка выходных сигналов. Тут настроечные возможности тоже повторяют DSPA 816 Pro: параметрический 31-полосный эквалайзер с шелф-фильтрами и фазовыми (All Pass) фильтрами, кроссоверные фильтры, задержки до 20 мс с шагом 0,02 мс.

    Разве что отдельно отмечу возможность плавно подвигать фазу сигнала. Это несколько иное, нежели задержки, там – фиксированное временное смещение сигнала, здесь – частотозависимое.

    Схематичный рисунок машины с динамиками слева снова некликабелен. Возможно, он активен с какими-то другими моделями процессоров (программа-то универсальная).

    Функция Dynamic Loudness Control. Если коротко, это настраиваемая тонкомпенсация. Задаёте, насколько процессор должен «приподнимать» НЧ и ВЧ на малой громкости и «гасить» НЧ и ВЧ на большой громкости.


    Обратите внимание, настраивается раздельно для аналоговых входов (можно скомпенсировать или подправить штатную тонкомпенсацию) и USB Audio, а вот при работе собственного плеера этой функции не предусмотрено. Жаль, была бы нелишней.

    Функция Skyatom. Фирменная фича, которая есть во всех процессорах Goldhorn. Если по-простому, помогает придать звучанию объёмности и глубины, в описании есть такая фраза: «расширить переднюю звуковую сцену, не нарушая целостность образов и фокусировки». Если вдумчиво поэкспериментировать, результаты очень интересные – проверил, когда подробно разбирал неоднократно здесь упомянутый DSPA 816 Pro.
    Skyatom представлен в настроечной программе как своего рода «виртуальный» источник с 6 каналами – фронтальные левый, правый и центральный плюс левый и правый «сурраунды» плюс сабвуферный канал. На каждый из них можно «нанизать» сигналы с реальных источников точно по тому же принципу, как в основном окне программы.


    А дальше – начинаем экспериментировать с эффектами в каналах получившегося виртуального источника – расширять стереобазу (Front Field Expansion), добавлять «воздуха» на ВЧ (Front/Center Treble Enhancement), играться с эффектами для центральных и «сурраундных» каналов (Center/Surround Enhancement). Ну и с басом можно аккуратно побаловаться.

    Сохранение конфигураций в памяти процессора. Всего предусмотрено 8 ячеек – переключаться между ними можно с любого из пультов или из настроечного приложения.


    Защита паролями. Во-первых, пароль можно установить при сохранении файла на компьютере.


    А можно пойти ещё дальше, и защитить вообще весь процессор, установив пароль для входа в настройки.


    А что внутри?

    Процессорная часть работает на ADAU1463. Цифро-аналоговое и аналого-цифровое преобразование возложено на чипы от Texas Instruments (линейка Burr Brown) – PCM1690 и PCM1840, соответственно. В части линейных выходов замечены операционники MC33078.
    Сами чипы D-класса для основных каналов 1-8 подсмотреть не удалось, двойное количество дросселей выходных фильтров намекает, что каналы усиления построены как мостовые. А вот более мощные каналы построены на хорошо знакомых драйверных «ирисках» IRS2092, работающих в паре с отдельными мощными ключами.

    Проверка работы усилительной части

    Чтобы исключить влияние АЦП, записал на флешку аудиофайл с синусом 1 кГц и посмотрел, что получаем на выходе. Усилитель нагружен на 4 Ом. Уровень громкости выставил до получения мощности около 2 Вт – в среднем именно столько идёт в акустику при обычном прослушивании музыки.
    В основных каналах 1-8 сигнал достаточно чистый, фоновый шум низкий – в среднем на уровне -110 дБВ (даже чуть ниже) – очень хороший результат. Артефактов от работы D-класса не видно, уровень гармоник быстро спадает с повышением их порядка. Красота, короче.

    В более мощных каналах 9/10 чуть погрубее, но это если сравнивать с основными каналами. А так тут тоже всё более чем прилично.

    Дальше смотрим, как ведут себя гармонические искажения на разной мощности. Во всех каналах – и основных, и в более мощной паре – характер зависимости получился схожим. На малом уровне сигнала КГИ достаточно низкий (несколько тысячных долей процента), и вплоть до начала ограничения не превышает нескольких сотых.
    В основных каналах обещание номинальной мощности 50 Вт выполняется с небольшим запасом. Нормально.

    Мощностные параметры Goldhorn P3 DSPA Plus, каналы 1-8 (измерение на 1 кГц):

    • Работа на 4 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 58 Вт
    • Работа на 4 Ом, номинальная выходная мощность (THD=5%) – 63 Вт
    • Работа на 4 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 67 Вт
    • Работа на 4 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,01%


    А вот для более мощной пары каналов производитель явно поскромничал – усилитель может выдать гораздо больше заявленных 100 Вт на канал на 4-омную нагрузку. А судя по тому, сколько получилось на 2 Ом, в мостовом включении 4-омного саба вместо заявленных 300 Вт реально сможет выдать на-гора больше 400 Вт без роста искажений. Солидно.

    Мощностные параметры Goldhorn P3 DSPA Plus, каналы 9/10 (измерение на 1 кГц):

    • Работа на 4 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 133 Вт
    • Работа на 4 Ом, номинальная выходная мощность (THD=5%) – 148 Вт
    • Работа на 4 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 154 Вт
    • Работа на 4 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,012%
    • Работа на 2 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 223 Вт
    • Работа на 2 Ом, номинальная выходная мощность (THD=5%) – 251 Вт
    • Работа на 2 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 272 Вт
    • Работа на 2 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,03%


    А что по звуку?

    По своему характеру звучание усилителя напомнило процессорный усилитель Goldhorn DSPA 816 Pro. Это объяснимо – каналы 1-8 построены если и не одинаково, то очень схоже.
    Если коротко, то воспринимается легко, слух не утомляется при долгом прослушивании – это показательный аспект оценки. Есть небольшая «подсушенность» в хорошем смысле – ближе к нейтральной подаче, отсутствие какого-либо выраженного окраса.
    НЧ диапазон несколько облегчённый, всё же усилитель не имеет дуболомного силового запаса для работы с тяжёлой акустикой – это важно учесть при её подборе. А вот с чувствительной управляется прилично, бас хоть и не норовит колотить в грудь, но рельеф прописывает старательно и не гудит.
    Каналы 9/10 в этом смысле более универсальны – увеличенные мощность и токовый запас позволяют использовать более тяжёлое мидбасовое звено (привет, 8-дюймовые подседельники в BMW, «подножники» в Mercedes и т. п.). Или же их можно мостом на классический саб определить – имеющегося в арсенале запаса в четыре сотни Ватт вполне хватит.

    Коротко по делу

    Крайне интересный симбиоз плеера, процессора и усилителя, аналогов которому в схожей ценовой категории вот так сходу и не вспомнить. Причём, что интересно, даже без каких-то особых компромиссов, каждая составляющая – весьма продвинутого уровня.
    Плеер – с редкой всеядностью и возможностью управления кучей разных способов (оперативные функции – с маленького беспроводного пульта, расширенные возможности – с проводного пульта, вообще все имеющиеся – через приложение).
    Процессор – с дополнительными фичами вроде того же Skyatom, позволяющими получать очень интересные результаты. Ну и коммутация – это здесь вообще «что-то с чем-то», реализовать можно почти любые варианты переключений и смешиваний сигналов.
    Усилительная часть – без фанатизма по мощности в основных каналах, но с весьма приличными объективными характеристиками, а субъективно – с нейтральной и чистой звуковой подачей. Их можно использовать для работы на СЧ/ВЧ звено основной акустики или для «вспомогательных» каналов типа задних дверей, тыла, центральных каналов и т. п. Пара каналов помощнее может работать не только на миды потяжелее, но и мостом на саб, так что при подборе чувствительной акустики можно обойтись даже без внешних усилителей.
    Если же использовать внешние усилители, тут вообще всё ограничено только фантазией – каналов достаточно даже для самых сумасшедших конфигураций: от систем, когда пользователь хочет сохранить все 100500 штатных динамиков рабочими и до систем «двойного назначения» – классическое SQ плюс ESQ (External SQ).

    Плюсы
    Компактный симбиоз трёх устройств достаточно высокого уровня
    Множество вариантов коммутации источников
    Всеядность плеера вплоть до ISO-образов SACD
    Skyatom – хорошая возможность поиграть со звуковым «пространством»
    Гибкость при использовании собственного и внешних усилителей


    Минусы
    Нет цифрового (коаксиального или оптического) входа
    Чувствительность входов ВУ рассчитана только на базовые штатки
    Нет мостового включения основных каналов 1-8


    https://carmus.ru/content/834
     Связанные товары из каталога МАГНИТОЛА
    Goldhorn P3 DSPA Plus
    Goldhorn P3 DSPA Plus
    В каталог МАГНИТОЛА >>
  • Предложения партнеров МАГНИТОЛЫ

  cc by-nc-sa