Продолжаю знакомиться с брендом Recoil, и на этот раз в руки попала очень недорогая акустика. Буду откровенен, в малом бюджете редко встречается что-то запоминающееся (а чаще, к сожалению, и вовсе откровенный хлам приходится зреть), поэтому особых ожиданий здесь не было, и делать отчёт даже не планировалось. Но акустика оказалась вполне рационально построенной, и хоть на аудиофильские олимпы не метит, но свой шарм имеет и, определённо, заслуживает внимания. В общем, было решено поделиться.Для понимания, компонентная модель Recoil RLM65 на момент этого теста стоит всего 4990 рублей, а коаксиалы Recoil RLX65 – 3390 рублей. Т. е. сегмент достаточно массовый – когда нужно подобрать что-нибудь для работы непосредственно от ГУ или взбодрить унылую штатку малыми силами. Или просто заменить отжившие своё штатные динамики.
Первое знакомство, конструктивные особенности Обе модели – компонентная и коаксиальная – логично сделаны на одной платформе. Начну с компонентной Recoil RLM65, потом рассмотрю особенности коаксиалов.
Динамики построены на штампованных корзинах, моторы – на 80-миллиметровых ферритовых магнитах. Монтажная глубина – 6,2 см.
Диффузоры привлекают внимание своим ярким лимонным цветом – это плотное шероховатое покрытие, нанесённое только на лицевую часть. Сами конусы диффузоров – прессованная целлюлоза. Попробовал пальцами на изгиб – достаточно жёсткие. Верхние подвесы – мягкая резина (практичней и долговечней, нежели привычная в этой цене «пенка»).
Калибр звуковой катушки – 1 дюйм.
Подводящие к звуковой катушке «усики» немного разведены в разные стороны, чтобы избежать дребезга о нижнюю сторону диффузора.
Твитеры – шёлковые, с номинальным диаметром купола 25 мм. Монтажная глубина чашек для врезного монтажа небольшая – около 13 мм. Диаметр самих чашек – 4,9 см, по фланцу – 5,7 см.
Кстати, чашки лишь немногим больше самих твитеров. Они хоть и плоские, но относительно крупные в диаметре – 4,7 см (информация на случай, если придётся «вращивать» вместо штатных). Для наружной установки в комплекте идут дополнительные чашки.
Кроссовер – минимальный – только фильтр верхних частот первого порядка для твитера, то бишь конденсатор. Судя по его форме, плёночный. Впрочем, по измерениям сами увидите – сложных кроссоверов тут и не потребовалось. Можно записать в плюсы: инсталл проще. А ещё в комплекте идут две пары термоусадок – тоже приятная мелочь для аккуратности монтажа.
У коаксиальных динамиков те же корзины и диффузоры, и они тоже с моторами на 80-миллиметровых магнитах. Правда, измерения показали разницу в катушках, но об этом чуть дальше.
Твитеры здесь попроще – майларовые сбалансированные купола. Но зато честные, а не просто «пьезики», как у некоторых производителей.
Сигнал фильтруется для них тоже первым порядком, разве что конденсатор – более компактный неполярный электролит. Он закреплен с нижней стороны твитера и сверху особо не виден.
Сигнал для ВЧ звена подаётся парой проводов, проходящих от клеммного терминала через стойку. С лицевой стороны ничего лишнего не видно.
Измерение параметров и анализ работы динамиков Хоть компонентная и коаксиальная модели и построены на общей базе, измерения показали, что намотки звуковых катушек у них разные. Тем не менее, концепция у динамиков всё равно близка. Если коротко, обе модели подходят для дверной установки и обещают неплохую басовитость. Опорная чувствительность не рекордна, но достаточна, чтобы акустика спокойно работала от маломощных усилителей. Прослушивание показало – динамики путь и не орут как эстрада, но по меркам «классики» точно не тихие. Вполне удачное для своих задач сочетание параметров. Измеренные параметры коаксиальных Recoil RLM65: Fs (собственная резонансная частота) – 54 Гц Vas (эквивалентный объем) – 14 л Qms (механическая добротность) – 4,00 Qes (электрическая добротность) – 0,77 Qts (полная добротность) – 0,65 Mms (эффективная масса подвижной системы) – 15 г BL (коэффициент электромеханической связи) – 4,5 Тл м Re (сопротивление постоянному току) – 3,1 Ом dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 86,5 дБ Измеренные параметры компонентных Recoil RLX65: Fs (собственная резонансная частота) – 62 Гц Vas (эквивалентный объем) – 12 л Qms (механическая добротность) – 5,33 Qes (электрическая добротность) – 0,89 Qts (полная добротность) – 0,76 Mms (эффективная масса подвижной системы) – 14 г BL (коэффициент электромеханической связи) – 4,5 Тл м Re (сопротивление постоянному току) – 3,6 Ом dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 86,9 дБ Дальнейшие измерения наглядно показали, почему акустике не нужны сложные кроссоверы. К примеру, АЧХ мидбасовых динамиков не имеет горбов на верхнем краю диапазона, которые нужно было бы жёстко резать. Правда, можно придраться к узкому провалу отдачи в области 4,5 кГц. И на этой же частоте фазовая характеристика делает ступеньку (отдельные частотные составляющие излучения как бы немного смещены по времени относительно друг друга, за счёт чего этот провал и образуется). Это говорит о небольшом локальном резонансе где-то в подвижной системе. Но поскольку на слух динамик неплохо чувствует себя на басе, вряд ли это «ломка» диффузора (да и на ощупь он довольно жёсткий). Так что предположу, что шалит мягкий колпачок или же резонансные явления происходят в верхнем подвесе. Но как бы то ни было, сильно копать и придираться не стану, в конце концов, такие узкие провалы не напрягают слух так, как какие-нибудь горбы (которых тут особо-то и нет). Что касается искажений, по ним всё выглядит пристойно. С понижением частоты обошлось без резкого роста КГИ. Твитеры достаточно ровные. Небольшой перепад АЧХ, сохраняющийся под любым углом, говорит о лёгком резонансе мягкого тканевого купола в районе 10 кГц, чуток съедающем отдачу в этой области. Но неравномерность в любом случае укладывается в коридор шириной менее 4 дБ, так что поводов для беспокойства нет. С понижением частоты рост гармонических искажений ненавязчиво начинается уже от 4 кГц, поэтому если соберётесь включать акустику поканально (а почему бы и нет), не выставляйте частоту среза слишком низко. Начните с 5-5,5 кГц с крутизной 12 дБ/октава, и дальше – уже на слух. Штатный кроссовер (вернее, просто конденсатор – фильтр первого порядка) режет твитеры относительно высоко, но стыковка с НЧ/СЧ звеном происходит плавно. И фактически, мидбасовые динамики передают эстафету твитерам в широкой полосе, начиная от 4-5 кГц. Коаксиалы почти во всём повторили характеристики компонентной модели. Причём это ещё один из тех редких случаев, когда стык полос получился достаточно ровным, без лютого рассогласования по фазам излучения твитеров и НЧ/СЧ динамиков на частотах их совместной работы.
Простые майларовые твитеры поводов к беспокойству не дают – в зоне их ответственности и на частотах стыка с НЧ/СЧ звеном обошлось без роста гармонических искажений. Какого ожидать звучания, и как «готовить» акустику? Как обычно, стараюсь подобрать подходящее слово, чтобы коротко описать характер звучания. В этот раз я бы назвал эту акустику задорной. Или даже весёлой что ли – звучание воспринимается легко, без какого-либо намёка на тусклость или эффект «накинутого покрывала», открыто. При этом басовитое, но не гундящее, а, скорее, основательное. Если возомнить себя аудиофилом, можно придраться к окрашенности звучания в верхнем СЧ диапазоне и прочим мелочам. Но нужно ли, когда речь идёт о недорогой акустике? Важнее общее впечатление – звучит в меру ярко, но ровно, не выделяя «крикливые» нотки. Верха не тусклые, но и не жёсткие. Для лучшей сбалансированности я бы ставил твитеры так, чтобы они смотрели не совсем уж в салон, а были видны под углом. В том числе хорошо приживутся в штатных местах в углах панели с направлением вверх, на отражение от стекла. Впрочем, если решите сделать поканалку (если ГУ позволяет, то можно использовать эту возможность), свободы в выборе их направления открывается больше. От чего отталкиваться при настройке, я упоминал чуть выше. Бас воспринимается достаточно глубоко для 6,5-дюймового калибра, на ритмичной электронике – с вкусным таким «мясцом». Даже с некоторой тактильностью ударов, если немного добавить громкости. Так что особых ограничений по выбору сабвуфера не прослеживается, стыковать можно с любой «гражданской» моделью. Коротко по делу. Для каких задач выбирать? Очень недорогая акустика, которая, тем не менее, оставила интересные впечатления. Тот самый случай, когда слушаешь и понимаешь – звучит вроде бы простенько, но абсолютно не напрягает. Воспринимается как-то легко и бодро, без тусклости, и при этом жёстким звоном уши тоже не хлещет. А ещё с неплохой басовитостью, что, уверен, понравится многим. Так что вывод: акустику можно спокойно рассматривать для апгрейда штатного аудио и для систем с подключением динамиков непосредственно к ГУ. Сложностей с инсталляцией не требует, для раскрытия возможностей вполне хватит базовой обработки дверей вибродемпфирующими материалами. Плюсы Хорошее соотношение цена/результат Басовитые, и легко звучат в СЧ/ВЧ диапазоне Хватило минимальных кроссоверов с фильтрацией для твитеров Минусы В комплекте нет грилей https://carmus.ru/content/804
Бас по-американски. Тест сабвуферных динамиков Recoil PW12D2 (12 дюймов), PW10D2 (10 дюймов), PW8D2 (8 дюймов) и PW65D2 (6,5 дюймов)