Рубрики: На ковер с докладом! Итоги революции. Компонентная акустика Morel Hybrid Ovation 6. | "Автозвук", № 4/2004 |
Появлению обновленной акустики Morel мы приписали статус «великой революции» («АЗ» №3/2004) совершенно искренне. Настолько долго зрела революционная ситуация в одной из самых консервативных компаний, выпускающих акустику. Однако революция если чем и хороша, то не первыми результатами, видимыми ясно как новые знамена и непривычные названия, а более долговременными и глубокими последствиями. Когда можно ответить на вопрос «а для чего это все было». Найденный ответ содержится в первом (и подробном) тесте акустики нового поколения серии Morel Hybrid. Начнем с известного и очевидного, именно потому, что оно очевидно, то есть открыто взору. Акустика Morel традиционно считалась непростой в установке и избирательной по музыкальным жанрам. Штампованная, хотя и весьма необычных обводов, конструкция мидбасовой корзины не прощала вольностей при установке, чуть где прозевал — всё, корзина деформировалась, центровка нарушена, катушка скребёт магнитную систему, поскольку катушка — самая большая, какие только бывают, а зазоры — узкие. Если всё встало как надо, то при прослушивании надо готовиться к пересмотру привычного музыкального ряда, если он включает металлургов, электриков и другой хард. Налицо дрейф в сторону аккуратности воспроизведения и проработки деталей музыкального материала. Не последнюю роль в привередливости компонентных наборов Morel сыграли и чересчур упрощённые кроссоверы, что даже побудило российских специалистов поправить положение и предложить свой вариант разделительных фильтров («АЗ» №2/2004). Могли «верхи», то есть инженеры фирмы Morel, дальше жить по-старому? Об этом мы никогда не узнаем, но раз революция свершилась, то воспользуемся теоретическими наработками и скажем, что, стало быть, не могли. И первые прототипы грядущей революции были показаны отечественным специалистам осенью 2003 года в Санкт-Петербурге. Революционная традиция... Серийный образец комплекта Morel Hybrid Ovation 6, который попал к нам «на ковёр», включает в себя по два излучателя и одному кроссоверу на канал, плюс множество деталей и деталюшечек, которые на звуковую картину прямо не влияют, но сильно облегчают её фиксацию в салоне автомобиля. По привычке начнём с «низов», уж здесь жизнь после революции пошла совсем другая. Мидбасовая головка калибра 165 мм от прежних Morel Hybrid взяла традиционный радикальный цвет, уж от него Morel не откажется никогда, готов побиться об заклад. Однако теперь корзина представляет собой ажурную литую раму из лёгкого сплава, покрытого порошковой краской. Выбирая критические с точки зрения жесткости сечения, инженеры Morel решили взять реванш за все прошлые годы. Толщина монтажного фланца — полных 6 мм, а его ширина — 18. Теперь уже посадочные места в дверях можно смело выпрямлять затягиванием болтов. Тем более что крепёжные отверстия предусмотрены в ассортименте, под любые варианты расположения штатных дырок в дверях. Конусный диффузор, сохранивший свои очертания, отлит (еще один фирменный эксклюзив) из полимерного композита как единое целое с центральным колпаком, занимающим больше трети поперечника диффузора (как и скрывающаяся под ним звуковая катушка). Четыре тонких отверстия по краям колпачка, о роли которых в кругах заинтересованных лиц циркулировали разнообразные домыслы, на самом деле служат при сборке для центровки подвижной части конструкции относительно неподвижной. Это не наша гениальная догадка, а сведения, полученные из первых рук путем переписки. Верхний резиновый подвес довольно узкий, отнимающий минимум от излучающей поверхности диффузора, и несимметричный — край диффузора проходит выше плоскости фланца на несколько миллиметров. Нижний подвес традиционной конструкции, из формованной ткани, но размером с хороший динамик на один типоразмер ниже. Звуковая катушка диаметром 54 мм намотана шестигранным алюминиевым проводом, эта традиция осталась непоколебленной, и только благодаря ей оказалось возможным добиться столь низкой (как показали позже измерения) массы подвижной системы при такой большой катушке. Центральное отверстие в обращённой магнитной системе служит не только для вентиляции звуковой катушки, но и участвует в настройке динамика на проектные характеристики. Оно закрыто поролоновой вставкой с нормированным акустическим сопротивлением, и позже мы увидели, что механическая добротность головки благодаря этому существенно снизилась. То есть механическое демпфирование повысилось. Клеммы «под лопаточку» шириной 6 мм теперь оформлены в добротной пластиковой обойме и смонтированы на приливе корзины динамика. Соединительные провода идут прямо на звуковую катушку, без каких бы то ни было промежуточных опор. Второй прилив, соседний, оказался не занят, что порождает надежды на распространение революционных перемен в серию точечных излучателей Integra, которой апгрейд, в том числе в отношении кроссовера, тоже бы не повредил. «Верх» в комплекте Hybrid Ovation, в отличие от «низа», имеет собственное имя, это — купольная пищалка MT22 несколько измененной конструкции. Ткань купола пропитана до полупрозрачности составом, который составляет know how всех фирм, замеченных в изготовлении куполов. Внутри купола хорошо просматривается фетровый вкладыш, который служит для поглощения внутренних, подкупольных стоячих волн. Купол по диаметру больше типичных в нашей отрасли, не 25 мм, а 28, звуковая катушка тоже намотана шестигранным алюминием и движется в зазоре, заполненном феррожидкостью. Отличие нынешней модификации MT-22 от ранее нами виденной — в геометрии фазовыравнивающего тела перед куполом. В свое время конструкторы Morel убрали центральное отверстие в нём, что улучшило угловую АЧХ, но повредило осевой. Теперь отверстие восстановлено в своих правах, только стало, кажется, меньше по диаметру, чем делали раньше. Прилагающийся комплект деталей и «деталюшечек» включает овальные обоймы для монтажа пищалок «в тело» и набор овальных и круглых чашек для установки на поверхность под разными углами. Для дополнительной защиты нежных куполов есть пара защитных сеток, съемных, что отличает MT-22 от большинства аналогов: эстеты-аудиофилы сетки недолюбливают и готовы принять на себя ответственность за сохранность куполов. Переворот в кроссоверном хозяйстве Morel произошёл наиболее радикальный, и по форме, и по существу. У новых фильтров Accuset MX-22 стильный литой корпус, задутый порошковой краской. Форма корпуса должна напоминать (и напоминает, что уж там) полукруг торгового знака производителя, а два овальных окна показывают всему миру, какая элементная база применена в кроссовере. Совсем не такая, как раньше, не может не заключить мир: две воздушные катушки с проводом решительного сечения, пара пленочных конденсаторов и один электролитический. Окна в корпусе открывают доступ к переключателям режимов. Один из них — привычный, только более «подробный», чем обычно бывает. С его помощью можно «играть» уровнем сигнала на ВЧ-головке в диапазоне от -4 дБ до +4 дБ через 2 дБ. Второй — достижение революции. Им выбирается крутизна спада АЧХ фильтров 6 или 12 дб/окт. отдельно для ФВЧ и ФНЧ-секции. На этом фоне возможность запитать динамики би-вайрингом или би-ампингом путём простого удаления двух проводов на входных зажимах выглядит само собой разумеющейся. Кстати, каждый кроссовер весит больше килограмма, вещь внушительная не только для глаза. При прослушивании с многочисленными переключателями, разумеется, наигрались от души, как было удержаться. И материал собрали на полдиссертации, посвященной, правда, одному-единственному предмету исследования: акустике Hybrid Ovation 6. Отправной точной было: оба фильтра в позиции 12 дБ/окт., пищалка — на +2. Звучание, несмотря на серьезные модификации в акустике, типичное для Morel, легкие, полетные флейты, немного избыточная акустика помещения. Переключили ФНЧ мидбаса в положение 6 дБ/окт. И так там и оставили, в этой конфигурации звучание стало строже и точнее, в полном соответствии с ожиданиями. Середина стала ровнее, акустика помещения — передаваться более адекватно. Скрипки чуть отступили на второй звуковой план. Если аттенюатор пищалки переставить в +4 дБ, звонкости (даже от мягкого купола) становится избыток. При переводе пищалки в режим 6 дБ/окт. появляется избыток верхней середины, это хорошо слышно на струнных, как будто вся группа виолончелей встала со своих мест и сделала несколько шагов прямо на вас. При этом такое впечатление сохраняется и когда аттенюатор сбросили на +2. Пришли к выводу, что для ВЧ- фильтра положение 12 дБ/окт. обеспечивает более естественное звучание. Идеальным после серии опытов нам показалось сочетание ФНЧ 6 дБ/окт., ФВЧ 12 дБ/окт., аттенюатор на +2. Здесь струнные стали четко локализоваться в пространстве, звуковая сцена оказалась хорошо эшелонирована по глубине, хотя, к примеру, духовые были очерчены не так ясно. Вокал показался избыточно теплым, слегка приземленным. Верх в исполнении MT-22 новой редакции не лишен шипящих ноток, но в целом чистый и приятный на слух. Динамика ударных строгая, но предельно корректная. Как и следовало ожидать, при установке в просторный ящик низкодобротный мидбас не мог справиться со щелчком басового барабана в его полноте, но тут мы сами виноваты: не надо было ставить мидбас Hybrid Ovation в дверь без выгороженного объема, как потом показали измерения и расчеты. МЁД & ДЁГОТЬ Итоги революции настолько далеко обошли ожидания, что видимые аспекты вроде литых корзин и дизайнистых кроссоверов отошли на второй план. Hybrid Ovation оказалась совсем другой акустикой даже в сопоставлении с непростыми просто Hybrid. Да, акустика по-прежнему требовательна к установке, только теперь не в механическом, а исключительно в акустическом отношении. Но при этом мало того, что все ранее отмечавшиеся недочеты и шероховатости устранены как враждебный класс, у постреволюционных Hybrid появились возможности и свойства, ранее вообще ни у кого не наблюдавшиеся. Наше отношение к революциям, до сего дня скептическое, заметно изменилось... После обмера Hybrid Ovation количество графиков, которые мы были просто обязаны разместить в измерительной части теста, превысило все мыслимые, хоть и неписаные, нормы. Трудно было удержаться, хотя их пришлось даже пронумеровать, без чего обычно обходились... Когда оба фильтра переключены в положение 12 дБ/окт., на активной нагрузке мы наблюдаем классическую картину двух фильтров 2-го порядка с разной добротностью и частотой раздела 2,8 кГц. При подключении ВЧ-головки все остается на своих местах, кроме ранее наблюдавшегося с фильтром 1-го порядка маленького подъема на верхах. А поведение ФНЧ выше частоты среза меняется радикально: реальная нагрузка приводит к росту крутизны спада в полосе затухания до 18 дБ/окт., а частота среза смещается вверх до примерно 4 кГц. Необходимым дополнением к этим графикам должны стать кривые импеданса собственно головок. Это график 3, наверху. Мидбас отчётливо резонирует на частоте 52 Гц, мы это слегка видели на предыдущих графиках, а резонанс пищалки на частоте около 1,6 кГц практически полностью подавлен жидкостью в магнитном зазоре, и потому на работе кроссовера он не сказывается никак. Индуктивность звуковой катушки мидбаса, по общепринятым понятиям, невелика, но все же заметна, а у MT-22 она совсем низкая, для пассивного кроссовера такая головка — идеальная нагрузка. Нижняя часть того же графика иллюстрирует поведение комплексного сопротивления (импеданса) системы на входе кроссовера. Никаких тяжёлых для усилителя провалов ниже 4 Ом не замечено ни в одном положении переключателя порядка фильтров. Теперь к измерениям акустическим. График 4 — суммарная АЧХ комплекта при кроссовере, установленном в положение 6 дБ/окт. «кругом», и в ФНЧ, и в ФВЧ. Из пяти возможных установок аттенюатора показаны три. Модернизированная MT-22 показывает себя отменно, доигрывая до самого верха на оси излучения, при этом есть хороший запас в верхних положениях аттенюатора. Под углом к оси излучения появляется интерференционный провал на 3 — 5 кГц, однако выше него пищалка играет до 15 кГц «как по ниточке». Всего-то чуть подправленная геометрия апертуры. А может, и не только, просто другие изменения в конструкции не так очевидны. АЧХ мидбаса на низких частотах — классика низкодобротной «ящичной» головки. Звуковое давление на графике 5 измерено для фильтров 2-го порядка, поведение на верхней середине существенно иное, нельзя не заметить, и даже аттенюатор работает по-другому. График 6 показывает АЧХ по звуковому давлению изолированных компонентов, включенных через свои фильтры при различной крутизне характеристики. То, насколько заметно влияет кроссовер на суммарную АЧХ, не могло не спровоцировать опыт по несимметричному включению фильтров. Это — график 7. Занятно: при ФНЧ 2-го порядка и ФВЧ 1-го получается редко виденный нами образец практически идеальной АЧХ, это еще надо иметь в виду, что аттенюатор стоит в позиции +4, если на ступень или две ниже, то всё выстроится вообще эталонно. Если же фильтры переключить наоборот (ФНЧ 1-го порядка, а ФВЧ — 2-го), то АЧХ в полосе частот 6 — 12 кГц меняется довольно интересным образом. Появляется некоторая окраска звучания, которая на практике может оказаться лучше или хуже других возможных вариантов, это уже решать при окончательной настройке, важно, что всё — здесь, под руками. Измерения параметров Тиля — Смолла показали: мидбас Hybrid Ovation 6 — головка необычная и в отношении акустического оформления требующая (как и до революции) нешаблонного подхода. Полная добротность очень низкая, причём в этом немалый вклад и акустического демпфирования той самой вставкой C.A.R. в магнитной системе (Qms = 2,1, обычно у 6-дюймовых головок бывает 4 — 5). Поэтому в бесконечном экране или большом объеме, головка чувствует себя неуютно, спад АЧХ на низких частотах идет медленно, но начинается высоко, как на уже приведенных графиках АЧХ, снятых при объеме ящика 35 литров. В закрытом боксе объемом 4 — 6 литров нижняя граничная частота при добротности чуть больше или чуть меньше баттервортовской составит около 90 Гц. Однако заметим: при такой низкой добротности и легкой подвижной системе головка начинает проситься в фазоинвертор. Проверим — действительно, в фазике объемом 8 литров с настройкой на 60 Гц Ovation идеально работает до 65 Гц (по уровню -3 дБ). Измерения нелинейных искажений в целом воодушевили — выше 1 кГц при звуковом давлении 90 дБ на расстоянии 1 м к.н.и. нигде не поднимаются выше 0,45%. А максимума достигают (почему-то) не на крайне низких для мидбаса частотах (на 80 Гц к.н.и. равен 1,8%), а несколько выше, на 100 — 150, доходя до 4%. Номинальная мощность, Вт RMS* 160 ЛИЧНОЕ ДЕЛО |
Morel Hybrid Ovation 6 |
От простой системы до сложной «поканалки». Недорого. Тест головного устройства Prology CMD-400 со встроенным 8-канальным аудиопроцессором