Скажите мне, какая главная функция у компьютера? Лет тридцать назад большинство ответило бы на этот вопрос примерно так: решение разных прикладных задач, связанных с большим объёмом вычислений. Потому что тогда не было персональных компьютеров.
К описанию задач «больших», в смысле не персональных, компьютеров данное выше определение подходит и по сей день, разве что прикладных задач стало больше. Скажем, управление работой автозавода тогда спокойно обходилось без использования сложной компьютерной системы, контролирующей всё происходящее. (А в некоторых странах, говорят, обходится и по сей день, хотя мне лично как-то не верится.) А вот для персональных компьютеров такая постановка вопроса теряет смысл. Раз уж он персональный, то и решает те задачи, которые интересуют данную персону. Для кого-то комп — окно в мир, вроде интерактивного телевизора, а то и просто нечто вроде стола в читальном зале, для кого-то — игровая приставка с бесконечными возможностями апгрейда, для кого-то студия аудио/видеомонтажа, или, попроще — центр домашнего театра. И, что немаловажно, в пределах одного круга задач не замыкается ни один компьютер, если, конечно, его хозяин слегка не того... Скажем, мой домашний компьютер большую часть времени работает пишущей машинкой (совмещая эту работу с функцией почтового ящика), но порой (и надолго) становится частью звукомерной лаборатории. Что главнее? А ни то, ни другое, в какой-то момент — это, а в другой — вовсе даже то.
Автомобильные головные устройства давно уже носят черты современного многопроцессорного компьютера, и в тем большей степени, чем сложнее «голова». Один процессор управляет преобразованием кода в звуковой сигнал, другой меняет форму и характеристики этого сигнала, даже современный тюнер реализуется на основе процессора. И над всем этим стоит центральный процессор, согласующий действия со-процессоров и обеспечивающий взаимодействие с оператором, проще говоря, пользователем. Вот только программы, которые и определяют функции этих процессоров, до некоторых пор были недоступны пользователю. Точнее, не совсем так. Программы низшего уровня, вроде драйверов дисплея, действительно недоступны, а вот программы-оболочки порой становятся доступными пользователю, особенно по мере того, как сам пользователь становится грамотнее.
Суть идеи, положенной в основу первого поколения CDD, разработанного ТПГ «АвтоАудиоЦентр», на словах проста: предоставить пользователю как можно более широкий спектр возможностей по настройке и апгрейду аппарата. То есть не только управлять эквалайзером, временными задержками и фильтрами, но и самим назначать конфигурацию системы с семью (!) линейными выходами и шестью усилителями. Мы довольно основательно познакомились в своё время (см. №7/2005) с аппаратом Ural ConceRt CDD, поэтому перечислять сейчас его функции нет смысла. Отмечу лишь, что на фоне огромных (практически безграничных) возможностей по настройке аудиосистемы почти терялась ещё одна немаловажная функция аппарата: при подключении к бортовому компьютеру (БК) он мог работать в качестве интерфейсного блока, отображая всю доступную для того информацию и передавая от оператора соответствующие запросы и команды. Но, наверное, это было закономерно: главной функцией для ConceRt CDD всё же являлось беспрецедентное по гибкости управление звуком, а работа с БК — это как бы дополнение, которое не сложно реализовать на основе столь мощного комплекса.
Аппараты нового поколения, названные CDD Evolution, никоим образом не «перебегают дорогу» тому, первому, «Концерту» CDD, потому, во-первых, что это устройства разных сложностных и (как следствие) ценовых категорий и потому, во-вторых, что в основе его лежит совсем иная концепция. Управление звуком здесь простое и пользовательскому апгрейду не подлежит. То есть это уже не совсем Customizable Digital Device (Конфигурируемое Цифровое Устройство), в данном случае CDD следует понимать просто как брэнд и указатель на происхождение. Здесь обычный двухполосный тембр с четырьмя предустановками и всем привычная пара балансов. Но здесь же предусмотрено подключение к информационным цепям автомобиля через входящий в комплект адаптер Multitronics. Из него выходят провода, присоединяемые (через стандартный для требующегося семейства автомобилей разъём) к бортовой шине K-Line (она же ISO 9141).
После успешного подключения к БК (его ещё называют маршрутным компьютером, но я остановлюсь на первом названии) на дисплей аппарата становится можно вывести мгновенный расход топлива, общий расход за некоторый период времени, среднюю скорость движения, пройденную дистанцию, температуру двигателя, напряжение бортовой сети и некоторые сервисные параметры, в частности, код неисправности. Полный перечень параметров зависит от версии софта, но в первом приближении, думаю, и так ясно.
Какая из двух функций для CDD Evolution главнее? Думается, ответ на данный вопрос, как всегда, зависит от предпочтений конкретного пользователя. Современный водитель зачастую уже не хочет (и не должен) обходиться без информации, предоставляемой БК, но для нас, наверное, звук всегда будет иметь определённый приоритет. Склонить чашу весов в «правильную» сторону помогает и то, что данный аппарат оборудован интерфейсом USB (гнездо под заглушкой на передней панели), а также универсальным кард-ридером SD/MMC (слот на передней стенке за лицевой панелью). Декодеры компрессированных форматов стандартные: mpЗ и WMA.
Кнопки на передней панели достаточно дружественны, хотя на их углы палец всё же порой попадает. Энкодер претензий не вызвал. Съём и установка передней панели относительно удобны, по крайней мере, долго тренироваться не придётся. Зато придётся запомнить, какие именно кнопки отвечают за выбор источника и диапазонов тюнера — традиционных обозначений на них нет. Непривычно и то, что кнопка откидывания панели находится слева. Жаль также, что на дисплее нет подсказки, какой компрессированный формат воспроизводится. Сочетание синего и разных оттенков зелёного на дисплее с рубиново-красной подсветкой кнопок показалось несколько неожиданным. Наконец, мы уже привыкли к «головам» с ДУ, хотя для аппарата за такие деньги отсутствие пульта, наверное, вполне допустимо. Диммер ручной, на три положения, и переключается напрямую, кнопкой на панели.
Тюнер работает на средних волнах, а также в обоих ЧМ-поддиапазо-нах. Декодера RDS нет, встроенные часы показывают время в 24-часовом формате. Банк верхнего ЧМ-диапазона заполняется шестью станциями за 15 с, но тот же процесс в диапазоне OIRT длится очень долго, поскольку шаг настройки здесь 0,01 МГц.
Декодера CD-текста не предусмотрено, но тэги mpЗ читаются исправно, в том числе те из них, которые прописаны с использованием нашего родного алфавита. Сервисные функции, как и дополнительные режимы воспроизведения, реализованы в полном объёме. Вы можете напрямую выбрать номер файла в подборке mpЗ/WMA, но не номер трека в CD-DA. Можно также найти нужную папку по первым буквам названия. Ускоренная «перемотка» треков или файлов на диске происходит слишком быстро, так что в нужную точку попасть удаётся не всегда. Те же самые файлы на флэшке US В разгоняются как раз до нужной скорости. Файлы в формате WAV на USB не читаются.
Интонационная проработка мужского вокала на CD не безукоризненная, динамика голоса, как кажется, нивелирована до какого-то среднего уровня. Низких бархатных нот недостаёт, но верхние голосовые форманты практически свободны от окраски. С женским вокалом картина сходная: вроде всё на своих местах, но исполнение идёт как бы на одном дыхании. Впрочем, музыкальностью голоса не обделены. Скрипки отчётливы и приятны, хотя и звучат немного приземлённо. Инструментальный верх чуть бесплотный, но выдержанный и нейтральный. Динамика рояля упрощённая, этому могучему инструменту не хватает напора. Атака и рельеф баса показались сдержанными.
Тыл звуковой сцены в mpЗ (128 Кбит/с) отодвинут вдаль. Средние планы тоже как бы отступили назад и временами нестабильны. Но динамика сверху почти естественная. Рояль холодный и недостаточно рассыпчатый. Верх оформлен и по общему характеру подачи похож на оригинал. Динамика барабанов немного сглажена. При переходе на удвоенный битрейт (256 Кбит/с) задник сцены остаётся отдалённым, но наполнение голосов стало куда интереснее. В звучании рояля появилась та самая рассыпчатость, ударная фаза молоточков стала предсказуемой. Средние планы по-прежнему сжаты, но фиксированы. Атака и рельеф баса по-прежнему сглажены.
Звучание на USB сохраняет большинство характерных черт сжатых форматов, правда динамика барабанов нам показалась более естественной, а вокал — холоднее и жёстче. Рояль в какой-то мере утратил цельность и содержательность.
Тыл сцены в WMA находится практически на своём месте. Вокал явно мягче, чем в mpЗ с тем же битрейтом (128 Кбит/с), да и тихий верх правдоподобнее. Рояль более открытый, но и более агрессивный. Динамика сверху чёткая, и подача сложного материала отличается большей ясностью. Басы звучат подробнее, атака явно лучше проработана, но рельеф гудящий. Громкий верх по затуханию не оформлен. Динамика барабанов в порядке. С переходом на максимальный битрейт 192 Кит/с вокал, как обычно, становится теплее, рояль — мягче и одновременно подробнее. Но вторые-третьи планы всё ещё сжаты, и рельеф баса склонен к гудению.
Бас на USB более тусклый, субъективно даже не такой громкий, как на диске в том же формате. Атака верхов менее проработана, но в целом их подача лучше сбалансирована. В сложном музыкальном материале слышно, что средние планы поджаты друг к другу и вперёд.
Ural CDD/MP3-172SA, серийный №70300152
ЧМ-тюнер
Диапазон CCIR/OIRT
Чувствительность, мкВ 0,8/1,4
Полоса частот (-3 дБ), Гц 31 — 11000
Отношение сигнал/шум, дБА 68
Уровень сигнала на линейном выходе, В 1,6
CD-проигрыватель
Неравномерность АЧХ (20 Гц/20 кГц), дБ -3,2/-0,5
Отношение сигнал/шум, дБА 83
Переходное затухание (1 кГц), дБ 61
Вибростойкость, мм >230
Уровень сигнала на линейном выходе, В 2,7
Аудиосекция
Выходная мощность, Вт RMS (к.н.и. = 1%) 18,9
Регулировка тембров, дБ
ВЧ +9,4/-8,9
НЧ +11,5/-10,7
У тюнера несколько ограничен частотный диапазон, но благодаря этому удалось добиться низкого по нынешним меркам уровня шумов. Что же касается секции CD, то здесь шумов больше, чем мы привыкли, да и разделение каналов оставляет желать лучшего. Спад АЧХ на басах довольно значительный, так что уровень -1 дБ приходится на частоту 40 Гц. Шаги регулятора громкости почти точно 1,25 дБ. Ограничение на линейном выходе появляется лишь на максимуме громкости, а это мелочи. Уровень выходного сигнала тюнера и CD согласован как надо. Цифровой фильтр КИХ-типа. У регуляторов тембра по 5 ступеней в каждую сторону. Центральная частота регулятора НЧ 80 Гц. У регулятора ВЧ характеристика тембровая, и измерена она на частоте 12,5 кГц.
Сравнение спектрограмм показывает, что общая компрессия в формате WMA выражена слабее — больше перепад уровней между левой и правой частью графика. К тому же в этом формате она и более равномерна, тогда как в mpЗ правая часть графика почти горизонтальна, а значит, и компрессия начиная с некоторого уровня становится более сильной.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
ЧТО
CD-ресивер
КТО
Ural CDD/MP3-172SA
ПОЧЕМ
3800 руб. (3300 без блока сопряжения Multitronic)
ЭТО — ПЛЮС
Работа с бортовым компьютером
Интерфейс USB
Слот SD/MMC
Оба ЧМ-диапазона
Читает на кириллице
ЭТО — МИНУС
Одна пара выходов
Нет CD-текста
Нет RDS
Непривычное управление
ОДНИМ СЛОВОМ...
Просто, но далеко не примитивно
РЕЙТИНГ
Радио 8
CD 7
Оснащенность 9
Эргономика 7
Звук CD/WMA 7/8
Итог 38,5
Источник: журнал "АвтоЗвук", №6/2007. Текст: Марк Гасанов, измерения: Юрий Евтушенко.
URAL CDD_MP3-172SA |
Братцы, не кидайте тапками сразу. Башку сломал уже с поисками, вдруг тут добрая душа
Последнее сообщение от: ДЕД 25.11.2024, 20:31Всем привет! Отсутствовал несколько лет в автозвуке и на форумах, сейчас смотрю раздел
Последнее сообщение от: Molchun 22.11.2024, 10:50
Status. Alpine Status. Большой тест 12-канального усилителя со встроенным 14-канальным аудиопроцессором Alpine HDP-D90 (серия Alpine Status)