Ситуация с этой акустикой такая. Побывала она у нас на «Ковре» и исправно обо всём доложила два года назад (на этот раз — ровно, в №1/2005). Обозначение модели не изменилось, и внешне эта от той отличается лишь более привычным красным цветом лака на проводе катушек. Правда, присутствует наклейка «Upgraded version*. Как мы теперь знаем, изменены параметры головок, хотя внешне их не отличить. Ну и переходим к внешнему виду. Особенность этой трёхполосной системы в том, что у баса и среднечастотника один и тот же калибр, 165 мм. В домашней акустике такая ситуация не является чем-то экстраординарным, но в нашей отрасли столь крупный среднечастотник может служить источником проблем при инсталляции. Основное внешнее отличие этих динамиков в том, что в СЧ-головке вместо мягкого центрального колпачка (45 мм — у баса) установлено фазовыравнивающее тело («пуля»). То есть, конечно, не вместо — «пуля» закреплена неподвижно, и хотя бы уже поэтому масса подвижной системы снизилась. Материал диффузора — лёгкий и жёсткий сэндвич из кевлара на вспененном акриловом композите. Ширина подвеса у обеих головок 13,5 мм, но при внимательном рассмотрении видно, что подвесы у СЧ и НЧ-головок различаются. Габариты магнитов впечатляют: 99 х 20 мм, правда и звуковые катушки тоже увеличены до 38 мм. (В описании сказано: 40 мм, но, возможно, это просто дань гордости нации, хранящей у себя самый главный Метр.) Уплотнительных колец на ободе нет, но они входят в состав комплекта. Рамки решёток устанавливаются под обод корпуса. Для соединения с акустическим кабелем служат проверенные временем «лопатки». Провода к звуковым катушкам подведены по второму способу. Мембрана твитера представляет собой обращенный (вогнутый — понятно, да?) купол диаметром 26 мм из материала Tioxid 5 — титана, покрытого оксидным, по существу — керамическим, слоем. В комплект аксессуаров (кроме обязательных «чашек») включены корпуса для установки на поверхность с разворотом оси излучения на 20 или 40 градусов. Кроссовер состоит из двух компонентов. Внутри одной литой коробочки низкочастотный фильтр (НЧ/ВЧ) — его можно узнать по могучим катушкам и паре соответствующей ёмкости электролитов. Есть здесь переключатель, позволяющий обойти фильтр ВЧ среднечастотника, так что он на низких частотах присоединяет своё излучение к излучению басовика, а вся система из 3-полосной становится 2,5-полосной. В высокочастотном кроссовере аналогичный переключатель вводит аттенюацию среднечастотника, а набором из трёх кнопок можно выбрать аттенюацию твитера от 0 до -7 дБ с шагом 1 дБ. Здесь две воздушные катушки и четыре конденсатора, два из которых полиэфирные (майларовые). Формула кроссовера, по нашим представлениям, выглядит как II + (II + II) + III.
Коль скоро у нас тест трёхполосной акустики, то в режиме 2,5 полос мы её не слушали. Впрочем, некоторые звуковые образы сохранились с прошлого раза: при работе в 2,5 полосы надо принимать специальные меры для сохранения локализации крупных инструментов, того же рояля, к примеру. Бас, как кажется, стал другим: два года назад он был густым и немного тягучим, а теперь он легкий и подвижный. Кому не нравится «французский» характер басов, тем, как я думаю, поможет режим в 2,5 полосы. Переключатель уровня среднечастотника лучше, наверное, не трогать — когда он включён, и женские голоса, и духовые теряют толику ясности и детальности. Понятно, что определиться со вторым аттенюатором было не так просто. Предпочтения разошлись между тремя верхними положениями, поэтому решено было выбрать второе сверху. Высокие немного обострены (их характер от положения аттенюатора почти не зависит), но детальны и чисты. Женский вокал не слишком яркий и чуть упрощённый. Зато свистящие и шипящие звуки не претендуют на лишнее внимание. Скрипочки как будто немного увеличены, но это даже идёт на пользу. Духовые не столько реалистичны, сколько выразительны.
Focal 165 КЗР
Параметры Тиля — Смолла
Fs,Гц Vas,л Qts
НЧ 59,9 8,58 0,497
СЧ 71,3 6,33 0,489
ВЧ 2090 - -
Максимальная/номинальная мощность (по данным изготовителя), Вт 400/200
Диапазон воспроизводимых частот, Гц (-3 дБ) 82 — 22000
Чувствительность, дБ/Вт (1м) (150 — 15000 Гц) 87
Средний коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 160 — 4000 Гц), % 0,583
Коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 80 — 125 Гц), % 1,67
Частота среза фильтров из первого кроссовера 230 и 390 Гц. Частоты среза второй пары фильтров почти совпали: 3,7 и 3,9 кГц. Параметры фильтров согласованы очень неплохо, так что если на АЧХ и есть пики/провалы (800/1200 Гц, 2/2,5 кГц), то они вызваны поведением головок, а не фильтров. Пищалка ведёт себя типично для обращенного купола: до некоторой частоты (10 кГц) у неё широчайшая дисперсия излучения, а как только излучатель выходит из поршневого режима, направленность резко обостряется, Среднечастотник с «пулей» ведёт себя весьма достойно вплоть до границы диапазона, поэтому его вполне можно монтировать под углом до 30 градусов. Твитер имеет смысл развернуть на 15 — 20 градусов, но не больше. Ставим басовую головку в виртуальную дверь и смотрим. Добротность 0,55 и нижняя граничная частота (вследствие низкой добротности) 90 Гц. Номинально много, и оценку за басовый потенциал мы должны снизить. Но в условиях салона (и по той же причине) уровень -3 дБ попадает на 52 Гц. Характеристика Баттерворта будет достигнута в объёме 7,8 л при граничной частоте 86 Гц (71 Гц — в салоне). Минимальный объём ЗЯ в данном случае придётся установить уже по нижней граничной частоте. Для 100 Гц это 2,5 л, так что бас Focal приживётся и в кикпанелях. Среднечастотник, как обычно, можно ставить в любой объём, но с поправкой на калибр. Максимальный объём (Баттер-ворт) 5,7 л. Далее, в объёме 1,5 л достигается результирующая добротность 1,07 и нижняя частотная граница 125 Гц — это далеко за пределами рабочей полосы.Если сравнить измеренные параметры «раньше» и «теперь», то мы увидим, что частота резонанса НЧ-головки снизилась на 7,3 Гц, у СЧ-динамика тот же параметр ушёл вниз на 12 Гц, а у пищалки резонанс повысился на 280 Гц. Такие отклонения — далеко за пределами обычного для Focal-JM lab допуска, так что остаётся признать, что головки действительно подверглись изменениям. Кстати, у новой пищалки повысилась отдача, этим, в том числе, и обусловлено возрастание средней чувствительности системы. Искажения на средних частотах находятся на уровне, который по реалиям сегодняшнего теста считаем средним (так высоко одноклассники установили планку). Что же касается искажений на басах, то они раза в полтора ниже, нежели у любого соперника. Основная часть измерений проводилась в трёхполосном режиме, но для общего образования мы сняли график импеданса в режиме 2,5 полосы, обнаружив, что минимум импеданса соответствует 2,0 Ом на частоте 130 Гц. Для справок, что называется. Сняли и АЧХ в этом режиме, от основного, трёхполосного, она, понятно, отличается ходом на нижних частотах в ожидаемую сторону существенного увеличения отдачи.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
КТО
Focal 165 КЗР
ПОЧЕМ
31170 руб.
ЭТО — ПЛЮС
Минимальные искажения на басах
Может работать в кикпанелях
ЭТО — МИНУС
Большая монтажная глубина среднечастотника
ОДНИМ СЛОВОМ...
Upgraded version отличного продукта
РЕЙТИНГ
Конструкция 9
Частотная характеристика 9
Чувствительность 8
Басовый потенциал 7
Звук 9
Итог 42
источник: журнал АвтоЗвук, №01/2007. Текст и измерения: Юрий Евтушенко
Focal 165 K3P |
Добрый день! Купил магнитолу Pioneer MVH-S520BT
Столкнулся с такой проблемой. Магнитола
Золотая середина. Тест 8-канального усилителя со встроенным 16-канальным аудиопроцессором Goldhorn DSPA 816 Pro