Новости и статьи по автозвуку на МАГНИТОЛЕ
  • На ковер! Сабвуфер Kicker 08DS12L72. Порок любопытства

    Порок любопытства

    В одном из фильмов о похождениях агента 007 главный герой вместе со своей партнёршей убегает от стартующего «Шаттла», а по пятам за ними несётся огненная струя, вырвавшаяся из дюз взлетающего «челнока».

    Лично я уважительно отношусь к кинобондиане, но надуманность этой сцены меня неизменно приводит в состояние крайнего расстройства. Даже киношникам неплохо бы знать, что реактивная струя, способная поднять тысячетонный корабль, создаёт соответствующей магнитуды звуковое давление. То есть я назвал его звуковым только по причине отсутствия иного обозначения, ибо этот «звук» никто никогда не услышит (вблизи, по крайней мере), а если и услышит, то очень ненадолго и уж точно никому об этом не расскажет. Если всё же привести цифры в понятных нам децибелах, то это будет 170 дБ с хвостиком — на расстоянии 1 км и на открытой местности, кстати. Вблизи давление никто не мерил — нет таких микрофонов, но известно, что металл стартовых конструкций течёт, и его хватает на пару пусков, а потом мачты приходится менять.
    Такие вот ассоциации нахлынули после того, как я зашел на сайт Kicker, чтобы ознакомиться со спецификациями ящичных сабвуферов, построенных на обновлённых в этом году головках SoloBaric верхней серии L7. Вот там-то затейники из Sillwater Designs как раз и предсказывают выход на громкость «Шаттла» и обещают сопутствующие этому событию явления, как то проблемы с пищеварением и нарушения зрения. Это я немного смягчаю акценты — там вас с чарующим американским оптимизмом предупреждают, что «ваши глазные яблоки могут взорваться» и т.д. Понятно, конечно, что это — поэтическая метафора в стиле позднего романтизма, но от этого не в меньшей мере хочется проверить поэзию сухой прозой цифр.
    Такая возможность нам представилась, а то что бы мы здесь сидели и чего ждали, домой бы пошли... Итак, перед нами старший ящичный сабвуфер из серии L7. Обозначается эта модель просто: 08DS12L72. (Вот только что ко мне заглянул наш главный и высказал своё мнение по поводу обозначения. В форме вопроса, но гораздо короче.) Буква «S» указывает на принадлежность головок к племени SoloBaric. Последние три символа в обозначении модели конкретизируют это определение: сабвуфер построен на головках L7, и импеданс его 2 Ом. (Кстати, все ящичные сабвуферы, как и все головки серии L7, существуют как в четырёх-, так и в двухомном исполнении.) «08» указывает на то, что «Солобарики» новые, из линейки 2008 года, а буква «D» — что таких головок две. Цифры 12, конечно же, определяют калибр. По мне так всё просто...
    Сабвуфер, надо сказать, большой. Точнее даже, так. У нас 50-литровые ящики считаются большими, значит, этот можно определить как «два больших». Но тут уж ничего не попишешь: хотите громкого баса — смиритесь с объёмом ящика. Правда, «бандпассы» позволяют при прочих равных немного отыграть на объёме, но они, как правило, не сильны на самых низах. Вот и получается, что, если вам нужен бас глубокий и громкий, всё равно без «фазика», скорее всего, не обойтись. Потом мы увидим, каких результатов достигли авторы разработки, а пока продолжаем изучение конструкции. Только в данном случае мы не крутим сабвуфер на столе (или, упаси бог, на коленях), а погрузили его на тележку и обходим это чудо техники по периметру.
    Толщина стенок корпуса 22 мм, что естественно — MDF самой ходовой толщины 19 мм не сумела бы обеспечить требуемую жёсткость стенок. А для сабвуфера недостаточная жёсткость — это не только посторонние призвуки, но и прямая потеря производимого продукта — звукового давления. Внешняя отделка особой затейливостью не отличается (Америка не Италия и не Франция) — тут доминирует привычный серый карпет. И только передняя стенка покрыта вибропоглотителем с тканым верхним слоем и вышитым на нём фирменным логотипом. То есть во всём, что напрямую не связано с характеристиками бас-машины, американцы проявляют скромность,достойную первопоселенцев Нового Света. Но вот диаметр порта влияет на отсутствие призвуков самым непосредственным образом, и его выбрали равным 7 дюймам. Нам этот размер хорошо знаком по тестам мультимедийных «голов» — у многих дисплеев ровно такая диагональ экрана: 178 мм. Диаметр отверстия в «просвете» 172 мм, длина порта 415 мм (в дюймах это столь же круглая величина: 16 1/3). Контактные зажимы пружинные. Порт и «мыльница» с зажимами конструктивно объединены в литую деталь.
    Подводим итоги внешнего осмотра. Взрослое, надо сказать, изделие, и рассчитано на полноразмерные (Full Size, если по-американски) автомобили. Впрочем, у нас таких не меньше, чем на родине «Кикеров», а в Москве, пожалуй, и поболе. Ну а если ваш автомобиль пока ещё не повзрослел в Full мере, можно подобать что-нибудь по размеру. В частности, боксы с одной головкой — VS12, VS10 и компактная «десятка» TS10 (остальные компоненты обозначения я опускаю, вы же теперь знаете, что и куда надо добавить).

    Тип оформления                                                               ФИ
    Импеданс, Ом                                                                   2
    Максимальная/номинальная мощность 
    (по данным изготовителя), Вт                                       1500/750
    Неравномерность АЧХ в салоне 
    (25 — 100 Гц), дБ                                                             11
    Чувствительность в салоне 
    (25— 100 Гц), дБ/Вт                                                        91,4
    Максимальное звуковое 
    давление, дБ (к.н.и., %)                                              122,8 (8,0)
    Габаритные размеры (Ш х В х Г), мм                      783 х 410 х 495 
    Внешний объём ящика, л                                                150
    Акустический объём, л                                                     93

    Для головок L712 изготовитель рекомендует ФИ объёмом от 49,6 л (рекомендует, конечно, не в литрах, отсюда и такая некруглая цифра). Если разделить полученный нами акустический объём на двоих, получим 46,5 л. Разница не драматическая, но формально выходит, что Kicker сам нарушает свои рекомендации? Ничуть не бывало,просто это, возможно, единственный изготовитель, который указывает рекомендуемый объём, включая объём,вытесняемый головкой.А мы,определяя акустический объем,то есть объём свободного воздуха, предварительно вычли не только объём порта (а это целых 10 л, между прочим), но и объём, вытесненный головками, по 55 л на каждую. Прибавляем их обратно, получаем 52 л. Match.
    Импедансная характеристика сабвуфера: в естественной форме и (из любопытства, благо труд невелик) с закрытым тоннелем фазоинвертора. Частота настройки порта самая типичная для музыкального сабвуфера, у менее музыкальных она выше. А если тоннель закрыть (хоть бы тоже из любопытства), мы получаем сабвуфер в оформлении ЗЯ с довольно низкой резонансной частотой.

     

     

    Полученная анализатором спектра частотная характеристика в салоне Opel Vectra (прошёл в проём пятой двери без труда, но и без зазора) оказалась образцовой. Да. в стандартизованном диапазоне от 25 до 100 Гц неравномерность АЧХ не фантастическая, но если ориентироваться на более узкую полосу, от 80 Гц, то двойное отклонение всего-то 3 дБ. Чувствительность, хотя и не низкая (дисплей анализатора показывает чувствительность из расчёта 4-омного сабвуфера), но и не самая высокая.
    Все верно: чтобы  получить ровную АЧХ,особенно упирать на акустическое усиление не приходится. Но благодаря почти беспрецедентной энергоёмкости пары «Солобариков» и без акустического усиления удаётся достичь пугающих величин звукового давления. Это у нас,кажется, первый «фазик», который преодолел отметку 122 дБ по максимуму звукового давления.
    Любопытство все-таки страшная сила.Зная параметры головок и оформления, мы решили проверить, что было бы, если бы мы, как обычно в тестах сабвуферных головок, смоделировали работу динамиков в оформлении. Подставили известные цифры объёма и оформления и получили... практически то же самое, что было получено прямыми измерениями в салоне, можете полазить по графику и лично убедиться. Взбодрённые этим наблюдением, мы решили посмотреть, что будет, если тоннель «фазика» снова закрыть, на этот раз - виртуально, в рамках моделирующей программы.Расчетный объем ящика при этом, не надо забывать, возрастает на 10 л объёма тоннеля, которые из ЗЯ не вычитаются. И вот видите, не зря проявили дополнительную порцию любопытства, оказывается, путём несложной операции этот сабвуфер можно превратить в образец басового агрегата филармонического направления. Возьмите на заметку.Теперь об искажениях.Осредненный показатель при обычном испытательном уровне звукового давления 96 дБ (в свободном поле, не в салоне) 135% в диапазоне от 50 до 100 Гц и 2,82%, если расширить нижнюю границу до 40 Гц. Показатели достойные, впрочем, у «Солобариков» с этим никогда проблем не было. На этот раз мы решили не ограничиваться средними показателями и приводим график зависимости кмм. от частоты. Кривые гармоник подняты на 10 дБ для удобства. Синяя кривая — это звуковое давление (попросту АЧХ в свободном поле) головок без порта, отсюда и провал на частоте настройки фазоинвертора, там львиная доля излучения приходится на тоннель. Максимум кмм. ложится на частоту 40 Гц. в реальных условиях здесь основное излучение (результат совместной работы головок и порта) выше, и относительный уровень гармоник составит -24 дБ, или в привычных единицах 6,3%. Если кто с непривычки решит, что это много, поверьте съевшему на этом деле не одного пса: у большинства сабвуферов на этих частотах нелинейные искажения существенно выше, порой они достигают 13 - 15%, благопристойный средний показатель получается потому что к.н.и.быстро падает с ростом частоты. Отдельно показаны кривые, соответствующие уровню 2 ии 3-й гармоник в излучении. Очень нетрудно заметить: почти весь уровень искажения определяется 2-й гармоникой (зелёная кривая), а «трескучая» 3-я существенно, в десятки раз слабее.

    ЛИЧНОЕ ДЕЛО

    ЧТО
    Сабвуфер в оформлении
    КТО
    Kicker 08DS12L72
    ПОЧЕМ
    34400 руб.
    ЭТО — ПЛЮС
    Оптимальные АЧХ в штатном и нештатном применениях
    Гигантский запас звукового давления
    Невысокие суммарные искажения
    ЭТО — МИНУС
    Габариты и цена
    ОДНИМ СЛОВОМ...
    Готовое бывает лучше заказного
    РЕЙТИНГ
    Конструкция и исполнение                        8
    Форма АЧХ в салоне                                9
    Реальная чувствительность                      8
    Максимальное звуковое давление            9
    Компактность оформления                        7
    Итог                                                        41

    Источник: журнал "Автозвук", № 07/2008, текст Марк Гасанов, измерения Юрий Евтушенко 

     Связанные товары из каталога МАГНИТОЛА
    Kicker DS12L72
    Kicker DS12L72
    В каталог МАГНИТОЛА >>
  • Предложения партнеров МАГНИТОЛЫ

  cc by-nc-sa