Новости и статьи по автозвуку на МАГНИТОЛЕ
  • Компонентные АС 16,5 см Focal Utopia Beryllium Kit №7. Лаборатория. Первый тест

    Эти акустические системы находятся вне стереотипных категорий типа "нравится" или "не нравится".

    Серия Utopia Beryllium объединяет элитные акустические системы от французского производителя Focal. Как сообщается на сайте www.focal-audio.ru, целью их создания продекларировано стремление к достижению высокого качества звучания в сложном акустическом пространстве автомобиля. Как один из вариантов решения этой задачи инженеры компании предлагают инвертированный купол твитера, изготовленный из чистого бериллия - редкоземельного металла с уникальными физическими свойствами. Познакомившись с этим комплектом, мы скорее склонны сравнивать его с художественной литературой или кинематографом, создаваемыми по принципу „не для всех". Мы подразумеваем, что любое произведение искусства, культуры или техники, стремясь покинуть массовый рынок, неизменно сужает свою аудиторию и теряет четкую жанровую специализацию. Сравните, например, любой из детективов Сидни Шелдона и роман Ф.М. Достоевского „Преступление и наказание". То же можно сказать и про автозвук: массовая продукция здесь понятна каждому и потому популярна, а эксклюзивные образцы зачастую существуют вне каких-либо рамок или устойчивых стереотипов, и потому многим из них грозит перспектива остаться один на один лишь с небольшим числом избранных ценителей и экспертов-критиков. Что же касается серии Utopia Be, то, по нашему мнению, все эти акустические системы находятся очень далеко от рыночных прилавков.

    А СУДЬИ КТО?

    Такой долгой преамбулой мы разрешились, чтобы подчеркнуть: для описания этого комплекта совсем не подходят банальные категории типа „нравится" или „не нравится". Прикоснувшись к нему, мы вынуждены соответствовать предложенному нам уровню, обязаны иметь развитый музыкальный вкус и уважать индустрию car audio на уровне мировоззрения или религии. Поэтому в тестировании комплекта приняли участие все эксперты лаборатории, включая и независимых, каждый из которых привнес в итоговую оценку свои специфические пристрастия, выраженные профессиональным музыкантом, инженером-акустиком, инженером-схемотехником и профессиональным инсталлятором. К этой задаче мы также подошли, вооружившись всем арсеналом нашей тестовой лаборатории, всем имеющимся измерительным оборудованием и, разумеется, некоторой долей необъяснимого. Мы понимали, что в том, с чем нам предстоит столкнуться, должно быть и некоторое количество метафизики.

    НА ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД

    Нельзя не сказать об упаковке. Это огромный алюминиевый кейс с секциями для каждого компонента. Кроме трех динамиков и кроссовера в набор входят матерчатые грили на пластиковых каркасах (как привет от домашнего high-end'a: в отличие от металлических с мелкой сеткой такие решетки пропускают почти 100% излучения даже высоких частот), набор фирменных отверток под все используемые типы креплений, подробное описание, демонстрационно-тестовый диск и протокол испытаний именно этого комплекта. Последний содержит АЧХ (абсолютно безупречную) и описание условий измерений, при которых была достигнута такая характеристика. Сразу оговоримся, у нас не было возможности педантично воспроизвести описанные производителем условия прослушивания. По нашему мнению, этого и не нужно, так как это автомобильная акустика, которая заведомо не предназначена для эксплуатации в рафинированных условиях. Впрочем, комната нашей лаборатории и стенд прослушивания вполне позволяют оценить звучание даже таких непростых АС.

    НАКОНЕЦ, ПО-СУЩЕСТВУ

    Твитер1"

    Начнем с „пищалки". Ее конструкция основана на идее так называемого обращенного купола, то есть излучателя, вогнутого в магнитную систему. В такой конфигурации купол становится сам себе рупором, обеспечивая, возможно, и не очень широкую, но весьма предсказуемую диаграмму направленности. Форма диаграммы излучения такой конструкции -почти идеальная полусфера. С ростом частоты направленность, конечно, увеличивается, но значительно позже, чем у обычного купола. В нашем случае купол смонтирован на широком негофрированном подвесе. Его обрамляет довольно широкий фланец, позволяющий контролировать дифракцию. Габариты фланца сопоставимы с длиной излучаемой волны. В итоге практически устранена вечная проблема автомобильных инсталляций -паразитная интерференция высоких частот (особенность многих обычных „пищалок"). Как уже было сказано, в качестве материала для купола был избран бериллий. Есть сведения, что в нем скорость звука выше, чем во всех прочих материалах, а это значит, что распространение возбуждения по поверхности мембраны будет идти (мы говорим о диаметре купола 1 дюйм) без тех задержек, которые можно наблюдать на диффузорах большей площади. Фланец с мембраной и магнитной системой установлены в алюминиевую корзину. Корпус твитера выполнен разборным - единственное крепежное отверстие находится под магнитом.

    СЧ излучатель 3"

    Среднечастотник выглядит так, словно инженеры взяли добротный вуфер и уменьшили его до 3" в диаметре. То есть, никаких куполов - только конусный диффузор с довольно большим для такой малютки ходом. Корзина здесь литая, магнит - неодимовый, и расположен он внутри катушки. Подвес - из резины. Материал диффузора - так называемый W-сэндвич, представляющий собой трехслойную конструкцию из двух слоев стекловолокна, разделенных вспененным полимером. О том, что этот миниатюрный динамик способен работать на достаточно низких частотах (читай - в поршневом режиме), говорит двойное охлаждение катушки - традиционное осевое отверстие и ряд боковых, прикрытых элегантной сеточкой. Такая конструкция СЧ-звена вызвала у нас подозрение: возможно, мы имеем дело с уникальным случаем реализации автомобильной акустики с мидрейнджем, имеющим расширенный частотный диапазон, буквально„залезающий" в область и низких, и высоких частот. В домашних high-end-системах эта концепция довольно популярна. Конечно, одному широкополоснику практически невозможно отыграть края диапазона, зато можно обойтись вовсе без разделительных фильтров - несовершенных по определению. То, что представленная нам концепция близка к предполагаемой, подтвердили и наши последующие измерения.

    Мидбас 6,5"

    Низкочастотный динамик - полная увеличенная копия среднечастотника. Здесь использована та же конструкция, те же материалы и то же безупречное по качеству исполнение. Зажимной клеммник расположен на одном из ребер диффузоро-держателя и принимает в себя провод сечением до 4 мм2. Подробнее о нем будет ниже.

    Кроссовер

    Это самая необычная часть комплекта. У нас даже нет полной уверенности, что слово „кроссовер" в должной степени подходит для обозначения данного прибора. Дело в том, что он не только „режет" частотный диапазон на три заданные полосы, но и позволяет в широких пределах менять характеристики фильтров и регулировать сигнал по полосам. Размерами и формой кроссовер напоминает скорее небольшой домашний усилитель мощности, а качество его изготовления даст фору многим домашним аудиофильским „коллегам". Кстати, здесь предусмотрено раздельное подключение НЧ-и СЧ-ВЧ-звеньев к усилителю, иными словами, так называемый бай-вайринг.

    ПОДГОТОВКА К ИСПЫТАНИЮ

    На испытаниях Utopia заиграла не сразу, так как нам пришлось повозиться, определяя правильную взаимную фазировку всех ее звеньев. Потом настал черед кроссоверных регулировок. Рекомендация производителя была такой: 7-2-1-1, но в этой конфигурации звучание оказалось резким и совершенно неестественным. Поэкспериментировав с АС, мы нашли иной баланс - 7-4-3-2, при котором и слушали музыку. По мере прогрева головок, а также по мере того, как мы прислушивались к эволюции звучания, оно нравилось нам все больше и больше. В самом начале звук „Фокала" был принят нами сдержанно, едва ли не с прохладцей. Но затем музыка начала обретать осязаемость и натуральность, и первые наши осторожные оценки сменились почти детским восторгом. И самое главное, по мере прослушивания у каждого из нас появилась некоторая профессиональная растерянность, неспособность в должной мере описать слышимое. Иными словами, для этих АС совершенно не подходят стандартные формулировки про тональный баланс, окраску, ширину и глубину звуковой сцены и проч. Хотя со всем перечисленным (или почти со всем) у этих АС полный порядок. По нашему общему мнению, чтобы охарактеризовать то, что мы слышали, нужны не столько технические термины, сколько художественные образы.

    ЭЛИКСИР ЭМОЦИЙ

    Кто будет слушать Utopia, будет слушать музыку. Поймав правильную фазировку и настроив тональный баланс, вы поймете, что у вас совершенно пропало стремление к пристрастному анализу. У вас появится другой азарт:„воткнуть" в проигрыватель знакомый, наизусть выученный диск, чтобы услышать множество новых звуков и нюансов. На этом восторженном фоне нам, например, было наплевать, что некоторая ущербность нижнего регистра режет нам слух - мы не напрягались. Между тем, если быть откровенным, воспроизведение баса - это не самая сильная сторона „Утопии". Басов хватало как раз на уровне мидбаса - по-настоящему глубокие „низы" эта акустика не воспроизводит. Области НЧ здесь не хватает атаки, разборчивости и драйва, причем доступные оперативные регулировки будут бессильны -все дело в конструктивных особенностях вуфера, который и не стремится показать себя сабом. По сути, это верно: автомобильные акустические системы такого уровня вряд ли должны работать без связки с сабвуфером. Наши субъективные ощущения подтвердили измерения. В частности, АЧХ в мид-басовой области показала даже небольшой подъем, но после 70 Гц начала резко падать, так что классические (80 Гц) частоты стыковки с сабом для Utopia будут оптимальными. Наши первоначальные предположения о том, что характер звучания комплекта Kit №7 определяют СЧ- и ВЧ-динамики, полностью подтвердились: среднечастотник работает в очень широкой полосе, и ему отданы самые интересные и полезные оперативные регулировки кроссовера. Вместе с ним абсолютно безупречный твитер и феерически исполненный разделительный фильтр составляют гармоничную триаду. Буфер же, по нашему мнению, просто хорош для промежуточного звена между АС и сабом. Самое главное - он не будет мешать СЧ-динамику работать от 190 Гц, не будет „забивать" его и ревностно выпячивать свои способности.

    ПОДРОБНО

    Типоразмер 3 полосы
    Низкочастотный динамик 6,5" "W"-сэндвич
    Среднечастотный динамик 3" "W"-сэндвич
    Высокочастотный динамик 1" Beryllium
    Мощность (ном./макс.) 100/200 Вт
    Уровень чувствительности (заявленный) 59 дБ/2,83 В/1м
    Установочная глубина НЧ - 72 мм, СЧ - 35,8 мм
    Информация
    www.focal-audio.ru

    Плюсы: Безупречная реализация концепции „расширенного СЧ", аудиофильский кроссовер с возможностью оперативных регулировок, высокотехнологичный твитер и ошеломляюще достоверное звучание
    Минусы: Недостаточно проработанные "низы"
    Вердикт: Эти АС, самый пик технического прогресса, не имеют конкурентов ни по возможностям инсталляции, ни по настройкам

    Источник: журнал Car&Music, март 2007

     Связанные товары из каталога МАГНИТОЛА
    Focal Utopia Be Kit N7 Passive 3-Way
    Focal Utopia Be Kit N7 Passive 3-Way
    Focal Utopia Be Kit N7 Active 3-Way
    Focal Utopia Be Kit N7 Active 3-Way
    В каталог МАГНИТОЛА >>
  • Предложения партнеров МАГНИТОЛЫ

  cc by-nc-sa