Вот, довелось и в этой области науки отметиться. Слава богу, для этого не пришлось облетать дымящиеся жерла на дышащих на ладан Ми-8, забираться на каменистые осыпи и дышать серными парами. Вулкан нам попался смирный, его активность можно легко поставить под контроль с помощью подходящего акустического оформления. «Вулкан», а точнее, Vulcan – название новой серии сабвуферов марки Art Sound. Вообще-то, по-английски огнедышащая гора называется volcano, почему для сабвуфера слово написали по-другому – не спрашивайте, не знаю. Возможно, для того, чтобы оно стало патентопригодным как торговая марка, возможно – еще почему. Вулканическая и сейсмическая активность взаимосвязаны, хотя ученые до сих пор не договорились: то ли тектонические сдвиги пробуждают вулканы, то ли, наоборот, извержения тревожат земную кору. В случае нашего вулкана взаимосвязь тоже наблюдается. Продукция Art Sound, дебютировавшая несколько лет назад в очень бюджетном секторе, начинает довольно явно демонстрировать признаки сдвига в область более серьезных притязаний. Мы эти подвижки уже заметили на примере акустики, а теперь «Вулканы» демонстрируют сдвиг совсем решительный. Уже первое, внешнее и беглое знакомство с новинкой производит очень благоприятное впечатление. Сабвуферная головка, пусть и не очень бюджетной, но и не вызывающей категории, выполнена по стандартам, которых обычно придерживаются только в дорогих моделях. Литая, а потом механически обработанная корзина мощных пропорций очень качественно заглушена, вернее, не заглушена, а сделана глухой без помощи каких-либо покрытий. В конструкцию динамика интегрирована развитая система вентиляции: в дополнение к «уставному» отверстию в магните есть и забранные сеткой окна под центрирующей шайбой увеличенного размера. Увеличенного закономерно, насколько можно судить без разборки динамика, диаметр звуковой катушки не меньше 60 мм. Но больше всего понравилось исполнение диффузора и узла крепления его внешнего резинового подвеса. Диффузор «Вулкана» - это алюминиевый шаровой сегмент с отбортовкой по внешнему краю для повышения жесткости, с тыльной стороны к нему крепится конический переходник из литой целлюлозы, а дальше уже звуковая катушка. Внешний гофр – тоже по уставу для длинноходовых головок, шириной 30 мм, а к фланцу рамы он крепится не банальным клеем (хотя клей тоже есть, не без этого), а зажат между фланцем и точеным алюминиевым кольцом, привинченным к фланцу. Тут сразу достигается и сверхнадежное крепление гофра, и фешенебельный экстерьер динамика, установленного в корпус. Кстати, даже крепежные отверстия для этой установки сделаны с шиком: это восемь заглубленных в металл гнезд, куда поместятся головки самых солидных болтов, а не жалких любительских саморезов. Сабвуфер двухобмоточный, с секциями по 2 Ом, каждая выведена на пару толковых пружинных зажимов. Формулу импеданса 2+2 мы считаем (и не раз об этом упоминали) более разумной, чем куда более широко распространенную 4+4. Почему? А вот почему. Две звуковые катушки в реальной жизни либо присоединяются каждая к своему каналу усилителя, если таких каналов на бас отведено два, либо соединяются вместе тем или иным образом и служат общей нагрузкой для одного басового канала. При формуле импеданса 4+4 в случае раздельного подключения каждый басовый канал будет работать на обычную нагрузку, форсировать их по мощности не удастся, а ведь на 2 Ом работают все автомобильные усилители (в обычном включении). Если басовый канал один, скажем, моноблок или пятый канал многоканального усилителя, 4-омные катушки соединяют параллельно, получают 2 Ом и все вроде бы хорошо. Но если в роли басового канала работают два включенных в мост, то опять не все хорошо, большинство усилителей не рассчитаны на работу мостом на 2 Ом. Получается, что при иллюзии универсальности сабвуферов 4+4, она весьма ограничена. Иное дело 2+2 Ом. Если два отдельных канала – все отлично, каждый дует в 2 Ом со всей мочи, если два канала мостом – соединяем секции последовательно, мостом на 4 Ом будет работать всякий. Обычному моноблоку, правда, достанется нагрузка 4 Ом, зато моноблоку экстремистскому, способному работать на 1 Ом, такую нагрузку можно создать, соединив секции параллельно, и тут уж вулканическая активность будет магнитуды «мама, не горюй». Так что формула хорошая, удобная, за это вулканологам спасибо. Однако в своих исследованиях в этот раз мы решили пойти немного дальше, чем планировали конструкторы «Вулкана». Недавнее знакомство с одним породистым двухкатушечным сабвуфером заставило нас по-иному взглянуть на «проблему двух катушек». Там производители никак не запрещали включать только одну катушку из двух, если есть такое желание или необходимость. А почему нет, подумали мы тогда и тогда же (№12/2004, с.75) заключили: а ни почему – нет разумных соображений, ставящих такое включение под запрет. Допустимая мощность, по нашему разумению, при этом изменится незначительно, секции звуковой катушки намотаны в два провода, поэтому механизм тепловыделения остается таким же: сначала быстро и легко по меди, потом трудно по воздуху. Другое дело, что параметры динамика с одной включенной звуковой катушкой и с двумя будут различаться радикально. Радикализм касается, правда, только одного из трех жизненно важных параметров. При «половинном» включении двухкатушечника электрическая добротность Qes возрастает вдвое, как следствие полная добротность Qts – почти вдвое. Почти – потому что входящая в нее механическая добротность Qms остается неизменной. Вот сейчас и попробуем, что получится. Номинальный импеданс, Ом 2+2 Допустимая мощность (по данным изготовителя), Вт 1000 Неравномерность АЧХ (ЗЯ, 25 – 100 Гц), дБ 2,8 Опорная чувствительность, дБ/Вт (1 м) 85,7 Средний к.н.и., (96 дБ, 50 – 125 Гц), % 2,32 Максимальное звуковое давление (в свободном поле), дБ 113,7 Допустимая мощность указана без подробностей: 1000 Вт, и все тут. Ну, стало быть, тысяча, что мы можем сделать. Нелинейные искажения оказались весьма скромными, на уровне лучших представителей сабвуферных брэндов-ветеранов. Чувствительность не самая высокая, несмотя на мощную магнитную систему (силовой фактор в 4-омном включении зашкаливает за 15), быть высокой ей мешает очень тяжелая подвижная система, мы вычислили значение 255 г. Обычно это служит предпосылкой к способности работать в небольших объемах, остается проверить, не окажутся ли наши ожидания обмануты. Измерения параметров, святое дело, дало обнадеживающие результаты. Хотя не с первого раза. «Вулкан» оказался тем редким типом динамика, который продемонстрировал значительный уход параметров после интенсивной, но по-журнальному недолгой, около 2 часов, разминки. Значение Fs, например, на динамике «из коробки» было выше на целых 5 Гц. Контрольный замер еще через полчаса интенсивной растряски головки показал: дальше параметры меняются медленно и слабо, будем считать – стабилизировались. Производитель дает две рекомендации: ЗЯ в 20 литров и ФИ в 30 с настройкой тоже на 30, только уже герц. Проверили: все нормально, обе рекомендации остаются в силе, но нам кажется, что объемы можно даже уменьшить, тогда оформление из очень компактного (20 литров для «двенашки» - это не объем, это каземат, одиночка, каменный мешок) становится просто фантастически компактным. Именно поэтому реализовать на практике ФИ будет весьма непросто, если только не заглянете в другой материал этого номера за подсказкой. А вот теперь – новости вулканологии. Если подключить только одну секцию звуковой катушки, мы получаем полноценный 2-омный сабвуфер с добротностью, идеальной для установки free air. Проверяем: получается очень симпатично. Здесь вспоминаем, что уже не раз, сталкиваясь с высокодобротными жесткими сабвуферными головками, обнаруживали в них способность, не предусмотренную обычными канонами. А именно: работать в просторных фазоинверторах. Вообще считается, что ФИ – это для динамиков с низкими значениями Qts, не выше 0,4. Но попробовали подобрать оформление здесь и были вознаграждены: в немаленьком (хотя и не возмутительно большом) корпусе с настройкой на все те же 27 Гц получается (с учетом передаточной функции, а вернее – исключительно благодаря ей) весьма корректная на самом нижнем басу АЧХ с мощнейшим акустическим усилением. На частоте 30 Гц, к примеру, в таком оформлении при подведенной мощности 10 Вт «Вулкан» создаст такое же звуковое давление, для которого на этой же частоте в закрытом ящике понадобилось бы подвести…ровно 100 Вт. А если взять 45-литровый фазик, а подвести всю сотню…впрочем, дальше вы уже сами, мы возвращаемся на базу, пока извержением не накрыло. Параметры Тиля - Смолла при последовательном включении звуковых катушек (Z = 4 Ом) Заявка Факт Fs, Гц 23 26,8 Vas, л 59 43,6 Qts 0,41 0,404 Параметры Тиля - Смолла при параллельном включении звуковых катушек (Z = 2 Ом) Заявка Факт Fs, Гц - 26,8 Vas, л - 43,6 Qts - 0,743 ЧТО Сабвуферная головка 12” КТО Art Sound Vulcan 12 ПОЧЕМ $179 ЭТО — ПЛЮС Исключительная универсальность (если знать ходы) Низкие искажения Действительно компактное оформление Козырная конструкция и исполнение ЭТО — МИНУС Чутья маловато ОДНИМ СЛОВОМ... Если честно, не ожидали РЕЙТИНГ Конструкция и исполнение 9 Форма АЧХ в салоне 8 Максимальное звуковое давление 8 Искажения 8 Компактность оформления 9 Итог 42 Источник: журнал АвтоЗвук, №2/2005, рубрика "На ковер!" Автор: Марк Гасанов, измерения: Юрий Евтушенко |
Art Sound Vulcan 12 |
Всем привет! Отсутствовал несколько лет в автозвуке и на форумах, сейчас смотрю раздел
Последнее сообщение от: Molchun 22.11.2024, 10:50
Status. Alpine Status. Большой тест 12-канального усилителя со встроенным 14-канальным аудиопроцессором Alpine HDP-D90 (серия Alpine Status)