Новости и статьи по автозвуку на МАГНИТОЛЕ
  • Компонентная АС 16,5 см Focal Polyglass 165VR3. Лаборатория. Соло.

    Если вы сможете использовать весь потенциал 165 VR3, то эти АС станут настоящим украшением аудиосистемы.

    Имя Focal и артистично-небрежный штрих логотипа хорошо знаком любителям как домашнего аудио, так и автомобильного. Серия Polyglass относится к среднеценовому диапазону акустических систем, выпускаемых под торговой маркой Focal. В ней представлен целый спектр АС от четырехдюймовых коаксиалов 100CVX до трехполосного комплекта 165 VR3, о котором и пойдет сегодня речь.

    КОНСТРУКЦИЯ

    Начнем с мидбасового динамика. Сама его конструкция вполне обычная, однако стоит обратить внимание на несколько оригинальных деталей. Диффузор выполнен из композитного материала Polyglass -внутренняя его часть напоминает знакомые бумажные диффузоры, а на лицевой - зернистое покрытие. Похожее покрытие нанесено и на корзину динамика и сам магнит. Часть магнитной системы хромированная. В торце - осевое вентиляционное отверстие. Каптоновая звуковая катушка диаметром 25 мм, подвес - бутиловый. Параметры Тиля-Смолла, по описанию, составляют 83 Гц, 6,85 литров и 0,83 (соответственно, резонансная частота, эквивалентный объем и результирующая добротность). Для нашего экземпляра они отличаются в сторону меньшей добротности и более низкой Fs. Среднечастотник выполнен с применением тех же технологии, что и низкочастотник, его типоразмер составляет 4 дюйма. Резонансная частота - 113 Гц, что, надо признать, дает неплохую возможность сделать частоту раздела с басовиком достаточно низкой. На практике это означает, что при расположении среднечастотника, например, на торпедо или в верхней части двери, можно получить хорошую высоту звуковой сцены и локализацию инструментов. При таком резонансе вполне оправданным выглядит частота раздела около 320 Гц, которую обеспечивает кроссовер. Раздел «серединки» с твитером производится на частотах порядка четырех с небольшим килогерц - достаточно далеко от резонанса последнего -1,2 кГц, что на звуке отражается всегда положительно. Сам твитер имеет конструкцию, ставшую для Focal классической - инвертированный купол TNB. Порядки всех фильтров в кроссовере - вторые, соответственно, с крутизной спада 12 дБ на октаву. Переключатель уровня твитера имеет три положения и, обратите внимание, вносит затухание, наиболее заметное в области частот до 10-12 кГц, а выше - не столь ощутимое. Этим решается характерная проблема потери «воздушности» звучания при «приглушении» твитера. Реализовано это не столько внесением затухания целиком в тракт высокочастотника, сколько изменением добротности фильтров верхних частот.

    УКРОЩЕНИЕ СТРОПТИВОГО

    Прослушивание мы начали, выставив переключатель кроссовера в положение 0 дБ, что соответствует верхней кривой твитера на графике АЧХ кроссовера, басовики установили в тестовых корпусах объемом порядка 30 литров, имитирующих установку в двери, среднечастотники установили в «псевдофриэйр» (закрытый корпус с объемом на порядок выше эквивалентного объема). Первое, на что мы обратили внимание при прослушивании тестовых треков, - это густой акцентированный бас. По этой причине тональный баланс кажется смещенным в низкочастотную область. На наш взгляд, причиной тому не только особенности самого низкочастотного динамика, но и то, что он значительно «переигрывает» своих компаньонов по громкости. Удар бас-бочки глубокий, однако структура и рельеф баса при этом прорабатываются слабовато. Ситуация заметно улучшилась при включении на усилителе фильтра высоких частот с настройкой около 60-70 Гц. Бас при этом остался таким же массивным, но стал уже не таким перегруженным. Объяснение этому достаточно простое: частота собственного резонанса достаточно высокая для 6,5-дюймового калибра динамика (а при установке в закрытый объем резонанс системы динамик-корпус еще немного повышается), и попытки воспроизвести более низкие басовые партии, как правило, оказываются не очень удачными. Поэтому первый совет -не «распускайте» низкочастотники в полную полосу, они этого не любят. Действительно, если нужен глубокий бас, то для этого предназначен сабвуфер. Рельеф инструментов, играющих в басовом регистре, после включения ФВЧ усилителя стал более выразительным, но сама структура осталась сглаженной. Поэтому следующие наши эксперименты касались изменения объемов корпусов для низкочастотных динамиков в сторону их уменьшения. Выводы получились однозначными -низкочастотники вполне допускают работу в двери, однако оптимальным решением будет установка в закрытые корпуса. Самым удачным нам показался объем порядка 5-7 литров. В таком варианте звучание басовых инструментов приобретает более четкие очертания, появляется панч. При этом резонансная частота, конечно же, поднимается, однако больших проблем стыковки с сабвуфером возникнуть не должно. Впрочем, на этом серьезные замечания к 165 \/RЗ заканчиваются, к воспроизведению среднечастотного и высокочастотного диапазонов каких-либо претензий не возникло. Акустическая гитара подается кристально прозрачно, звучание открытое, детальное и абсолютно нейтральное. Женские голоса натуральны, в мужских иногда проскальзывают акцентированные нижние нотки. Хоровые записи показывают хорошее разделение голосов и передачу объема. Сибилянты поначалу слегка обращают на себя внимание, однако переключение на кроссовере уровня твитера в положение «-3» ставит все на свои места, передача глубины сцены становится более точной. Характер звучания «верхов» суховато-педантичный, присутствует некоторая жесткость, но отнюдь не «колкость» и не звонкость. Здесь имеет место как раз тот случай, когда желание оценивать звучание на средних и верхних частотах заменяется желанием слушать сами инструменты, играющие в этих диапазонах, настолько натурально воспроизводится их тембр. Это говорит, в первую очередь, о хорошем согласовании твитера и среднечастотника, и, чтобы сохранить эти преимущества при инсталляции, мы советуем располагать их как можно ближе друг к другу. Очень интересный результат может получиться при включении 165 VRЗ биампингом по «полупока-нальной» схеме, при которой раздел между среднечастотником и высокочастотником возлагается на штатный кроссовер, а раздел между среднечастотником и басовиком - на кроссовер усилителя, большинство моделей имеет для этого достаточный диапазон регулировок фильтров. При этом появляется возможность более гибкой настройки уровня НЧ-звена относительно СЧ-ВЧ. Правда, при этом НЧ-цепь кроссовера остается «висеть в воздухе», и, чтобы этого избежать, мы бы советовали доработать схему, превратив кроссовер из трехполосного в двухполосный. Это можно сделать, удалив из него реактивную емкость. Однако в среде любителей автомобильного аудио мнения по этому поводу разделяются, многие «вешают» на НЧ-выход мощный резистор, заменяющий для кроссовера отсутствующий динамик, а многие просто оставляют все без изменений.

    ЗВУК И ЦВЕТ

    Знаменитый рок-музыкант Эдди Ван Хален (Van Halen) однажды привел интересное сравнение. Он сказал: «Если провести аналогию между звуковыми ощущениями и цветом, то для меня рок-н-ролл ассоциируется с коричневым. Это не грязный коричневый, а теплый цвет земли и коры живого дерева». Эта фраза и попытка ассоциировать звук с цветом вспомнилась с первых минут прослушивания 165 VR3. Если и подбирать сравнение характера этих АС с цветом, то это будет однозначно серый. Причиной тому не только цвет диффузоров и корзин динамиков, а в первую очередь, нейтральность и сухая педантичность воспроизведения. Они не вносят собственных красок и эмоций, а лишь беспристрастно превращают в звук идущий на них с усилителя электрический сигнал. И если вы сможете использовать все возможности, предоставляемые 165 VR3, то они смогут стать настоящим украшением аудиосистемы.

    ПО ПАСПОРТУ

    Мощность(ном./макс.)80/160 ВТ
    Номинальный импенданс 40 м
    Размер НЧ/СЧ 6,5 дюйма/4 дюйма
    монтажная глубина НЧ/СЧ 68 мм/40 мм
    Чувствительность 93дБ/2,88/1м
     
    Измерения

    QTS HЧ  0,60    
    FS HЧ   71,1 Гц
    VAS HЧ  6,83 л
    RE НЧ   3,2 Ом
    FS CЧ   113 Гц
    FS ВЧ   1,2 Кгц

    Класс Classic
    Цена 382,61 EUR
    Информация  www.focalaudio.ru

    Плюсы: Качество изготовления на высочайшем уровне
    Минусы: Низкочастотные динамики требуют «укрощения»
    Вердикт: Комплект АС, требующий особой тщательности в инсталляции

    Результаты тестирования

    Звучание 41 (max 50)
    Технические характеристики 17 (max 20)
    Конструкция и техническое исполнение 28 (max 30)
    Итог  86 (max 100)

    Источник: журнал Car&Music, март 2009. Текст: Антон Николаев

     Связанные товары из каталога МАГНИТОЛА
    Focal 165 VR3
    Focal 165 VR3
    В каталог МАГНИТОЛА >>
  • Предложения партнеров МАГНИТОЛЫ

  cc by-nc-sa