Оковы (в современной терминологии — наручники) — непременный аксессуар из гардероба инженера-акустика. Ношение их в рабочее время обязательно.
В той или иной форме их надевают на натруженные руки специалистов, потому что, если этого не сделать, акустики, люди, не ведающие, как достаются деньги (им-то редко помногу достаётся, так что откуда знать), натворят немыслимого, движимые только одним помыслом — чтобы лучше звучало. А почём получится — да по деньгам, им и дела нет.
Редко удаётся понаблюдать за результатами деятельности разработчиков акустики, с которых на время «пали оковы» ограничений на цену создаваемого изделия. Но вот именно такая возможность. Первая акустика, выпущенная под торговой маркой Audison, да ещё с дворянским титулом Thesis, была самым очевидным образом создана людьми, оков в это время не носившими. Задача была (надо полагать) поставлена так: брать лучшие материалы, лучшие технологии, себя не щадить, патронов не жалеть, пленных не брать и так далее. Неплохо знакомые нашим читателям мастера фирмы Elettromedia знали, как воспользоваться полученной свободой. От одной крайней точки до другой, от защитной решётки до недр магнитной системы компоненты акустики Audison Thesis выполнены самым бескомпромиссным и во всех отношениях мастерским образом.
Став акустической (а не только усилительной) маркой, Audison представил на суд публики одну-единственную линейку динамиков, даже не линейку, которая подразумевает выбор калибра мидбаса или сабвуфера, а набор из четырёх компонентов, из которых можно построить двух- или трёхполосную систему с сабвуфером.
У головок, входящих в дебютную (и, надо думать, очень надолго единственную) серию, кроме традиционных цифро-буквенных индексов, есть собственные имена: пищалка ТН 1.5 носит имя violino (скрипка, традиционно для всех «Тезисов» — с маленькой буквы), среднечастотник ТН 3.0 — voce (голос), мидбас, он же басовик трёхоплосной системы ТН 6.5, называется sax, единственный в гамме сабвуфер, десятидюймовый ТН 10, следуя той же неумолимой музыкальной логике, называется basso.
Для тех, кто на аперитив предпочитает численные параметры головок, могу сообщить: пищалка с 35-миллиметровым куполом имеет импеданс 8 Ом и резонансную частоту 980 Гц. Диффузорный среднечастотник (тоже 8-омный) — 80-миллиметровый, у него резонанс 150 Гц и «фриэйрная» добротность, ровно 0,7. У мидбаса стандартного калибра 165 мм резонансная частота 57 Гц, добротность, в традициях фирмы — около 0,4, о том, что Риккардо Аббателли именно это значение считает наилучшим для акустики высокого класса, мы упоминали, тогда — в контексте Hertz Mille.
Ну и наконец, сабвуфер. Он по параметрам более всего подходит для закрытого ящика (что естественно для компонентов аудиофильского предназначения), Fs = 34 Гц, Qts = 0,27. Всё, цифр пока достаточно. Они не иллюстрируют и малой доли усилий (успешных, заметим), вложенных в эту разработку конструкторами, которым не ставили никаких ограничений.
Первое, с чего они начали — выбор материала диффузоров и купола. Первая стадия работы — выбор из известного, закончился ничем, ни один из освоенных материалов конструкторов не устроил. И они пошли по пути, лучшую характеристику которому дал герой «Пятого элемента»: «Хочешь, чтобы что-то было сделано хорошо — делай это сам».
Сами итальянцы сделали чрезвычайно интересный материал для диффузоров. Это композит из целлюлозы и стекловолокна, но выполненный не традиционным способом, когда два слоя изготавливаются отдельно, а потом скрепляются в единый сэндвич. Здесь так: готовится подложка из редко переплетённых волокон, на которую отливается целлюлозная диафрагма, она в своём нижнем слое оказывается пронизанной стекловолокном, с ожидаемыми последствиями в смысле жёсткости, а излучающая поверхность — классическая и бессмертная целлюлоза. Лишней массы при этом не возникает, поскольку количество волокна подбиралось по принципу необходимого минимума. И хоть было обещано, что теперь без цифр, отмечу, для понимающих: масса подвижной системы среднечастотника — всего около 3 г.
Многоканальная система продувки звуковой катушки мидбаса сделана не ради безумных уровней звукового давления, а для обеспечения термостабильных условий работы динамика и, как следствие - снижения эффекта компрессии
В приводе головок Thesis применена звуковая катушка из плоского алюминиевого провода, внешний неодимовый магнит с повышенной симметрией поля и два кольца Фарадея, укрощающих изменения индуктивности звуковой катушки
«Трёхволновый» гофр призван соединить достоинства классических и современных подвесов
Для интересующихся и небедных: габариты диффузорного среднечастотника ТН 3.0 voce
Не обошёлся без внимания и материал для купола пищалки. Самое простое было бы взять шёлк, написать повсюду, что, мол, «чистый шёлк» и... получить характеристики хуже, чем в случае аккуратно подобранного соотношения между шёлком и синтетикой, без добавок параметры купола в условиях автомобильной жизни с её колебаниями влажности, спустя некоторое, не такое уж большое время начинают меняться.
Центральные колпаки всех трёх диффузорных головок сделаны из чрезвычайно жёсткого материала — разновидности поликарбоната, идущего на компакт-диски. То, что колпаки получились при этом прозрачными — натурального цвета применённого материала, стало незапланированным, но весьма уместным дизайнерским изыском. А нужен был твёрдый и жёсткий материал затем, что диффузорные головки Thesis основаны на разработанной здесь же, на Elettromedia, но несколько лет назад геометрии V-Cone.
V-образные диффузоры во всех трёх диффузорных головках выполняют обе функции, для которых задуманы. Оптимизируют направленность вблизи верхней граничной частоты и служат основой системы циркуляционного охлаждения звуковых катушек. Здесь надо отметить: мощная система охлаждения предусмотрена не только у сабвуфера, которому она положена по штату, но и у мидбаса, в меньшей степени — у среднечастотника. Почему, казалось бы, здесь тепловые нагрузки при нормальном уровне громкости (а аудиофильская акустика делается не для безумного грохота) не должны быть опасными для динамика? Верно, для динамика не опасны. А для звука —очень даже. Конструкторы приняли все меры для обеспечения стабильной рабочей температуры звуковой катушки в широком диапазоне мощностей, ибо не сделай они этого, на звучании сказывался бы эффект тепловой компрессии, ведь с колебаниями температуры меняется и сопротивление катушки.
Катушки и то, что их окружает — ещё более впечатляющий пример творческой свободы. Во всех головках применены неодимовые магниты, причём не карликовые, помещённые внутрь звуковой катушки, а нормальные, внешние, это относится и к пищалке, что необычно, и к сабвуферу, что совсем экзотично. Неодима на это ушло много, но сказано было: патронов не жалеть. Конструкция магнитной системы подчинена идее предельной симметрии, как в статическом смысле, так и в динамическом, первое означает симметричное распределение силовых линий магнита, второе — минимальное влияние переменной индуктивности звуковой катушки при её движении в зазоре. Для этого впервые, кажется (во всяком случае, иного прецедента не припоминаю), использована схема из двух короткозамкнутых витков (колец имени товарища Фарадея): одно — в виде тонкостенной «манжеты», окружающей основание центрального керна, второе — довольно массивное кольцо, венчающее сам керн. Ну и, разумеется, многоканальная система продувки звуковой катушки, о которой уже была речь.
Гофр по периферии диффузора, что тут, кажется, можно придумать нового, но ведь придумали... во всех трёх диффузорных головках применены гофры, некогда использованные Elettromedia в сабвуферах Hertz. Трёхволновые гофры из бутил-каучука призваны объединить достоинства резиновых подвесов (большой ход, эффективное гашение внутренних колебаний диффузора) с преимуществами классических гофров (откуда, собственно, и название, ведь одна волна — это ещё не гофр) эстрадной акустики, обеспечивающими наилучшую линейность как при малых, так и при больших амплитудах.Корзины и защитные решётки тоже оказались продуктами напряжения инженерной мысли. Корзины призваны обеспечить не только максимальную жёсткость, для этого существует готовый рецепт- литьё, но и аэродинамическое совершенство. «Спицы», соединяющие передний фланец с корпусом магнитной системы, выполнены в форме аэродинамического профиля, не только снаружи, где это видно и влияет на продажи, но и изнутри, где не видно, но при бескомпромиссном отношении к звучанию головки — более важно. Из чего делают защитную решётку конструкторы, которым на время дали полную свободу? Теперь это известно: отливают из цинкового сплава, который отличается от алюминиевых значительно менее выраженными резонансами, модуль упругости другой.
Пассивных кроссоверов в системе акустики Thesis не предусмотрено, всякому понятно, что такую акустику будут включать поканально. Тем не менее из имеющегося ряда фирма формирует две модели «полных» систем, которым тоже даны имена, и тоже очень логичные. Двухполосный комплект (sax и violino) называется ТН К2 coro (это «хор» по-ихнему), трёхполосный (sax + voce + violino) образуют комплект ТН КЗ orchestra. Тоже, наверное, что-то означает по-итальянски...
Источник: журнал Автозвук, 08/2008. Текст Андрей ЕЛЮТИН
Audison Thesis TH 10 basso | Audison Thesis TH 6.5 sax | Audison Thesis TH 3.0 voce | Audison Thesis TH 1.5 violino |
Всем привет! Отсутствовал несколько лет в автозвуке и на форумах, сейчас смотрю раздел
Последнее сообщение от: Molchun 22.11.2024, 10:50
Status. Alpine Status. Большой тест 12-канального усилителя со встроенным 14-канальным аудиопроцессором Alpine HDP-D90 (серия Alpine Status)