Всегда бы так: в заголовок выносится название тестируемого продукта, и делать-то больше ничего не надо. В отношении заголовка, по крайней мере...
Да и в других смыслах это решение поможет сберечь немало сил. Смотрите, как получается: автомобилей без аудиосистемы теперь как будто и не бывает (я не беру некоторые антикварные модели, которые лишь по недоразумению считаются современными), а значит, и нет смысла спрашивать, с чего начинается построение системы. Теперь надо говорить — с чего начинается её апгрейд, попросту, улучшение? Нет, мы-то с вами знаем, что довольно часто единственно верным первым шагом апгрейда системы является её полная ампутация. Но, во-первых, это знают далеко не все. Во-вторых, полная ампутация порой оказывается сопряженной с такими техническими трудностями, что нормальный человек (не поражённый вирусом автозвука), скорее всего, скажет: «А ну его... Активный сабвуфер поставлю — и хватит». После этого, как правило, быстро приходит понимание, что сабвуфер даже среднего разбора не очень здорово сочетается с фронтами, приводимыми «в движение» усилителями головного устройства. Бывает, что это понимание, не без помощи инсталляторов, приходит не после, а в процессе осуществления первого шага — установки сабвуфера. И вообще — чем отличается «среднепродвинутая» аудиосистема от системы-минимума? Как раз наличием сабвуфера и внешних усилителей. Ну теперь ещё — непременным входом в виде гнезда Mini-jack (3,5 мм), к которому можно подключить ваш любимый плеер и USB для любимой флэшки, но это — другая тема. Хотя... Впрочем, вернёмся к поискурешения, позволяющего два неизбежных первых шага апгрейда системы совместить в один наиболее эффективным образом.
Такое решение есть, и называется оно... «Решение». В оригинале, разумеется, Solution. Природа решения проста и даже, как может показаться, очевидна, только другие с ним что-то медлят. Совместить в одном агрегате активный сабвуфер и усилитель для фронтальной акустики — это ведь драматически упростить инсталляцию: один раз — силовая проводка, один раз — акустическая, один раз — пара межблочников. Финансовые обременения, связанные с «Решением» модели 25 A1 (наверное, планируются и другие), не чрезмерные. В цену хорошего мобильного телефона (или немудрёного коммуникатора) помещается, если заглянуть внутрь корпуса, двухканальный усилитель фронта, басовый моноблок для сабвуфера, сам сабвуфер в уже сделанном и отделанном акустическом оформлении и кое-что ещё. Что? Давайте всё же по порядку.
Сабвуфер построен на 25-сантиметровой головке серии Access с диффузором из стеклоткани. Головка— серийная, продающаяся и отдельно, поэтому на сайте фирмы про неё можно узнать многое: мощность, параметры Тиля — Смолла и рекомендуемые типы оформления. Рекомендуют там исключительно «фазик» объёмом от 20 до 40 л. Конструкторам из собственных рекомендаций больше всего понравился вариант 25 л с настройкой на 46 Гц, который они и воплотили в жизнь. Корпус сабвуфера (будем называть его так, не говорить же «комбинированное устройство») выполнен в основном из МDF толщиной 15 мм, покрытой пластиком, удачно имитирующим пассивированный алюминий. Боковины отлиты из чёрного пластика той же толщины. Диффузор головки и раструб фазоинвертора закрыты сеткой, что лишило меня удовольствия измерить длину трубы, диаметр могу указать: 85 мм. Заранее было ясно, что труба такого калибра с 10-дюймовой головкой «шипеть» не должна (так и оказалось на деле). Ящик, как видите, очень даже компактный, Solution — это решение для тех, кто пока что не готов отдать в жертву звуку изрядное количество пространства багажника. Сабвуфер комплектуется парой нейлоновых ремней для крепления. Большую часть площади задней стенки занимает панель радиатора охлаждения. На ней смонтирован весь (трёхканальный, напомню) усилитель вкупе с преобразователем питания. А все соединения, равно как и довольно удобные регуляторы, вынесены на боковую стенку. Номинал предохранителя (30 А) показывает, что слишком уж серьёзных значений мощности от этого изделия ожидать не стоит, но это мы позже проверим. Сильноточные зажимы имеют, как мы говорим, «стандартную» ширину — немного меньше 9 мм. Кроме линейных входов усилитель снабжён и входами высокого уровня. Линейных выходов нет, да их и не надо, Solution — решение самодостаточное. Усилитель сабвуфера снабжен неотключаемым фильтром НЧ, что естественно. В «открытом» усилителе можно задействовать только фильтр ВЧ (что тоже правильно), но у него есть и широкополосный режим, что позволит при необходимости воспользоваться внешним фильтром. Диапазон перестройки фильтров одинаковый — от 40 до 150 Гц. Хотя у усилителей фронтов и сабвуфера общий вход, регуляторы усиления у них, естественно, разные. В сабвуферном усилителе предусмотрен и плавный регулятор фазы. Басовый регулятор обеспечивает подъём до 12 дБ, если судить по маркировке. Согласно инструкции же, максимальный подъём 9 дБ на частоте 55 Гц. И всё это ещё не самое интересное. Самое, на мой взгляд, примечательное в том, что имеющийся дистанционный регулятор уровня не только управляет громкостью сабвуферного усилителя, но и содержит гнездо Aux (тот самый Mini-jack) со своим регулятором громкости. Наличие этой немудрёной опции сразу переводит Solution из разряда активного сабвуфера с «лишним» усилителем в категорию принципиально новых устройств.
Методику тестирования пришлось разрабатывать заново, поскольку и подобный «гаджет» появился у нас впервые. Сабвуферы мы меряем, усилители меряем и слушаем. Поэтому начали со «слушаний». Усилитель фронта включён в режим широкой полосы, чувствительность его установили почти на максимум, чувствительность усилителя сабвуфера, наоборот, максимально загрубили, чтобы он не мешал «давать показания» контрольным громкоговорителям Monitor Audio Reference Gold 20. Перечень дисков мне бы очень хотелось опустить, он по большей части остался тем же, что и всегда. Но — Ordnung ist Ordnung (что означает «пиши и не торгуйся»). Итак.
1. The Ultimate Demonstration Disc. Chesky Records, 1999.
2. Pink Floyd, «The Dark Side of the Moon». Capitol, 2003.
3. Adriano Celentano, «Arrivano Gli Uomini», Clan, 1991.
4. Silence Technology Test Disc. Audio div., Matsushita, 1990.
5. «Music and Nature. Wear the Music You Love». P & S, год выпуска не указан.
Локализация голоса Челентано на первом треке диска [3] относительно чёткая, но не более того. Начинаем прибавлять громкость и видим, что бас «на глазах» тяжелеет, а голос певца становится расплывчатым. Однако спрашиваем себя, штатныйли это режим работы фронтального усилителя? Нет, разумеется, в реальной обстановке он будет работать через свой же ФВЧ. Вот и включаем фильтр ВЧ, правда, с частотой среза, установленной на нижний предел (согласно маркировке это 40 Гц). Эшелонирование сцены по глубине стало подробнее, бас теперь уже не рыхлый, хотя всё же излишне бархатистый. Диск [2], любимый 6-й трек. Чёткость фронта рабочих барабанов удерживается, даже когда удар идёт синхронно с бас-гитарой. Хотя рисунок у басов не слишком чёткий, скорее концертный, чем студийный. Резкость разрывов фейерверка на диске [4] не самая высокая, но фейерверк не спутаешь с хлопком двери. Ставим сложный по «сценографии» материал, 4-й трек с диска [5]. Отдельные голоса хора локализуются надёжно, однако нельзя сказать, что с голографической чёткостью. Впрочем, если вы намерены предъявлять слишком серьёзные требования к голографичности сцены, вам вряд ли удастся обойтись доступными решениями.
Нижняя граница перестройки фильтра НЧ сабвуферного усилителя, вероятно, действительно, около 40 Гц, но с учётом собственной АЧХ сабвуфера по спаду звукового давления относительно максимума диапазон перестройки от 105 до 150 Гц. Так что на практике в большинстве случаев надо будет устанавливать регулятор фильтра на минимум, а потом к нему «подгонять» фильтр фронтов. Частота настройки порта 46 Гц. Нижняя частотная граница примерно 33 Гц, однако из-за большого расхождения частоты настройки порта и максимума отдачи головки суммарная АЧХ вряд ли будет очень уж ровной.
В широком диапазоне фильтра частотную характеристику даже при большом желании трудно назвать ровной. При максимальном действии басового регулятора частотная характеристика неожиданным образом становится более ровной. Впрочем, неожиданности здесь нет: исходный максимум отдачи приходится на 80 Гц, буст даёт подъём на 8,3 дБ на частоте 50 Гц и выравнивает общую АЧХ. Возьмите на заметку...
Наиболее «правильная» частотная характеристика, как и ожидалось, реализуется с фильтром НЧ, настроенным на самую низкую частоту среза.
Тип оформления ФИ
Мощность усилителя (по данным изготовителя), Вт 150
Неравномерность АЧХ в салоне (25 — 100 Гц), дБ 13,5
Максимальное звуковое давление, дБ (КНИ, %) 112,1(9,9)
Габаритные размеры (Ш х В х Г), мм 432 х 355 х302
Внешний объём ящика, л 36,8
Максимальная мощность (14,4 В, КНИ = 1%, 4 Ом/2 Ом), Вт 67,5/64,5
Коэффициент нелинейных искажений (1 кГц, Р = 0,1 Рmах, 4 Ом/2 Ом), % 0,058/0,099
Входная чувствительность, В 0,40 — 5,1
Отношение сигнал/шум, дБА 102
Переходное затухание, дБ 44
Диапазон частот (+0/-1дБ), Гц 1,5 — 61000
Скорость нарастания сигнала на выходе, В/мкс 5,4
Ток холостого хода, А 1.0
Неравномерность в этом режиме такая, какая указана в таблице. Не самая низкая, но обычная для «ящичных» сабвуферов с ФИ. Испытания на максимальное звуковое давление (по уровню искажений 10%) мы, как всегда, проводили на частоте 45 Гц. Неплохое давление для «десятки», к тому же столь компактной, но далеко не фантастическое по меркам «больших» сабвуферов.
Мощность усилителя фронтов, как и ожидалось, не запредельная. И вот что интересно. В наставлении ни слова не сказано, может ли усилитель работать на 2 Ом. Впрочем, не сказано и того, что не может, так что от ответственности за злоупотребление властью мы бы отмазались. Получилось, что по уровню искажений 1% выходная мощность на 2 Ом практически такая же, как на 4 Ом. Значит, физически возможность работать на низкоомную нагрузкуусилитель имеет, однако реализовать её источник питания не даёт. У усилителя на редкость низкий уровень шумов и столь же (к сожалению) низкое переходное затухание.
При подключении нагрузки емкостного характера ток потребления возрастает примерно на 5%, а на выходе появляется составляющая частотой 160 кГц. Помеха, как видите, несимметричная — «сверху» её относительная амплитуда примерно 12%, «снизу» колебания имеют затухающий характер, со стартовой амплитудой 6%.
Рабочий частотный диапазон начинается от 1,5 Гц, кажется, это самый лучший показатель среди «наших» усилителей. Надо ли столько? Есть мнение, что именно столько и надо, хотя лично я считаю, что и 4 Гц по нижней границе достаточно. Фильтр ВЧ честный, крутизна спада ровно 12 дБ/окт. Диапазон перестройки от 24 (!) до 200 Гц. Напомню, что включение такого фильтра (почти сабсоника) резко улучшило «сценические» возможности усилителя.
Рейтинг оценок пришлось набирать из составных частей — что-то взяли от сабвуферов в оформлении, что-то от усилителей. Обычная история, универсальное устройство, как правило, не обладает возможностями суммы «специалистов». Для ящичного сабвуфера у Solution не столь уж и высокое звуковое давление, для усилителя у него не слишком серьёзная мощность. Так что к суммарной невысокой оценке я взял и добавил «командирский» балл — за такую уникальную вещь, как дополнительный вход.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
ЧТО
Комбинированное устройство
КТО
Focal Solution 25 А1
ПОЧЕМ
13730 руб.
ЭТО — ПЛЮС
Входы высокого уровня
Плавный регулятор фазы
Внешний вход Aux
Нешаблонный дизайн
ЭТО — МИНУС
Невысокая мощность
Сравнительно невысокое звуковое давление
ОДНИМ СЛОВОМ...
Решение быстрое и самодостаточное
РЕЙТИНГ
Форма АЧХ в салоне 7
Максимальное звуковое давление 7
Компактность оформления 9
Мощность 7
Технические характеристики 8
Итог 38 + 1 = 39
Источник: журнал Автозвук, 09/2009. Петр ХОХЛОВ, измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
Focal Solution 25 A1 |
Всем привет! Отсутствовал несколько лет в автозвуке и на форумах, сейчас смотрю раздел
Последнее сообщение от: Molchun 22.11.2024, 10:50
Status. Alpine Status. Большой тест 12-канального усилителя со встроенным 14-канальным аудиопроцессором Alpine HDP-D90 (серия Alpine Status)