Новости и статьи по автозвуку на МАГНИТОЛЕ
  • На ковёр! Компонентная акустика DLS Nordica 6.2. Праздник, который теперь с нами.

    Как бы там ни было, но недорогой автомобильной акустики по-прежнему производится и продаётся немало. Дорогую тоже найти можно, и на любой вкус. Если поискать...

    Проблема, как всегда, возникает посередине. В том смысле, что солидной и правильно сделанной, но не вызывающе дорогой автомобильной акустики производится до обидного мало. Попробуем вспомнить, какие модели из проходивших по нашим тестам за последнюю пару лет могли бы претендовать на звание «не очень дорогих». За точку отсчёта (для линейности модели) возьмём Audison Thesis, которая будет считаться таковой при цене на нефть сорта Siberian Light не ниже 70 долларов за стакан. Вот дождёмся — купим. Morel Elate и Focal К2 Power — аккурат вдвое дешевле, но и их лично я не решусь отнести к категории изделий средней доступности. Впрочем, мы с вами привыкли оперировать точными категориями, поэтому давайте теперь уточним, что же мы будем вкладывать в понятие «не очень дорогой»? Скажем так: выше 25000 рэ — это, значит, 1000 баксов «по-старому» —считаем, что дорого. Независимо от того, что теперь это уже 800 с чем-то. (Эти выкладки писаны были в первой половине августа, если теперь они устарели, то не я в этом виноват.) Снизу мы можем назначить границу чуть ли не произвольно, там всё равно вакуум. А тогда можно в этом качестве задействовать теперешнюю ценовую границу (но уже верхнюю) наших групповых тестов. И получаем «не очень дорого» — это от 10 до 25 тысяч наших родных. Опять обращаемся к архиву тестов. Genesis Studio, Boston PRO — по строгому численному критерию тоже в пролете. Остаётся Focal KR (или KR2), Alpine SPX PRO и... И всё. Как и было сказано: «до обидного мало». И когда известный и уважаемый производитель выпускает на рынок продукцию столь редкой ценовой категории, это, несомненно, праздник. Из тех, которые не всегда с нами...
    Я бы не сказал, что конструкция акустики DLS Nórdica 6.2 поражает необычностью. Но ведь задача, строго говоря, не заключается в том, чтобы создать что-то необычное — за сто (без малого) лет существования электроакустики человечество научилось делать головки и громкоговорители исключительно высокого качества и не выходя за рамки привычного. Хотя в наше время иные производители видят в необычности устройства динамиков чуть не единственный способ «зацепить» покупателя.  А то, что революционность почти любой, самой безумной конструкции обосновать в глазах дилетанта не проблема — факт общеизвестный. Так вот, шведские разработчики, насколько я понимаю, пошли по принципиально другому пути, решив оставаться в рамках традиционных представлений и конструкций, насколько это возможно. А возможно это оказалось на все сто процентов. Ну, может, на «все» девяносто пять. Но делать всё решили по-настоящему, не загоняя конструкцию в тесные рамки экономии на технологиях и материалах.
    Диффузор мидбаса изготовлен из натурального (не в смысле «природного», а в смысле дюпоновского) кевлара. Вот, кстати, народная молва гласит, что с кевларом за всю историю электроакустики умела (а может, и теперь не разучилась) работать лишь фирма В&W — у всех остальных на АЧХ кевларового мидбаса непременно вылезает пик на частотах когда 3, когда 4 кГц, так и называемый в узких кругах — «кевларовый резонанс». Потом посмотрим, что узкие круги скажут про диффузор «Нордики».
    В центре диффузора находится 40-миллиметровый центральный колпачок из мягкого пластика. Диффузородержатель литой, с узкими, но глубокими спицами. Резонансам в такой конструкции попросту не находится места. Профиль резинового подвеса (10 мм) плавно переходит от гофра

    к диффузору — мы его называем конгруэнтным. У магнита почти сабвуферные пропорции, габариты 97 х 20 мм (100-миллиметровые магниты у фриэйрных сабов нам встречались). Диаметр осевого отверстия пусть и не сабвуферный, но и,5 мм — это солидно. И естественно, что калибр звуковой катушки не 25 мм — в данном случае он где-то на четверть дюйма больше, примерно 32 мм. Отводу тепла от катушки способствуют сплошной пояс обдува в корпусе головки и шесть отверстий в каркасе. Рамка изготовлена в сборе с защитной решёткой, и крепёжные винты останутся на виду, зато решётка даже по прошествии долгого времени «разговаривать» не будет. Акустический кабель фиксируется пружинными зажимами обычного (иными словами, опять же сабвуферного) размера, но диаметр отверстия здесь выбран с учётом «обстановки на фронте».
    Твитер с мягким куполом (29 мм) примечателен не столько конструкцией, сколько габаритами и массой. И первые, и вторая обусловлены увеличенной задней камерой пищалки и металлическим литьём корпуса. Металл, кстати говоря, ощутимо тяжелее алюминия, почти наверняка это цинковый сплав, наподобие тех, из которых отливались детали карбюраторов. Там это было, чтобы хорошо отливалось, а здесь, помимо этого, важно и то, что цинковое литьё намного лучше поглощает внутренние резонансы. Иными словами: алюминиевый колокольчик хоть как-то звенит, цинковый — вообще никак. Защитная решётка вкупе с фланцем корпуса отлиты из того же материала (и с теми же помыслами).
    Помните, сказано было, что конструкция обычная на девяносто пять процентов? Оставшиеся пять — это две воздушные катушки кроссовера. Намотку ленточным проводником всё же не назовёшь обычной, хотя такой приём позволяет сократить объём катушки процентов на тридцать или больше, при этом даже в массе меди удаётся выиграть не меньше 10% при сохранении заданного омического сопротивления. Кроме катушек (и резисторов, конечно) в фильтрах задействованы два конденсатора, одиниз них — полипропиленовый. Формул кроссовера здесь может быть две: I + III или II + II. Какая из них здесь на самом деле? Оставим вопрос открытым, это ненадолго. Выбором уровня твитера заведует довольно массивный переключатель на четыре положения, обозначенных как +2/0/-2/-4 дБ.
    Прослушивание мы всегда начинаем с верхнего положения аттенюатора, и такой приём уже неоднократно позволил нам выиграть немного времени. Даже в этом положении переключателя «партия меди» в соло на ударных инструментах не отличалась избыточностью (тем более когда были ещё свежи воспоминания о тестах «лопухов»). Обертоны мужских голосов передаются несколько жестковато. При этом сибилянты производят самое выгодное впечатление благодаря своей естественности. Интонации показались немного сдержанными, возможно, такое ощущение возникает вследствие отсутствия некоторых мелких деталей. Женский вокал мягкий, человечный, однако по мелочам ощущается некоторая недоговорённость. Скрипки простоваты, хотя звучат они комфортно. Роялю чуть недостаёт резкости, но такая подача очень неплохо вписывается в общую манеру этой акустики. Рельеф на басах очень естественный (реально заслушаешься), хотя атака всё же слишком осторожная. Маракасы интеллигентные, но интерпретируются, на наш взгляд, несколько старомодно. Бубнам не хватает музыкальности. Но это если акустика (конкретно — пищалки) стоят, как обычно, под углом 25 градусов к оси. Если же развернуть её прямо, бубны становятся очень похожими на себя, разве что холодноватыми.

    Максимальная/номинальная мощность (по данным изготовителя), Вт 180/100
    Диапазон воспроизводимых частот, Гц (-3 дБ) 63 — 18000
    Чувствительность, дБ/Вт (1м) (150—15000 Гц) 86,5
    Средний коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 160 — 4000 Гц), % 0,739 
    Коэффициент нелинейных искажений (90дБ(1 м), 80— 125 Гц), % 0,940

    Параметры Тиля — Смолла 
                      Fs, Гц          Vas, л            Qts
    Мидбас       48,4             17,7            0,504
    Твитер         870                -                   -

    Силовой фактор солидный, но без экстрима, 5,27 Тл м — у некоторых (хотя и немногих) «шестёрок» бывало и поболе. Но и «подвижка» здесь очень увесистая, 15,1 г. (Кто носил бронежилет из кевлара, подскажите, легко ли это? А то мне на дали носить, по зрению...) Так что предсказанная расчётами чувствительность мидбаса лишь 87 дБ/Вт, «по жизни» ещё чуть-чуть отъел фильтр кроссовера, так что зафиксированный показатель для «шестёрки» далеко не самый впечатляющий. Что мы за это имеем? В электроакустике ведь не бывает ничего бесплатного, как в плохом, так и в хорошем смысле. Имеем очень хорошее сочетание резонансной частоты и полной добротности. Добротность около 0,5 — это хорошо лишь тогда, когда Fs ниже 60 Гц, иначе возникнут проблемы с АЧХ на нижнем мидбасе. А где здесь резонанс — сами видите, как следствие — и проблем с АЧХ нет, и импульсная характеристика оптимальна. Искажения на средних частотах на хорошем среднем уровне, но их было бы на круг ещё меньше, если бы не локальный «всплеск» около 500 Гц (2,2%). Что же касается искажений на верхнем басе, то с этим всё не просто в порядке, а в образцовом порядке. Теперь обратимся к графикам.

    На первом из них показаны характеристики импеданса для каждой из головок и кривые звукового давления для каждой из них (без фильтра, напрямую, как при поканалке). Пик на импедансной кривой мидбаса на частоте 600 Гц означает, что здесь головка получает лишнюю колебательную степень свободы. Для модального перехода рано, возможно, начинает «хлопать» мягкий центральный колпачок. Тогда и неудивительно, что с этим пиком примерно совпадает рост гармоник. (Точно совпадать эти две частоты не обязаны.)
    Обращает на себя внимание невысокая индуктивность звуковой катушки мидбаса, это должно облегчить её работу с пассивными фильтрами низких порядков, насколько это оказалось востребовано конструкторами, увидим совсем скоро. Пищалка неспроста имеет солидные габариты, столь низкой частоты резонанса (без фокусов с «двугорбой» импедансной кривой) я с ходу и не припомню — у купольных «серединок» резонанс порой ненамного ниже. Понятно, что нелинейные искажения твитера даже при частоте среза 2 кГц должны быть невысокими. Правда, форма АЧХ пищалки показывает, что «резать» её надо никак не ниже 3 кГц. А если опять присмотреться к её импедансу, можно увидеть, что после первого резонанса идёт ещё один, только он задавлен, как в Transmission Line. АЧХ тоже очень похожа на TL с настройкой на 1500 Гц и антирезонансом на этой частоте. Уже после осмысления измерений в корпусе твитера я нашёл отверстие, которое могло сработать таким образом. А характеристика мидбаса выглядит очень мило: пик на 4 кГц почти незаметен, поскольку уже от 2 кГц начинается неуклонный спад АЧХ. Без тяжёлой «подвижки» такого не получить.
    А так выглядят характеристики фильтров по напряжению. Частоты среза я бы определил как 1,7 кГц (НЧ) и 7,6 кГц (ВЧ). Формально «раздвижка» полос — чрезвычайная, но именно это служит косвенным предвестником того, что фильтры согласованы с АЧХ головок, и по звуковому давлению связки головка-фильтр окажутся в оптимальном положении. По электрическим характеристикам фильтров можно сделать вывод, что полоса НЧ фильтруется первым порядком, ВЧ — третьим. Кстати, при включении аттенюатора частота среза фильтра ВЧ сдвигается вниз (до 5,5 кГц в нижнем положении переключателя). Пока запомним это наблюдение.
    На третьем графике характеристики импеданса системы в сборе (в двух крайних положениях аттенюатора), это так, для справки, а также главное: частотные характеристики по звуковому давлению каждого из компонентов, но уже с участием фильтров. Фильтром ВЧ удалось основательно подавить пик на 4 кГц (у твитера), не говоря уже о всплеске на частоте основного резонанса. То же можно сказатьи в отношении фильтра НЧ — насчёт пика на 4 кГц. И вот теперь обратите внимание: эффективная крутизна спада на полосах примерно одинаковая, а частота раздела — в привычных рамках. Хотя, как кажется, её можно было выбрать и пониже.
    И вот что получается в результате. Дисперсия излучения системы не самая ровная и не очень широкая, так что твитер лучше ставить «в лоб». С ростом глубины аттенюации форма АЧХ на верхах меняется не в лучшую сторону, так что аттенюатор лучше оставить на максимуме. И ещё: глубина провала на 3 кГц тем больше, чем выше уровень твитера, то есть два излучения складываются в противофазе. (При смене полярности АЧХ вблизи 3 кГц становится ровнее, но появляется глубокий провал на 5 кГц.) То есть в данном случае есть резон попробовать включение би-ампингом с использованием активных фильтров. Тем более что комплектный кроссовер на «поканалку» не рассчитан.
    Какое оформление можно использовать? Говоря округлённо — любое. В объёме двери вы получите полную добротность 0,60. Нижняя частотная граница в свободном поле составит 72 Гц. А в салоне получится довольно ровная АЧХ с провалом около 1 дБ на частотах от 65 до 120 Гц, уходящая далеко в инфразвуковую область (6,3 Гц по уровню -3 дБ). Минимальный объём ЗЯ (при добротности 1,1) равен 3,9 л. Нижняя частотная граница выйдет на отметку примерно 85 Гц (это, считайте, в объёме кикпанели, ничего себе...), правда, на АЧХ появится горб с максимумом 1,8 дБ на частоте 150 Гц. Даже если объём уменьшить до 3,5 л, горб возрастёт лишь до 2 дБ (140 — 170 Гц), а это, в общем, не так и страшно.

    ЛИЧНОЕ ДЕЛО

    ЧТО
    Двухполосная акустика 6 дюймов
    КТО
    DLS Nordica 6.2
    ПОЧЕМ
    21300 руб.
    ЭТО — ПЛЮС
    Увеличенный запас мощности
    Идеально согласованы головки и фильтры
    Низкие искажения на басах
    Может работать в любом оформлении
    ЭТО — МИНУС
    Невысокая чувствительность
    Узкая дисперсия излучения твитера
    ОДНИМ СЛОВОМ...
    Праздник, мы же говорили...

    РЕЙТИНГ

    Конструкция 9
    Частотная характеристика 8
    Чувствительность 7
    Басовый потенциал 8
    Звук 9
    Итог  41

    Источник: журнал Автозвук, 09/2009.Текст и измерения: Юрий Евтушенко

     Связанные товары из каталога МАГНИТОЛА
    DLS Nordica 6.2
    DLS Nordica 6.2
    В каталог МАГНИТОЛА >>
  • Предложения партнеров МАГНИТОЛЫ

  cc by-nc-sa