Новости и статьи по автозвуку на МАГНИТОЛЕ
  • На ковёр! Компонентная акустика DLS Scandinavia. Тройка нападающих.

    Часто ли шведы нападают? Смотря на кого. И в чём. В хоккее — часто. В автозвуке они давно построили мощнейшие оборонительные сооружения, что твой Маннергейм, но решительную атаку начали только в этом году.

    О предстоящей атаке они объявили заранее, выпуск акустики DLS Scandinavia Series сопровождался объяснением, что далеко не в последнюю очередь эта серия адресована автозвуковым спортсменам высшей лиги и, разумеется, тем, чьи требования к качеству звучания находятся на таком же уровне. Поэтому и запуск «Скандинавии» в серию происходил с учетом рекомендаций звёзд автозвука, они намеренно получили предсерийные образцы намного раньше, чем обычные покупатели — серийные. Вот вам пример на материале одной из стран, куда поставляется продукция DLS (не будем её называть, разумеется): в машине Ford S-Max студии «АМ-Стиль» (в стране, о которой идёт речь, есть такая) акустика Scandinavia появилась задолго до Еврофинала EMMA 2008 года, а на складе компании «Не будем называть какая Игра» — существенно позже. Зато появилась уже проверенной в боях и даже с орденом, в этом году DLS Scandinavia Series получила приз EISA «Автомобильная акустика года». А то, что к нам в руки она попала позже, чем в похожие с виду руки журналистов из Швеции, Германии и Финляндии — не наша вина.
    Шведская «тройка нападающих» получила гордое и патриотичное имя, и понятно, какие на неё шведы возлагают надежды. Игроки тройки имеют номера 6,3 и 1 (номера соответствуют типоразмеру головок в дюймах). Есть у них и внутренние обозначения: DSC 6, DCS 3 и DCS 1. Я буду называть их именно так, всё же Scandinavia звучит гордо, но длинновато. Дизайнера попрошу на графиках написать полностью, ему фамильярничать не по чину.
    У басовой головки DSC 6, как и положено, литой корпус с тонкими спицами характерной для DLS формы, хотя, несомненно, со своим лицом. Для нас наиболее существенно то, что резонансы в отливке подавлены в достаточной мере. Центральный колпачок (63 мм) изготовлен из мягкого пластика. Материал диффузора — алюминиевый сплав, материал довольно коварный, но, как вы потом увидите, характерный металлический резонанс авторам разработки удалось подавить почти полностью. А вот теперь — что-то новенькое. (Или наоборот?) Мы привыкли к тому, что мидбасовые головки DLS повышенного разбора делаются только с обращенной магнитной системой и, как правило, с трёхдюймовой катушкой. Но DSC — это не головка повышенного разбора, это специальная разработка, призванная решить конкретную задачу: если по плану — завоевать чемпионское звание, если не по плану, то по меньшей мере потеснить игроков высшей лиги. В общем, магнит в данной конструкции внешний, и габариты его 110 х 15 мм. Впрочем, для звуковой катушки диаметром 51 мм это не очень и много, а потому я не исключаю, что магнит комбинированный и на внутренней части магнитопровода скрыто «секретное оружие» викингов, выкованное из неодима. Диаметр осевого отверстия 20 мм — типичный для головок с двухдюймовыми катушками, только обычно это случается с сабвуферами. Уплотнительного кольца на ободе корпуса нет, но рамка решётки хорошо ложится на предназначенное для неё место. Относительно узкий (10 мм) подвес теоретически может служить ограничивающим фактором при работе с басами на повышенной громкости. Вентиляции звуковой катушки способствуют широкие окошки в корпусе ниже центрирующей шайбы. Винтовые зажимы, к сожалению, стоят слишком близко к корпусу, и при использовании проводов достаточно большого калибра зажимать их не очень удобно. Провода к катушке подведены по второму способу и без фиксации на конусе.
    У среднечастотной головки DSC з ажурный литой корпус и диффузор из кевлара. Кстати, меня всегда удивляло,  отчего производители акустики стремятся диффузоры НЧ и СЧ-головок изготовить из одного материала — ясно же, что требования к ним разные. Просто оттого, что лучше получаются на фотографиях? Ну, отметим (во второй раз в этом номере), что не все предпочитают гламур акустической целесообразности. Центральный колпачок (28 мм) изготовлен из ткани с пропиткой, применительно к пищалкам мы такую деталь называем мягким куполом. Ажурное литьё корпуса и крупный магнит (68 х 10 мм) под металлическим кожухом придают среднечастотнику профессиональный вид. Размер звуковой катушки (25 мм) обычен для мидбасов, для трёхдюймовой «серединки» его, безусловно, следует считать увеличенным. Ширина подвеса (6 мм) и здесь невелика, очевидно, разработчики стремились максимально сберечь излучающую площадь диффузора. Уплотнительного кольца на корпусе нет, комплектные решётки спокойно обходятся и без него, ну а о штатных посадочных местах в данном случае рассуждать неприлично, звёзды не ездят в метро. Контактные пластины установлены по касательной к поперечному сечению головки (а не по радиусу), однако клеммы-«лопаточки» всё же выходят за посадочный размер динамика, а потому не исключено, что при монтаже DSC 3 в тесный бокс придётся соединять провода пайкой.
    Пищалка DSC 1, судя по всему, наиболее сильный игрок в тройке. По комплекции и физической форме уж точно. Визитёры из соседней редакции отказывались верить, что это — автомобильная пищалка, «у них» точно такие же по виду стоят в домашней акустике. Действительно, у DSC 1 типично домашние стати и внешний (а не внутренний) магнит габаритами 72 х 15 мм.
    Пищалка рассчитана только на заглублённый монтаж с креплением фланца шестью винтами. Если потребуется установить её на поверхность... извините, по привычке. Какая тут поверхность, такие компоненты не лепят куда попало на трёх шурупах. Больше не буду. Как это принято в подобных конструкциях, мембрана пищалки нагружена на короткий рупор, который помогает поднять отдачу на низких (для пищалки) частотах. В данном случае это отнюдь не дань традициям, поскольку при заявленной частоте резонанса 655 Гц (!) пищалка может выполнять свои обязанности, начиная с частоты 1,3 кГц. Весьма примечательна форма тканевой мембраны твитера. При столь низкой частоте резонанса пришлось и подвес делать шире (по факту — 6 мм), в результате купол диаметром 25 мм как бы дополнен кольцевым излучателем внешним диаметром 37 мм.
    В этом месте у нас обычно фигурирует описание кроссовера, но кроссовера, если кто не понял, в данном комплекте и нет. Scandinavia Series задумана была именно как серия, из которой набирается требуемый комплект. У нас сейчас комплект почти в полном составе, на скамейке запасных остался мидбас DSC 6/2 — вариант для двухполосной системы, у него и диффузор другой, и параметры существенно иные. Есть сведения, что уже готов пассивный кроссовер для 2-полосного включения DSC 6/2 и DSC 1, но то, что пока нет трёхполосного, может, даже и к лучшему, такие комплекты почти с гарантией будут использованы для поканального подключения.Здесь мы опускаем установочную часть — как мы настраивали активные фильтры и выставляли уровни усилителей. Возможно, такая информация была бы полезной для многих, но к тесту она никак не относится. Скажу лишь, что в нашей «инсталляции» предпочтительным оказалось реверсное подключение твитера и вуфера относительно серединки.
    Голос «Скандинавии» определённо примечателен, акустика не склонна к приукрашиванию звука, от этого звучание иногда кажется несколько отстранённым, невозмутимым, что ли... Сибилянты мужского вокала несколько жестковаты. Полной слитности на низких голосовых нотах не достигается, хотя и то, что она не полная, удаётся почувствовать не сразу. Интонации свободны от излишнего нажима, но проявлены в полной мере. Женский вокал простоват, похоже, ему недостаёт «красивостей», зато всё понятно и предсказуемо. Едва подчёркнутые шипящие звуки раздражения не вызывают, напротив, лично у меня возникло ощущение праздничной атмосферы. Контрабас очень красивый, в его партии прослеживается не только ритмика, но и мелодический ряд, фронтальная акустика обычного размера такой эффект даёт очень редко. Аккорды рояля на середине немного сглажены, зато и лишней звонкости в них нет. Скрипки немного неровные — то вкрадчивые, то напористые. Бубен суховат, но при этом, несомненно, похож на живой инструмент. Маракасы лишены остроты, но от этого не менее (а может, и более) музыкальны. Хай-хэт звучит отрывисто и проявляет себя именно как ударный инструмент. Надо признать, что прослушивание заканчивать не хотелось — очень уж подкупающе выглядела естественная и свободная проработка нюансов.

    Бесплатный совет: басовую головку лучше монтировать в ЗЯ объёмом от 2,5 до 10 л.

    DLS Scandinavia 6/3/1
    Рекомендуемая мощность усилителя (по данным изготовителя), Вт 50 — 200 
    Диапазон воспроизводимых частот, Гц (-3 дБ)
    Чувствительность, дБ/Вт (im) (150 — 15000 Гц)
    Средний коэффициент нелинейных искажений
    (90 дБ (1 м), 160 — 4000 Гц), % 87 — 22000 87,5 1,20 
    Коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 80 — 125 Гц), % 1,34 

    Параметры Тиля - Смолла                       НЧ         СЧ             ВЧ
    Частота собственного резонанса Fs, Гц      51,6       100,9         648
    Эквивалентный объём Vas, л                     13,2        1,55             -
    Полная добротность Qts                             0,431      0,599           -

    Обратите внимание, вместо того, чтобы указывать допустимую мощность, составители спецификаций дают рекомендованную мощность усилителя. Причём одни и те же цифры фигурируют у каждого игрока из тройки, что, конечно, не означает, что, решив включить эту акустику с пассивным фильтром, надо будет взять усилитель втрое мощнее. Когда имеешь дело с акустикой такого разбора, надо больше обращать внимание на качество усилителя, нежели на его мощность.
    У басовой головки достойный силовой фактор (6,8 Тл м), но и масса подвижной системы (16,1 г) тоже не из низких. А впрочем, как бы иначе удалось получить частоту резонанса на грани сабвуферной? Ну или неподалёку. У среднечастотника средний силовой фактор (3,0 Тл м) и среднетяжёлая «подвижка». В итоге по чувствительности (87,7 и 85,3 дБ/Вт) «серединка» отстаёт от баса примерно на 2,5 дБ. Вот вам одна из причин, по которой для многих трёхполосок подключение способом би-ампинга (по крайней мере — «би», а лучше уж — «три») является предпочтительным. Показатель общей чувствительности для активных систем в известной мере условный, мы его «привязали» к чувствительности басовой головки на частоте 200 Гц. Нелинейные искажения на середине в норме, на верхнем басе — довольно-таки низкие. Для полноты эксперимента мы даже подали на эту акустику сигнал с частотой 63 Гц при уровне звукового давления 90 дБ, обычно мы этого не делаем, типичные «шестёрки» к таким частотам относятся крайне отрицательно. В данном случае мы получили значение КНИ всего 3,1%, в то время как обычно это бывает... Впрочем, не надо о грустном.

    На первом графике вы видите характеристики импеданса каждого из компонентов. Обращают на себя внимание нетипично низкие частоты резонанса всех трёх «игроков», не только басового. У 3-дюймовой «серединки» резонанс на 100 Гц, где это видано, у пищалки — как у хорошего купольного среднечастотника, при этом ВЧ-излучатель явно обходится без ферромагнитного жидкого «тормоза» в зазоре.

    Так выглядят АЧХ каждого из компонентов системы при подключении к усилителю напрямую. Частотные характеристики под углом 30 и 50 градусов будут полезны для осознанного выбора частот среза фильтров при поканальном включении. Заметьте, что пики на характеристиках «металлической» басовой головки (3 и 5 кГц) выражены совсем не так уж явно. Частоту среза фильтра НЧ басовика можно брать любую, хоть 5 кГц. Для НЧ-звена трёхполосной акустики это, разумеется, случай академический, тем более что именно эта головка предназначена эксклюзивно для трёхполосок, но недооценивать это наблюдение нельзя: наиболее корректная работа излучателей в многополосной акустике достигается, когда АЧХ и ФЧХ излучателей остаётся ровной и в полосе затухания фильтра, чем дольше остаётся, тем лучше. Характеристика СЧ-головки выглядит не столь безоблачно, горб на 1,5 кГц несколько портит общее впечатление. Частоту среза фильтра ВЧ можно бы выбрать около 1,5 кГц, при этом пищалку пришлось бы «резать» на 2 кГц. С данной пищалкой такое вполне возможно, как и с «серединкой», впрочем, которая у нас безоблачно доигрывала до 150 Гц даже в небольшом боксе. Обратите внимание на «угловые» частотные характеристики твитера: создаётся впечатление, что работают два излучателя. В какой-то мере так и есть: с 1 кГц 37-миллиметровая мембрана начинает проявлять направленные свойства, но выше 2,5 кГц внешнее кольцо «выходит из игры», и тут уже дисперсия излучения обусловлена лишь свойствами купола. Так выглядит суммарная АЧХ системы после настройки фильтров и уровней усилителей. Несколько настораживает лишь перепад уровня от 2,5 до 5,5 кГц, но и он укладывается в диапазон 5 дБ, а вся осевая характеристика ложится в допуск +1,5/-3,5 дБ- У системы довольно широкая дисперсия излучения на частотах до 5 кГц — в этом с трёхполосками обычным системам конкурировать трудно.

    После окончания опытов мы сняли характеристики фильтров активного кроссовера в том положении, которое обеспечило наиболее ровную АЧХ. Уровень «серединки» поднят на 1,5 дБ относительно баса, пищалка, напротив, на 7 дБ опущена. Частоты среза (в герцах) привожу «по формуле»: 480 + (330 + 2300) + 3100, в скобках, как всегда, полосовой фильтр.

    И наконец, характеристики фильтрованных компонентов системы по звуковому давлению. Частоты среза почти не изменились, здесь они такие: 540 + (340 + 2200) + 3100. Заметьте, что спад повсюду примерно одинаковый, 12 дБ/окт., таково следствие линейности АЧХ компонентов за пределами их рабочего диапазона, ну и, разумеется, результат активной фильтрации, при использовании пассивных фильтров так бы вряд ли получилось. Как и всегда, СЧ-головку можно монтировать в любой ЗЯ. В объёме 2 л вы получите полную добротность 0,775 и нижнюю граничную частоту 124 Гц. В ящичке 0,75 л полная добротность выйдет на единицу, а граничная частота на 140 Гц. «Тренеры» из DLS рекомендуют объём 1,0 л. Басовая головка в объёме двери будет иметь полную добротность около 0,5 с нижней частотной границей 95 Гц (в свободном поле). В условиях автомобильного салона частотная характеристика выходит на уровень -2,8 дБ и идёт горизонтально вплоть до инфразвука. При работе с сабвуфером и этого достаточно, но если вы хотите частоту сопряжения с сабом снизить, басовый динамик желательно поместить в ЗЯ. В объёме 10 л вы получите добротность 0,64 и граничную частоту 89/67 Гц. На Баттерворта выйдете в 7-литровом ЗЯ (граничная частота 88/75 Гц). Можно взять и совсем малый объём (как раз для кикпанели) 2,6 л, граница попадёт на 100 Гц при добротности 1,0. И опять же изготовитель рекомендует ЗЯ с объёмом от 7 до 9 л. Наши рекомендации, как обычно, шире, нам не жалко...

    ЛИЧНОЕ ДЕЛО
     
    ЧТО
     
    Трёхполосная компонентная 
    акустика 6 дюймов 
    DLS Scandinavia 6/3/1 
    ПОЧЕМ 
    15090 + 8550 + 799 Руб. 
    ЭТО — ПЛЮС 
    Повышенный запас по перегрузке 
    Низкие искажения 
    Широкая дисперсия на средних частотах 
    Может работать в широком диапазоне объёмов 
    ЭТО — МИНУС 
    Сейчас, подождите, подумаю... 
    ОДНИМ СЛОВОМ... 
    Тройка начинает и... 
    РЕЙТИНГ 
    Конструкция 9
    Частотная характеристика 9
    Чувствительность 8
    Басовый потенциал 8
    Звук 9
    Итог 43

    Источник: журнал Автозвук, 10/2009. Текст и измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО 

     Связанные товары из каталога МАГНИТОЛА
    DLS Scandinavia 1
    DLS Scandinavia 1
    DLS Scandinavia 3
    DLS Scandinavia 3
    DLS Scandinavia 6
    DLS Scandinavia 6
    В каталог МАГНИТОЛА >>
  • Предложения партнеров МАГНИТОЛЫ

  cc by-nc-sa